Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Александр Андреев » 20 Март 2008 18:05

Р-5 (скорее П-5)


Из статьи Б.А. Кремера "Эрнст Кренкель радист и полярник". В кн. "Наш Кренкель", Гидрометеоиздат, 1975


В этот же день мы распрощались с Кренкелем и Мехреньгиным. Оставив меня и Голубева на уже обжитом мысе Оловянном, они на двух прибывших с мыса Челюскин самолетах с летчиками М. Я. Линделем и А. Батурой и штурманом Л. В. Петровым вылетели на остров Домашний, где за полтора года до этого была законсервирована полярная станция. Погода стояла очень морозная, пилоты, опасаясь переохлаждения, моторы не выключали и загружать самолеты пришлось в бешеном потоке воздуха от работающих винтов. И хотя погрузка закончилась очень быстро — оба самолета «Р-5» могли принять только 400 килограммов груза,— Кренкель, Мехреньгин и я (Голубев оставался на станции) успели порядочно отморозить щеки и носы. Однако не только для них — испытанных полярников, но и для меня это стало привычным и нимало не смущало.



Из старых газет


Э. Кренкель летит на острова С. Каменева


Правда 23 марта, 1936 г.

БОРТ САМОЛЕТА «Н-125», 22 марта. (Радио спец. корр. «Правды»). Сегодня, в 9 часов, на мыс Оловянный прибыли с мыса Челюскина самолеты «Н-124» и «Н-125». Быстро закончили погрузку и в 9 ч. 45 м. направились на острова С. Каменева— здесь надо восстановить заброшенную полярную станцию.

Погода отличная, самолеты идут прекрасно. В 10 ч. 25 м. прошли мыс Гамарника. Под нами—ровные поля. Курс — на север. Ледяные купола Северной земли сливаются с белесым небом. Прошли больше половины пути.

«Н-125» ведет тов. Линдель. В кабине— начальник авиоотряда тов. Петров, бортмеханик Игнатьев. Радистом — я сам.

«Н-124» ведет летчик Батура, бортмеханик Бойко, штурман Кругленко. На борту самолета — механик Оловянного тов. Мехреньгин.

Имеем радиосвязь с мысом Челюскин, мысом Оловянным и островом Русским.

Э. Кренкель.

«Идем на посадку»

МЫС ЧЕЛЮСКИН, 22 марта. (Радио спец. корр. «Правды»). В 11 часов по московскому времени с борта самолета «Н-125»
от Э. Кренкеля принято следующее сообщение: «Подходим к острову Домашнему. Радируйте погоду». Дежурный метеоролог сообшает: «Ясно, штиль, видимость—20 км». Кренкель отвечает: «Мы— над аэродромом Домашнего. Есть домик. Цел. Сматываю антенну. Идем на посадку!»


Л. Рузов.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Александр Андреев » 15 Апрель 2008 17:30

 n125.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Июнь 2008 13:13

Из воспоминаний В.В. Ходова:

"Мне особенно запомнилась экспедиция по спасению экипажа полярного летчика Маупо Яновича Линделя, сделавшего вынужденную посадку на юго-западе от мыса Шайтанского (Енисейский залив) в апреле 1936 года. От Диксона до места аварии было более 300 километров. В поход отправились пять добровольцев, в том числе Б. Г. Харитонович и автор этих строк. На тракторные сани нагрузили горючее, радиостанцию, инструмент, на второй прицеп поставили сколоченный из фанеры домик. В нем поместили печь, нары и даже рукомойник. Тесновато, но тепло!

Наш санно-тракторный поезд передвигался медленно, со скоростью 4—5 километров в час. Впереди на собачьей упряжке шел Харитонович. А мы, ехавшие в домике-теплушке, спасаясь от жары, по очереди выскакивали наружу и, взобравшись на тендер, продолжали путь, пока мороз и ветер не прогоняли обратно.

Неизвестно, чем бы закончились поиски потерпевших, не будь с нами Бориса Григорьевича — знатока полярной природы, отличного каюра и проводника. На десятый день пути мы наконец заметили на горизонте едва различимые очертания самолета. А приблизившись, нашли и полузамерзших авиаторов. Тут же связались по радио с Диксоном и вызвали спасательный самолет. Потом мы узнали, что падающий Н-125 видели местные охотники — юраки, но подойти к нему боялись, и это чуть было не стоило Линделю и его экипажу жизни."
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июнь 2008 15:03

padsee пишет:Из воспоминаний В.В. Ходова.

В.В. Ходов, Н.А. Григорьева., «Дороги за горизонт», М., "Мысль", 1981

Оно? :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Июнь 2008 16:33

Иван Кукушкин пишет:
padsee пишет:Из воспоминаний В.В. Ходова.

В.В. Ходов, Н.А. Григорьева., «Дороги за горизонт», М., "Мысль", 1981

Оно? :)

Да, конечно.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Кара » 16 Январь 2009 23:45

СССР-Н125 – ЛП-5 с мотором М-17Ф, зав. № 9555
Чукотская АГ, Челюскинский АО
11.04.1936 авария в р-не м. Шайтанского
Списан пр. УПА СМП при СНК СССР № 1 от 05.02.1937
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1304
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Бабай » 19 Апрель 2009 16:02

Данилов Б.И. Зимняя гидрологическая экспедиция в проливах Шокальского и Вилькицкого в 1936 году. Проблемы Арктики. №3, 1937. Л., изд-во Главсевморпути. 1937.:

"... Вес груза, подлежащего переброске, включая людей и собачьи упряжки, составлял 1 1/2 т, и, по грузоподъемности самолета типа "Р-5", этот груз мог быть переброшен тремя самолетами; но с одной стороны, громоздкие габариты нашего снаряжения, с другой - незначительная емкость багажных ящиков самолета требовали для переброски пяти самолетов.
Первый полет к мысу Оловянному состоялся 26 февраля на самолете "Н-125"; к мысу Оловянному был доставлен я с приборами в таком подборе, который позволял начать работы, не ожидая следующих самолетов; во время этого же полета были переброшены нарты и часть собак.
Интересно отметить посадку самолета у мыса Оловянного. Начальник полярной станции на мысе Оловянном сообщил нам, что для нас уже подготовлен аэродром, выложено посадочное "Т" и для указания направления ветра будет дан дымовой сигнал перед посадкой самолета. Но, прилетев к мысу Оловянному, ни аэродрома, ни встречавших нас людей с воздуха мы не заметили. С высоты 300-400 м картина льда казалось тяжелой, торосистой. Ни малейших признаков удобных для посадки площадок не было видно. М.Я. Линдель, старый и опытный полярный пилот, снизил самолет до 150 м, и только тогда мы увидели ровные ледяные поля. Машина пошла на снижение и плавно приземлилась. Вот пример посадки самолета на площадку, выбранную с воздуха, среди льдов, кажущихся торосистыми ...
9 марта к мысу Оловянному на четырех самолетах были доставлены Ю.М. Барташевич и Ф.А. Николаев, а также остальное снаряжение и собаки."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Ноябрь 2009 17:06

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H125
22.8.1935
ЛП-5
Заводской №: 9555
В примечаниях: LP-5 mor. списан 28.12.37
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение SVF » 22 Ноябрь 2014 21:32

Поиски самолета "Н-125" (Бюллетень Арктического института, №6. 1936. Л., изд-во Главсевморпути. с. 263)
 img170.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение ББК-10 » 02 Апрель 2016 13:24

OCR:

Бюллетень Арктического института, №6. 1936. Л., изд-во Главсевморпути, с. 263

 Н-125.jpg
ПОИСКИ САМОЛЕТА „Н-125"

11 апреля вылетел из Дудинки на о. Диксона самолет „Н-125", имея на борту командира Петрова, пилота-орденоносца Линделя и бортмеханика Игнатьева. Из-за сильного тумана пилоту пришлось уйти в глубину тундры и опуститься там.
На розыски экипажа „Н-125“ вылетели два самолета — „Н-71" с летчиком Головиным и „Н-109" с летчиком Купчиным, но поиски оказались безуспешными. Поэтому с о. Диксона был выслан гусеничный трактор „Сталинец" с радиостанцией, а из бухты Омулевой вышли две упряжки собак. Однако им также разыскать самолет не удалось. Тем временем радиостанциям о. Диксона и о. Белого удалось установить радиосвязь с пропавшим экипажем, и снова был командирован пилот Головин, разыскавший экипаж „Н-125" и сбросивший ему продовольствие и лопаты для расчистки площадки, так как иначе нельзя было приземлиться, после чего Головин опять улетел.
9 мая вылетел из Гольчихи самолет „Н-109" с пилотом Купчиным; ему удалось опуститься в 5 км от базы Линделя, забрать весь экипаж и доставить его в тот же день в Гольчиху.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Н-125 (Р-5 / ЛП-5)

Сообщение ББК-10 » 06 Январь 2022 16:22

Известия, 1936, №113 (5970), 16 мая

 Известия 1936-113 (5970)_16.05.1936 ЛИНДЕЛЬ Н-125.jpg
28 суток в тундре

Рассказ командира самолета "Н-125" т. Петрова

9 апреля мы стартовали на самолете «Н-125» из Дудинки. В этот день нам удалось долетать до района острова Шокальского. Настигший нас здесь туман заставил повернуть самолет на Гольчиху. 11 апреля мы вылетели отсюда, взяв курс на о. Диксон. Уже через час после старта наш самолет попал в сильную пургу и туман. Пришлось перейти на бреющий полет. Несмотря на все искусство летчика, Линделя, удержать самолет на курсе в этих условиях было невозможно. Мы шли на высоте 5 метров... Линдель решил не подвергать опасности экипаж и совершить посадку. Она было прошла, удачно, но в конце пробега самолет попал на кочки, лыжи переломились, а самолет, уткнувшись носом в землю, сломал крыло.
Продолжать полет оказалось невозможно: нам оставалось ждать помощи. К счастью, самолет был оснащен хорошо: мы имели неприкосновенный запас продовольствия, палатку, примус, аварийную рацию. Первым делом мы разбили палатку и установили связь с Диксоном. Вскоре началась пурга. Она длилась 7 суток подряд!.. Видя, что дело затягивается, я на четвертый день отдал приказ — перейти с полной нормы пайка на голодную. Мы довели свой рацион до одной банки консервов и 9 галет на троих человек в день. Сверх того у нас был сахар и немного табаку.
Время шло. Мы знали, что нас ищут, и это придавало нам бодрости. Но положение становилось все серьезнее. Постепенно нам пришлось довести свой рацион до 100 граммов мяса в день. Соль и табак были израсходованы до последней крупинки. Табак мы заменяли мхом — он назывался, у нас — табак из «тундротреста», соль заменить было нечем.
Положение было не из приятных, но все же 1 мая мы отпраздновали. В этот день мы побрились и сварили себе какао.
Прошло еще пять дней. Наступило 5 мая. Погода в этот день была неважная, и самолета мы не ждали. Однако он появился над нами в этот день. Увидев его, я схватил ракету и дал сигнал, но Головин — это был он — нас уже увидел. Было три часа по московскому времени. Мы побежали на «аэродром» и разложили посадочные знаки, хотя знали, что посадка самолета была сейчас невозможна. Головин сделал над нами несколько кругов и выбросил нам пару лопат и мешок. Я бросился к мешку: «там наверно есть папиросы»... Нет, к сожалению, печенье. С самолета продолжали засыпать нас подарками: один за другим падали второй, третий и четвертый мешки. В них оказались: свинина, печенье, масло, папиросы и т. д. Теперь мы могли спокойно ждать.
Мы знали, что на помощь нам с Диксона отправилась экспедиция на тракторе. Мне удалось установить с продвигающимся трактором (мы прозвали его «Красин») радиосвязь. Начальник экспедиции т. Ходов сообщил, что выслал вперед собачьи упряжки. Помощь близка...
В ночь на 9 мая прибыла экспедиция на собачьих нартах. Через некоторое время на горизонте показался наш «Красин». А еще пару часов спустя с Диксона сообщили, что из Гольчихи вылетает самолет Купчина. Уже через 40 минут он благополучно спустился на наш аэродром, и еще через 40 минут мы были в Гольчихе.

ИГАРКА, 14 мая. (Передано по радио).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения