Historik » 30 Октябрь 2016 21:31
Борт Ан-2 Н-640 с 23 января по 7 апреля 1957 г. принимал участие во 2-й КАЭ в составе морского авиаотряда Героя Советского Союза И.П.Мазурука. Прибыл и убыл в Союз на "Лене".
В 3-й КАЭ прибыл в Антарктиду на "Оби" в составе морского авиаотряда Героя Советского Союза К.Ф.Михаленко. При разгрузке судна на припайный лёд у станции «Мирная» 24 ноября 1957 г. вместе с санями и одним трактором утонул. Вот как описывал в своём дневнике это тяжёлое событие бортмеханик А.И.Кирилин: «23 ноября 1957 года. На лёд, кроме самолётов, выгрузили много тракторов и металлических саней весом по 6 тонн. На некоторых санях был груз в ящиках. Началась метель, и стало не до панорамы. Те трактора, на которых запустились двигатели, цепляют сани и – на «Мирный». Чагин с экипажем Карелина продолжали сборку своего самолёта. Если в первые, тихие, дни температура поднималась до нуля, то сейчас, в метель, солнца не видно и температура – 15ºC. Если в хорошую погоду был виден айсберг с нашим самолётом, то теперь все скрыто метелью.
Вечером команда Чагина закрепила свой самолёт за сани, а Як-12 – за другие и поднялась отдыхать на корабль в плохом настроении, так как сборка их самолёта не завершена.
24 ноября 1957 года. Рано утром до подъёма объявили тревогу – аврал по спасению груза и техники, выгруженных на лёд. От шторма повсюду стал разрушаться лёд, его уносит в бушующий океан. Что можно спасти за минуты? Самолёт Aн-2 Чагина – уже за трещиной. Успели поднять самолёт Ли-2 (Н-496 – Авт.), но при подъёме так поломали, что он не подлежит ремонту, а годится только на запасные части. Як-12 тоже подняли на корабль поломанным . Какая потеря, какое несчастье!..
С капитанского мостика прозвучала команда «подняться всем на корабль». Я этот ералаш наблюдал с борта, где стоял с умнейшим молодым человеком Виктором Ивановичем Хреновым. Такое совпадение: в прошлом году мы с ним так же наблюдали с борта за упавшими в море людьми. И сейчас помочь ничем не можем, можем только испытывать жалость. Виктор, как я его всегда называю, помогал Чагину в сборке самолёта, и ему вдвойне печально видеть, как между санями и самолётом прошла трещина, а через минуту она уже так разошлась, что в неё «булькнули» сани с самолётом».
А вот что писал об этом происшествии командир морского авиаотряда К.Ф.Михаленко: «Только собрался укладываться спать - вызвали на мостик. Штормом начало откалывать лёд за кормой. Пока совещались что делать, начал колоться лёд во всех направлениях. Накануне мы все самолёты закрепили стальными тросами за железные тракторные сани, ветер сильный, как бы их не сдуло... Запустили дизели. «Обь» начала бродить между льдинами. Мы пытались спасти разбросанные по льду грузы. Но первым пошёл под лёд наш Ан-2. Сначала в трещину нырнули сани, а потом и медленно потащили за собой самолёт. Тяжёлое зрелище!.. Попросил спустить трап. Сошли на лёд, зацепили тросами Як. Когда поднимали его на палубу, несколько раз ветром ударило о борт. Самолёт повреждён. Надо искать выход из создавшейся ситуации. Как выполнять работу без двух самолётов? Слободской с Чагиным уверяют, что отремонтируют Яшку. Чудесные у нас ребята - технари!».