Страница 1 из 1

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 20 Май 2008 23:35
Иван Кукушкин
Н-305 ПС-41 М-103 / СБ 2хМ-103

С началом советско-финляндской войны в декабре 1939 г. из числа полярных пилотов и опытных летчиков ГВФ была образована специальная группа под руководством И. П. Мазурука. Группа действовала на самолетах СБ в сложных метеоусловиях и по ночам. В конце кампании командир группы Илья Мазурук предложил «присвоить» пару СБ для последующего использования их на Севере. Согласно рассказа участника событий, известного полярного штурмана Валентина Аккуратова, два СБ после окончания боевых действий перегнали в Москву, где их срочно перекрасили в оранжевый и синий цвета. Такая окраска, принятая в Полярной авиации, позволяла хорошо различать самолет на фоне белого снега в случае вынужденной посадки. Дополнительным внешним отличием этих самолетов стала рамка радиокомпаса над кабиной штурмана и нестандартная стойка радиоантенны. 22 февраля 1940 г. оба самолета СБ были зарегистрированы с бортовыми номерами УПА ГУСМП как ПС-41 СССР-Н304 и ПС-41 СССР-Н305.

Еще один СБ — официально полученный как ПС-41, заводской № 20/249, бортовой СССР-Н312 — Управление полярной авиации получило в октябре 1940 г.

Поначалу данные три экземпляра предполагалось использовать для ледовых разведок в северных морях и для скоростного сообщения с полярными зимовками. Однако на практике оказалось, что СБ требует наличия хороших аэродромов, поэтому машины числились в московской группе особого назначения (МАГОН) УПА и использовались в основном для тренировочных полетов.

С началом войны приказом Наркома Военно-Морского флота № 00180 от 10 июля 1941 года была сформирована 2-я авиагруппа ВВС ВМФ под командованием И. П. Мазурука. Все 3 ПС-41 вошли в состав этой авиагруппы, насчитывающей 16 самолетов.

Во второй половине августа 1941 г. 2-я авиагруппа приступила к воздушной охране западной части Северного морского пути. В том же месяце авиагруппа вошла в состав вновь сформированной Беломорской военной флотилии. В зимнюю навигацию 1941/42 г. самолеты группы вели ледовую разведку для обеспечения боевых операций кораблей Северного флота и Беломорской флотилии.

Изображение Изображение

[ Михаил Маслов. "Скоростной бомбардировщик СБ. Развитие". Москва, «Цейхгауз», 2006. ]




Изображение
[ Wiktor Kulikow, Robert Michulec «AJ-Press - Monografie lotnicze. #083. Tupolew SB» ]

Эта фотография использована в "Война в воздухе" №116, 2004г. СБ-2 с ошибочным описанием:

В начале 1940 самолеты ПС-41 поступили в Полярную Авиацию, которая тогда называлась Авиаарктика. Эти машины были оборудованы неубираемыми лыжными шасси. Для лучшей заметности носовые части фюзеляжей самолетов Авиварктики окрашивались в красный цвет.
Летчик позирует на фоне синего ПC-41 Полярной Авиации. Нос фюзеляжа и передние части мотогондол окрашены в красный цвет. Мачта радиоантенны установлена перед козырьком кабины пилота. Надпись «АВИААРКТИКА» выполнена черной краской."


Архив РИА "Новости"
Фото #18018 http://visualrian.ru/images/item/18018
Изображение

http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1887#p1887
Сводная ведомость наличия самолетов в неармейских наркоматах СССР на 01.04.1941 г.
По Главсевморпути данные по состоянию на 01.12.40

ПС-40 М-100: 1
ПС-41 М-103: 2

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 06:01
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:Н-305 ПС-41 М-103 / СБ 2хМ-103

...С началом войны приказом Наркома Военно-Морского флота № 00180 от 10 июля 1941 года была сформирована 2-я авиагруппа ВВС ВМФ под командованием И. П. Мазурука. Все 3 ПС-41 вошли в состав этой авиагруппы, насчитывающей 16 самолетов.

Во второй половине августа 1941 г. 2-я авиагруппа приступила к воздушной охране западной части Северного морского пути. В том же месяце авиагруппа вошла в состав вновь сформированной Беломорской военной флотилии. В зимнюю навигацию 1941/42 г. самолеты группы вели ледовую разведку для обеспечения боевых операций кораблей Северного флота и Беломорской флотилии.

И.Д.Папанин, "Лед и пламень". М.: Политиздат, 1977.
Главы «Война!», «В поморской столице»
http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/07.html

Я часто вспоминаю тот день, который определил мою судьбу в военные годы, день 15 октября 1941 года, когда меня неожиданно вызвали в Государственный Комитет Обороны.
— Товарищ Папанин, — сказал председатель ГКО, — хочу сообщить вам о решении: посылаем вас в Архангельск как уполномоченного Государственного Комитета Обороны. — Товарищ Папанин, — сказал председатель ГКО, — хочу сообщить вам о решении: посылаем вас в Архангельск как уполномоченного Государственного Комитета Обороны.

Возвращаясь из Кремля, я мучительно раздумывал над тем, где взять людей и в Архангельске, и в Главсевморпути. Марк Иванович Шевелев с первых дней войны ушел в Военно-Воздушные Силы и был занят формированием Авиации дальнего действия (АДД). Его сменил Илья Павлович Мазурук, который только что прилетел из Арктики в Москву.
...
В Архангельск со мной поехала небольшая группа работников Главсевморпути. Возглавлял ее Илья Павлович Мазурук....

В начале второй декады ноября 1941 года, когда закончилась арктическая навигация, наш штаб пополнился опытными полярниками. Ареф Иванович Минеев стал моим помощником, а Николай Александрович Еремеев — начальником штаба. Это было солидное подкрепление. Мазурук состоял при штабе недолго. Из находившихся в Архангельске гражданских самолетов он сформировал при Беломорской военной флотилии особый отряд, который вел над Белым морем воздушную разведку и поиски вражеских подводных лодок.


Похоже, но время как-то уж больно сильно расходится :|

В начале зимы Мазурук вылетел "на своем самолете" (м.б. это и был Н-305 перешедший в особый отряд?) для обследования Мурманского порта. Вместе с Мазуруком полетели Минеев, Герасимов, Еремеев и представители Наркомморфлота — капитан дальнего плавания Бочек и начальник Архангельского порта Бейлинсон. Вторым пилотом летел Орлов.
Через три дня комиссия возвратилась в Архангельск, далее - в Москву (Мазурук, Минеев и Герасимов. )

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 14:05
Alexander Belov
Коллеги, на СБ не было второго пилота. В случае необходимости управление мог взять штурман - в его кабине была съемная ручка.

И пассажиров на СБ посадить можно было только в кабину стрелка, но указанное количество в нее ну никак не поместится. Так что самолет в последней цитате скорее всего не СБ.

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 19:45
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Коллеги, на СБ не было второго пилота. В случае необходимости управление мог взять штурман - в его кабине была съемная ручка.
И пассажиров на СБ посадить можно было только в кабину стрелка, но указанное количество в нее ну никак не поместится. Так что самолет в последней цитате скорее всего не СБ.

Да, этого я просто не знал (мне можно, я совсем не "авиатор" :) ).
Можно было бы еще как-то посомневатся насчет пассажиров "а как же пассажирский ПС-40?", но эти то были точно переделанные под ГУСМП из армейских.

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 22 Май 2008 15:54
RUS
Alexander Belov пишет:И пассажиров на СБ посадить можно было только в кабину стрелка, но указанное количество в нее ну никак не поместится. Так что самолет в последней цитате скорее всего не СБ.

А бомбоотсек в пассажирскую кабину нельзя было переделать?

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 22 Май 2008 18:38
Alexander Belov
На СБ бомбоотсек - это шесть "соток", подвешенные вертикально за кабиной пилота. Вся остальная бомбовая нагрузка была на внешней подвеске.

Изображение

По рисунку можно оценить, насколько узок был фюзеляж СБ. Рама бомбоотсека входила в силовой набор фюзеляжа и так просто удалить ее было нельзя.

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 31 Май 2008 08:50
Иван Кукушкин
Д.Б. Карелин, Н. А. Волков, В. В. Жадринский, П. А. Гордиенко, "Ледовая авиационная разведка", ГУСМП, М-Л, 1946

Отзыв о СБ как о ледовом разведчике:

Самолеты «ПС-40» и «ПС-41» — двухмоторные монопланы с моторами по 1000 л. с. Вместе с добавочными баками имели запас горючего на 7—8 часов; скорость 220—240 км в чаc. Самолеты эти чрезвычайно неудобны для работы, так как радиус действия их недостаточен, а конструкция во многом неудобна для эксплоатацин в условиях Арктики. Они применялись из-за невозможности получить в 1940—1941 годах более усовершенствованные самолеты. У самолетов этой системы с точки зрения ледовой авиаразведки не было достоинств, о которых стоило бы упомянуть для учета в будущем.

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 11 Ноябрь 2009 23:29
Иван Кукушкин
Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H305
23.2.1940
СБ / ПС-41
Заводской №: 4/248

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 29 Май 2011 14:07
SVF
Полеты на ледовую разведку в 1941 г.:
"Самолет "Н-305". Командир И.С. Котов. Штурман Н.М. Жуков.
11 марта. Место вылета - Нарьян-Мар. Место посадки - Амдерма.
25 марта. Место вылета - Амдерма. Место посадки - Маточкин Шар.
26 марта. Место вылета - Маточкин Шар. Место посадки - мыс Желания.
28 марта. Место вылета - мыс Желания. Место посадки - о. Диксона.
30 марта. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Таймыра.
4 апреля. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - о. Уединения.
5 апреля. Место вылета - о. Уединения. Место посадки - о. Уединения.
8 апреля. Место вылета - о. Уединения. Место посадки - Игарка."

Командир Асямов. Штурман Н.М. Жуков.
1 мая. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Уединения.
1 мая. Место вылета - о. Уединения. Место посадки - о. Уединения.
5 мая. Место вылета - о. Уединения. Место посадки - мыс Желания.
7 мая. Место вылета - мыс Желания. Место посадки - Маточкин Шар.
12 мая. Место вылета - Маточкин Шар. Место посадки - о. Диксона.
13 мая. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Уединения.
15 мая. Место вылета - о. Уединения. Место посадки - Усть-Таймыра.
16 мая. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Амдерма."

[Ледовый ежегодник 1940/1941 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1940/1941 года и навигацию 1941 года. Под ред. Д.Б. Карелина и А.Ф. Трешникова. М-Л., Изд-во Главсевморпути. 1948 г.]

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 29 Июнь 2014 08:26
[ Леспромхоз ]
Советский Сахалин, 1941 № 106 (8, май)

 Советский Сахалин, 1941 № 106 (8, май) Преднавигационная ледовая разведка.jpg
ПРЕДНАВИГАЦИОННАЯ ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА

Черевичный готовится к возвращению в Москву
Высокоширотный рейс летчика Асямова

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ, 4 мая. (ТАСС). День 1 мая участники высокоширотной арктической экспедиции торжественно встретили вместе с коллективом полярников мыса Шмидта. Научные работники экспедиции тт. Острекин и Черниговский провели первомайский праздник на острове Врангеля.
Летчик тов. Черевичный успел совершить полет с мыса Шмидта в Анадырь и, пробыв там несколько часов, вернулся обратно. 3 мая в 6 часов 58 минут по московскому времени Черевичный стартовал с мыса Шмидта и через один час 27 минут посадил самолет «СССР Н—169» на острове Врангеля.
Механики экспедиции готовят самолет к обратному рейсу в Москву. На пути воздушная экспедиция проведет детальное обследование ледовой обстановки к северу от трассы Великой арктической магистрали. Главное управление северного морского пути поручило экипажу подробно осветить район острова Котельного, лежащий на границе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.

ОСТРОВ .УЕДИНЕНИЯ, 4 мая. (ТАСС). 5 лет существует полярная станция на острове Уединения — в центре Карского моря, у 78 параллели. Много раз полярники острова слышали гул моторов самолетов, когда арктические пилоты совершали в этом секторе ледовую воздушную разведку. Но только в марте нынешнего года здесь впервые опустился самолет: пилот тов. Котов доставил полярникам газеты и почту с Большой земли.
В первомайские дня остров снова навестили воздушные гости: сюда прибыл самолет «СССР Н—305», пилотируемый летчиком тов. Асямовым. Штурманом на этой машине — опытный арктический аэронавигатор тов. Жуков.
Пополнив запасы горючего, тт. Асямов и Жуков воспользовались хорошей погодой и стартовали с острова Уединения для ледовой разведки в высоких широтах Арктики. Самолет пробыл в воздухе около 8 часов. Экипаж обследовал район к северу от острова Уединения до 81 град. 30 мин. северной широты.
***

Раннюю преднавигационную ледовую разведку, помимо тт. Черевичного и Асямова, в Арктике ведут летчики и штурманы тт. Еременко, Бузаев, Жадринский. Панюшкевич и другие Собранные ими данные включаются в карты ледоных прогнозов к предстоящее арктической навигации.
(ТАСС),

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 29 Июнь 2014 09:48
Адольф Милованов
На 10.6.1940г. оба самолёта СБ Н-304 и Н-305 были в исправном состоянии и числились за Московской авиагруппой.

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 24 Октябрь 2020 09:28
Кара
и находились "На консервации по сезонности"

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 26 Ноябрь 2020 22:58
Кара
RUS пишет:
Alexander Belov пишет:И пассажиров на СБ посадить можно было только в кабину стрелка, но указанное количество в нее ну никак не поместится. Так что самолет в последней цитате скорее всего не СБ.

А бомбоотсек в пассажирскую кабину нельзя было переделать?


Alexander Belov пишет:На СБ бомбоотсек - это шесть "соток", подвешенные вертикально за кабиной пилота. Вся остальная бомбовая нагрузка была на внешней подвеске.

Чисто для информации, о перевозке людей в бомбоотсеке прочёл на Тризне https://trizna.ru/forum/topic/33031-%D1 ... B8/?page=2
"В авиакатастрофе погибли: два полковника из штаба 16 А (сидевшие на скамейке в бомбовом отсеке), генерал-майор (летевший на месте стрелка-радиста) и стрелок-радист (располагавшийся на шпангоутах фюзеляжа, сзади своей кабины и вынужденный прыгать через нижний люк, но парашют поздно открылся).

Подробности и причины авиакатастрофы здесь: https://ok.ru/nashiioni/topic/70085446099016

Н-305 (ПС-41 / СБ 2хМ-103)

СообщениеДобавлено: 18 Январь 2023 14:28
RUS
SVF пишет:Полеты на ледовую разведку в 1941 г.:
"Самолет "Н-305". Командир И.С. Котов. Штурман Н.М. Жуков.
11 марта. Место вылета - Нарьян-Мар. Место посадки - Амдерма.
[Ледовый ежегодник 1940/1941 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1940/1941 года и навигацию 1941 года. Под ред. Д.Б. Карелина и А.Ф. Трешникова. М-Л., Изд-во Главсевморпути. 1948 г.]


Фрагмент ледовой карты за март 1941 года.
Самолет Н-305, 11 марта, ледовая разведка в Печорском море.