Н-47 (Р-5 / П-5)

М.В. Вяхирев. В краю пурги и льдов.
Глава V.
ИКАРЫ ЧУКОТКИ
«Н-47»
Глава V.
ИКАРЫ ЧУКОТКИ
«Н-47»
Более крупная авария произошла 3 июня 1935 года. В этот день самолет „Н-47", летевший в паре с „Н-44", совершил вынужденную посадку на наледь, образовавшуюся при разливе реки Кувет. Рядом с ним приземлился и „Н-44". Через некоторое время бортмеханики убедились, что собственными силами мотор не отремонтировать. Экипаж „Н-44" во главе с В. М. Сургучевым полетел за помощью на мыс Шмидта, а командир „Н-47" Г. И. Катюхов и бортмеханик Ю. П. Соколов остались возле самолета.
Несколько дней стояла нелетная погода, и на помощь экипажу „Н-47" выехали на нартах моторист Марчук и находившийся в то время на станции начальник Северо-Чукотской экспедиции В. Г. Дитмар. Только 14 июня, когда туман ненадолго рассеялся, Сургучев смог вылететь к месту аварии. Но найти самолет Катюхова ему не удалось: тундра неузнаваемо изменилась из-за обильного таяния снега и все ориентиры бесследно исчезли. Созданная на мысе Шмидта спасательная комиссия из авиа торов и зимовщиков полярной станции сформировала несколько пеших поисковых партий, на мыс Биллингса 15 июня были заброшены снаряжение, продовольствие и радиостанция, изготовленная старшим радиотехником полярной станции Сыромятниковым. Туда же перегнали два самолета У-2. К поискам экипажа „Н-47" подключились также зимовщики мыса Шелагского.
Из-за частых туманов самолеты летали нерегулярно. Вскоре снежный покров почти растаял и использовать площадку для взлета и посадки самолета на лыжах стало опасно. Несколько дней ушло на то, чтобы заменить у самолетов лыжи на колеса и подготовить взлетно-посадочную площадку из гравия.
К началу июля был обследован район, где мог совершить вынужденную посадку экипаж Катюхова. Все напрасно. Наконец 2 июля на мыс Биллингса пришли в сопровождении Марчука исхудавшие и обросшие Катюхов и Соколов *.
(* В. Г. Дитмар вернулся на базу Северо-Чукотской экспедиции.)
Все они сразу же были доставлены самолетами на мыс Шмидта, где врач полярной станции Эдлин оказал им необходимую медицинскую помощь.
Немного придя в себя, Катюхов и Соколов рассказали о своих мытарствах. Совершив вынужденную посадку на на ледь реки Кувет и убедившись, что дотащить самолет на руках до берега они не в состоянии, Катюхов и Соколов пошли по этой наледи, проваливаясь в полыньи и перелезая через нагромождения торосов. Только после двадцатичасового перехода экипаж ступил на землю. Понимая, что туманы не позволяют использовать для их спасения самолеты, Катюхов и Соколов решили попытаться найти чукотскую ярангу. Поднимаясь вверх по течению, они оказались на островке. Быстро поднимавшаяся вода отрезала им путь и вперед, и назад. Скудные запасы продовольствия кончились довольно быстро, и летчики были вынуждены голодать на острове в течение 18 дней. Единственная застреленная утка несколько поддержала их силы. Когда 25 июня Дитмар и Марчук нашли Катюхова и Соколова, те доедали свою обувь.
Несколько дней стояла нелетная погода, и на помощь экипажу „Н-47" выехали на нартах моторист Марчук и находившийся в то время на станции начальник Северо-Чукотской экспедиции В. Г. Дитмар. Только 14 июня, когда туман ненадолго рассеялся, Сургучев смог вылететь к месту аварии. Но найти самолет Катюхова ему не удалось: тундра неузнаваемо изменилась из-за обильного таяния снега и все ориентиры бесследно исчезли. Созданная на мысе Шмидта спасательная комиссия из авиа торов и зимовщиков полярной станции сформировала несколько пеших поисковых партий, на мыс Биллингса 15 июня были заброшены снаряжение, продовольствие и радиостанция, изготовленная старшим радиотехником полярной станции Сыромятниковым. Туда же перегнали два самолета У-2. К поискам экипажа „Н-47" подключились также зимовщики мыса Шелагского.
Из-за частых туманов самолеты летали нерегулярно. Вскоре снежный покров почти растаял и использовать площадку для взлета и посадки самолета на лыжах стало опасно. Несколько дней ушло на то, чтобы заменить у самолетов лыжи на колеса и подготовить взлетно-посадочную площадку из гравия.
К началу июля был обследован район, где мог совершить вынужденную посадку экипаж Катюхова. Все напрасно. Наконец 2 июля на мыс Биллингса пришли в сопровождении Марчука исхудавшие и обросшие Катюхов и Соколов *.
(* В. Г. Дитмар вернулся на базу Северо-Чукотской экспедиции.)
Все они сразу же были доставлены самолетами на мыс Шмидта, где врач полярной станции Эдлин оказал им необходимую медицинскую помощь.
Немного придя в себя, Катюхов и Соколов рассказали о своих мытарствах. Совершив вынужденную посадку на на ледь реки Кувет и убедившись, что дотащить самолет на руках до берега они не в состоянии, Катюхов и Соколов пошли по этой наледи, проваливаясь в полыньи и перелезая через нагромождения торосов. Только после двадцатичасового перехода экипаж ступил на землю. Понимая, что туманы не позволяют использовать для их спасения самолеты, Катюхов и Соколов решили попытаться найти чукотскую ярангу. Поднимаясь вверх по течению, они оказались на островке. Быстро поднимавшаяся вода отрезала им путь и вперед, и назад. Скудные запасы продовольствия кончились довольно быстро, и летчики были вынуждены голодать на острове в течение 18 дней. Единственная застреленная утка несколько поддержала их силы. Когда 25 июня Дитмар и Марчук нашли Катюхова и Соколова, те доедали свою обувь.