Страница 1 из 4

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 19 Март 2008 23:30
Иван Кукушкин
Н-486 КМ-2

номер пблизок к Н-481, одной из четырех машин перегнанных в 1944 г. из Америки под командованием Мазурука.



Пока известно, что это "зеленокрылая летающая лодка Черевичного", прилетавшая в лагерь СП-2 летом 1950 г.
В.Г.Волович, сб. "На грани риска", "Мысль", 1986 (http://www.lib.ru/MEMUARY/SEWER/wolowich.txt)


В середине лета на станцию пришло радостное сообщение: летит И. И. Черевичный. 15 июля утром люди выбегали из палаток и, приставив ладонь к глазам, всматривались в мутно-голубую даль. "Летит!" - раздался чей-то ликующий вопль. Действительно, вдали появилась черная точка, и вскоре над палатками лагеря пронеслась зеленокрылая летающая лодка Н-486. Все с нетерпением ждали, когда самолет наконец приводнится. Для этой цели уже давно присмотрели полынью недалеко от льдины. Но Черевичный сделал круг, другой и сообщил по радио, что она непригодна, так как сплошь забита обломками льда. Оставалась последняя надежда на широкое разводье, видневшееся метрах в трехстах от аэродрома. Но и оно оказалось опасным для машины.

Самолет сделал круг и промчался над лагерем на бреющем, едва не задевая купола палаток. Один за другим полетели вниз три увесистых тюка, и три ярких цветка-парашюта раскрылись в небе над станцией. Чего здесь только не было! Рыба, свежие овощи, по которым все так соскучились, деликатесы, но главное - письма. Письма от родителей, жен, ребятишек и еще целая кипа газет и журналов.

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 12 Май 2008 00:07
Иван Кукушкин
Этот эпизод нашелся в кинохронике, включенной в фильм "Почтамт на макушке планеты" (Студия "Хроника". 2007)

Пролет Н-486 над лагерем СП-2:

 Н486 КМ-2 (7) СП-2 1950.JPG
 Н486 КМ-2 (9) СП-2 1950.JPG
 Н486 КМ-2 (8) СП-2 1950.JPG

М.М.Сомов вскрывает контейнер с почтой:

Изображение


Раскраска борта интересная. По тексту - зеленокрылая, по кадрам - полосатохвостая =D

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 13 Май 2008 13:52
Alexander Belov
КМ-1, однозначно!!!

Характерный признак - удлиненные мотогондолы. АШ-82ФН были длиннее "родных" моторов. Как следует из цитаты, лодка с "полярными" номерами сохранила военную зеленую общую окраску.

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 13 Май 2008 16:52
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:КМ-1, однозначно!!!

Характерный признак - удлиненные мотогондолы. АШ-82ФН были длиннее "родных" моторов. Как следует из цитаты, лодка с "полярными" номерами сохранила военную зеленую общую окраску.

А что за "военная общая окраска"? Ее можно на чьем-то примере посмотреть, например на "палитре крыла"? ( http://wp.scn.ru/ )
И как к ней вписывается полосатый хвост?

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 00:35
Alexander Belov
На "Палитре крыла" оба PBN - еще в "передаточной" окраске - голубой (или темно-синий) верх и светлый низ. Это еще американская стандартная окраска, только нанесены советские опознавательные знаки. Окраску ГСТ датировать не могу. Военные (впрочем, часто и гражданские вскоре после Великой Отечественной) окрашивались:

- зеленые верхние поверхности и борта,

- голубые нижние поверхности.

Бортовой номер наносился белой краской. Знак УПА (вставший на дыбы мишка) на фото не просматривается. ИМХО, его могло и не быть. У нас здесь есть много примеров Ли-2 в такой окраске. Это позволяет предположить, что в рассматриваемый период это было стандартом.

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 00:56
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:На "Палитре крыла" оба PBN - еще в "передаточной" окраске - голубой (или темно-синий) верх и светлый низ. Это еще американская стандартная окраска, только нанесены советские опознавательные знаки. Окраску ГСТ датировать не могу. Военные (впрочем, часто и гражданские вскоре после Великой Отечественной) окрашивались:

- зеленые верхние поверхности и борта,
- голубые нижние поверхности.

А хвост? На "палитре" есть один PBY-5A в "стандартном камуфляже Neutrality Patrol" http://wp.scn.ru/ru/ww2/h/581/3/0/10 . Не знаю, что это за Patrol такой - но хвост тоже полосатый.

Alexander Belov пишет:Знак УПА (вставший на дыбы мишка) на фото не просматривается. ИМХО, его могло и не быть.

"Мишка" не был каким-то стандартом, их рисовали по всякому.
Здесь пример: 54 год, один аэродром и два борта с разными эмблемами: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2195#p2195

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 03:20
Alexander Belov
"Нейтральный патруль" - это окраска, использовавшаяся в США до декабря 1941 года. Потом была отменена как слишком заметная.

По американским окраскам можно посмотреть из серии Osprey: "PBY-5 in action", "Martin Mariner in action". Иллюстративный материал там хороший.

Вообще-то, декор каждого отдельного самолета - это вещь штучная. И его смысл был, ка мне кажется, понятен только его экипажу или людям, "бывшим в теме".

Пример. Я часто встречал рисунок "медвежонка с бомбой" - но только в одной из книг нашел упоминание, что это был самолет, на котором очень часто летал Аккуратов. Медвежонка, дескать, накрасили для упоминания о Полярной Авиации. Правда, насколько известно, Аккуратов имел очень специфическую "профессию" - штурман-"осветитель". То есть, его задача в групповых вылетах была найти цель, выполнить доразведку, обозачить цель САБ-ами и провести контрольное фотографирование после того, как все отбомбились и ушли "домой". Чаще всего он летал на АНТ-42 "дублере" - самолете, выполненному по первоначальному проекту, с АЦН и характерной выступающей "бородой" кабины штурмана. Машина была "штучная", легче серийных, более высотная (АЦН очень помогал), поэтому чаще всего назначалась осветителем. Но вот найти фото этого самолета с рисунком мишки так и не удалось...

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 03:27
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Машина была "штучная", легче серийных, более высотная (АЦН очень помогал), поэтому чаще всего назначалась осветителем. Но вот найти фото этого самолета с рисунком мишки так и не удалось...

Если такая фотография и существует вообще, то я кажется догадываюсь у кого она может быть. Брал один историк у Аккуратова интервью ...

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 04:55
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Машина была "штучная", легче серийных, более высотная (АЦН очень помогал), поэтому чаще всего назначалась осветителем. Но вот найти фото этого самолета с рисунком мишки так и не удалось...

Во. АНТ-42 с major'ом Aккуратовым, но правда без медведя. :|

Изображение

В книге: Ulrich Unger: «Pe-8. Der sowjetische Fernbomber» Brandenburgisches Verlag, Berlin 1993

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 05:13
Иван Кукушкин
alex_andr пишет:И давно о нем не слышно...

Да, он наверное смог бы прояснить этот вопрос.

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 05:59
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:КМ-1, однозначно!!!

Характерный признак - удлиненные мотогондолы. АШ-82ФН были длиннее "родных" моторов. Как следует из цитаты, лодка с "полярными" номерами сохранила военную зеленую общую окраску.

К сожалению, нашел мало внятного про эти модифицированные лодки, лишь упоминание "несколько штук были...".
Нет ли каких подробностей?

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2008 23:10
Alexander Belov
Так, пойдем последовательно.

По КМ-1 - это (мечтательно так...) спросить бы, к примеру, у Михаила Маслова. Историка авиации, журналиста, автора многих монографий и журнальных публикаций. Но... Увы, подхода к нему нет. Все, чем располагаю сам - это статеечка из книги Петрова и три абзаца из книги Г.С.Панатов, К.Г.Удалов "Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М.Бериева" изд. Авико-Пресс, 1998.

Суть работы по модернизации: запасных двигателей по ленд-лизу поставлено было очень мало. По выработке ресурса моторов на некоторых PBN-1 были установлены отечественные АШ-82ФН. Допустимая взлетная масса машины взросла до 17170 кг (против 12250 кг до модернизации). Увеличились скорость и потолок. В книге приведены только два бортовых номера: КМ-1 - СССР Н-340 и КМ-2 - СССР Н-481. Возможно, даже готов сказать - наверняка! - были другие номера, но сведений чрезвычайно мало.

В книге идентифицированы как PBN-1 следующие борта: Л-1467, М-422, Н-340, Н-342, Н-343. Амфибийным PBN-6A был Н-381, но почему-то оговаривается, что машина использовалась как аэрофотосъемщик (?).

Кстати, если верить книге Панатова и Удалова, из числа построенных в Таганроге ГСТ (обозначавшийся как МП-7, с моторами М-62ИР) в УПА были переданы и получили бортовые номера Н-244, Н-274, Н-275, Н-308 и Н-337. Есть фото Н-308 на стоянке на Химкинском водохранилище на фоне здания Речного вокзала.


По "бороде". Самолет пролетал до самого конца войны и был списан вместе с основной массой оставшися Пе-8. Других фотографий этой уникальной машины военных лет не встречал.

По одой из версий, практически полное списание Пе-8 было вызвано усталостными разрушениями ферменных конструкций крыла. Сталь, из которой были выполнены лонжероны, оказалась нестойкой к длительным нагрузкам. То, что могло быть оправданным в суровое военное время, не могло быть терпимо в мирные дни. Оставлены были только самые новые машины, но и на их эксплуатацию были наложены строгие ограничения.

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 15 Май 2008 01:43
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:...Возможно, даже готов сказать - наверняка! - были другие номера, но сведений чрезвычайно мало.

Как это "возможно", вот он - 486-й. Наглядный пример :)

Alexander Belov пишет:В книге идентифицированы как PBN-1 следующие борта: Л-1467, М-422, Н-340, Н-342, Н-343. Амфибийным PBN-6A был Н-381, но почему-то оговаривается, что машина использовалась как аэрофотосъемщик (?).

Кстати, если верить книге Панатова и Удалова, из числа построенных в Таганроге ГСТ (обозначавшийся как МП-7, с моторами М-62ИР) в УПА были переданы и получили бортовые номера Н-244, Н-274, Н-275, Н-308 и Н-337. Есть фото Н-308 на стоянке на Химкинском водохранилище на фоне здания Речного вокзала.

Ого, сколько информации.
Сейчас рассортируем со ссылкой на эту книгу.
А 381-й у нас числится, даже с фотографией( http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=243 ).

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 15 Май 2008 07:54
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:По "бороде". Самолет пролетал до самого конца войны и был списан вместе с основной массой оставшися Пе-8. Других фотографий этой уникальной машины военных лет не встречал.

Есть еще "бородатый на сборке" :

Изображение
«прототип АНТ-42» на Яндекс.Фотках

Н-486 (КМ-2 / мод. PBN-1)

СообщениеДобавлено: 16 Май 2008 01:55
Alexander Belov
Иван Кукушкин пишет:
Alexander Belov пишет:По "бороде". Самолет пролетал до самого конца войны и был списан вместе с основной массой оставшися Пе-8. Других фотографий этой уникальной машины военных лет не встречал.

Есть еще "бородатый на сборке" :

[url]http://img-fotki.yandex.ru/get/24/gennadiy-spb.2/0_dcba_fbdc28e3_M.jpg[/url]
«прототип АНТ-42» на Яндекс.Фотках

Это известное фото сборки первого прототипа АНТ-42. Снимок сделан на ЗОК (Заводе Опытных Конструкций) ЦАГИ, в Москве, он был расположен у Центрального аэродрома.

Обратите внимание на маленький самолетик, подвешенный под перекрытиями цеха в правом верхнем углу снимка. С этого самолетика началось ВСЕ (!!!) семейство самолетов АНТ и "Ту" - это АНТ-1. построенный как сугубо экспериментальная машина, он сохранялся в КБ как памятник. К огромному сожалению, этот самолет не уцелел до наших дней.