Н-11 (Ми-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-11 (Ми-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Март 2008 06:56

Вертолет Ми-1 Н-11

Предположим, что "Soviet Transports" не ошибается (http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1554#p1554):

Mi-1 --- CCCP-H-11 Polyarnaya Aviatsiya photo based aboard the icebreaker S/S Yermak.

Тогда это должен быть он:

 ermak.jpg
"Ледокол "Ермак". Работа в море Лаптевых в вертолетом Ми-1 на борту. Август 1954"

и текст (Никита Кузнецов, "Ледокол "Ермак", Москва, "Цейхгауз", 2007) :

...Весной следующего года (по тексту - 1954) ледоколу придали вертолет Ми-1. Это был один из первых образцов, имевший серийный номер 2. Первым пилотом «двойки» стал В. П. Колошенко, впоследствии заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, а бортмехаником — К. А. Лещенко. Вертолет выполнял задачи тактической ледовой разведки при проводке караванов. Полеты на нём были сопряжены с немалой опасностью. Как писал об том сам Колошенко: «Полеты с ледокола «Ермак» оказались сложными. Вертолет Ми-1 выполнял задачи тактической ледовой разведки при проводке караванов судов Северным морским путем. Необходимо было отслеживать направление движения льда, особенно опасное вблизи материка, где имелись подводные скалы и мели. Стратегическую разведку выполняли самолеты «Каталина», с которых сбрасывали на «Ермак» карту ледовой обстановки обширного района. Когда ситуация усложнялась, капитан — Константин Константинович Бызов (сейчас ему 93 года [воспоминания были опубликованы в 1998 г. — Н. К.]) — объявлял нам готовность номер «один».

Вдвоем с бортмехаником мы расчехляли свой Ми-1, запускали и прогревали мотор. Прожигали свечи и убеждались, что все работает нормально. Капитан, который всегда лично проводил осмотр ледовых полей, садился в кабину.

Начинался один из наиболее сложных этапов — взлет, отход от ледокола. Рядом с нашей маленькой площадкой, которая располагалась высоко над надстройками ледокола, проходили мощные тросовые растяжки от дымовых труб, сзади стояли локаторы, и нужно было искусно маневрировать, чтобы их не задеть.

Наконец, мы выбирались на оперативный простор, и капитан, глядя на карту стратегической разведки, определял наш маршрут. Особенно далеко не летали, потому что караван идет медленно, а ледовая обстановка меняется быстро. Посмотрим один район, другой — и капитан принимает решение, в каком направлении двигаться ледоколу с кораблями.

Посадка на палубу была также довольно сложной. Дело в том, что мы только с одного направления могли зайти на площадку. Не дай Бог коснуться растяжек от труб несущим винтом — лопасти тут же отлетят, упадем на палубу, топливо из вертолета разольется... Что останется от «Ермака»?

Выручали смекалка и уже накопившийся опыт. Однажды Бызов, понаблюдав за моими действиями, спросил, почему я летаю на Ми-1 хвостом вперед. Пришлось объяснить: «Предположим, что ледокол застрял во льдах. Ветер дует именно с той стороны, откуда я только и могу зайти для посадки на вертолетную площадку, минуя растяжки от труб и прочие препятствия. По мере гашения скорости сначала я буду двигаться вместе с ветром, а затем воздух начнет обгонять вертолет сзади -как если бы он летел хвостом вперед. Запаса управления рулевым винтом может оказаться недостаточно, и вертолет резко развернется против ветра. Ведь хвост будто флюгер: чуть не удержал направление — и турбулентный воздух его сразу против ветра разворачивает. Рулевой винт ударится о растяжки труб, лопасти сломаются, и вертолет упадет на палубу. Характер ветра тоже надо учитывать (боковой, порывистый, попутный, скорость его), чтобы правильно траекторию и скорость подхода к ледоколу выбрать. Был у меня один случай, когда вертолет летел с попутным ветром и вдруг его сильно развернуло — взглянул на прибор скорости, а он в тот момент показывает 40 км/ч. Ударился бы рулевым винтом в надстройки, упал и пожар на корабле был бы неминуем. Вот и летаю хвостом вперед в целях безопасности.

... На машинах первых выпусков не имелось гидроусилителей, а стояли инерциальные механизмы для того, чтобы летчик не мог быстро переместить рычаг циклического шага. Однажды у нас отказала двигательная система, и девятнадцать минут вертолет вертелся у самой воды, а сильный ветер гнал его от «Ермака». Знания и выдержка бортмеханика Константина Андреевича Лещенко выручила нас тогда». Грамотные и быстрые действия бортмеханика и летчика (перевод двигателя в режим форсажа) помогли спасти вертолет и благополучно посадить его на борт ледокола.

В 1954-1955 гг. «Ермак» оказался флагманом ледокольного флота в западном секторе Арктики, где он оставался на тот момент единственным линейным ледоколом. Вообще, за время работы в Арктике ему довелось выполнять самые разные задачи: это и проводка караванов, и освобождение затертых льдами, терпящих бедствие судов, помощь геологическим партиям, отрезанным от большой земли. И со всеми задачами удавалось успешно справляться. Как писал капитан дальнего плавания Г. О. Кононович (старпомом «Ермака» в тот период), «... он был единственным ледоколом, который никогда не просил помощи, а всегда оказывал ее другим».
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

? Ми-1 Н-11

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 19:47

Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

? Ми-1 Н-11

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Апрель 2008 20:07

http://www.testpilot.ru/review/isp/koloshenko.htm

Трудно представить себе освоение Заполярья без участия авиации: самолеты и вертолеты обеспечивали ледовую разведку и проводку судов, работали в арктических и антарктических экспедициях. В.П.Колошенко впервые успешно применил вертолет на ледовой разведке - его вертолет Ми-1 базировался непосредственно на ледоколе «Ермак». Позже, уже на Ми-4, вместе с экипажем успешно работал в составе арктической научной экспедиции Академии наук СССР на станции «Северный полюс-5» и в Антарктиде. Затем получил приглашение руководить звеном вертолетов, базирующемся на первом в мире атомном ледоколе «Ленин».
На вертолете Ми-4 Колошенко летал с геологами, гляциологами, микробиологами, синоптиками и картографами.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

? Ми-1 Н-11

Сообщение Бабай » 08 Февраль 2009 15:49

 39200881e7cb.jpg
Это не он?

Вертолет вылетает с борта ледокола "Ермак" на разведку ледовой обстановки в Карском море
Автор: Морозов

http://visualrian.ru/images/item/68748
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

? Ми-1 Н-11

Сообщение Dobrolet » 23 Февраль 2010 18:29

 1-4.jpg
 1-5.jpg
Ми-1 СССР-Н11 на ледоколе "Ермак" 1955 г - подробности см. книгу В.П.Колошенко "Вертолеты - жизнь и судьба"
viewtopic.php?f=52&t=2434&start=1
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-11 (Ми-1)

Сообщение Василий Гоголев » 08 Июль 2011 14:45

"Крылья" №2(7)/2011
Михаил Орлов. СССР-Н11 - "итальянец" не долетевший до Севера.
... 16.06.55 под этим опознавательным знаком (СССР-Н11) был зарегистрирован вертолет Ми-1 зав. № 010308.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Н-11 (Ми-1)

Сообщение Адольф Милованов » 11 Сентябрь 2013 09:05

Д. 3002. Приказы 1-132 отдела ПА 1956г. 225л.
Пр. Р-69. 3.4.56г. Об авиаобеспечении организаций ГУСМП в р-не Диксон, Новой Земли, ЗФИ и Северной Земли.
...
Вертолёт МИ-1 Н-11 зав №010308, как выработавший свой ресурс с баланса списать.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-11 (Ми-1)

Сообщение Александр Кот » 27 Сентябрь 2016 20:16

 Ми-1 Н-11 Карское море,1955 г, фотограф М.И. Савин.jpg
 Ми-1 Н-11 борт ледокола Ермак, Карское море, 1955 г.jpg

Полеты вертолета Ми-1 СССР Н-11 с палубы ледокола "Ермак", 1955 год. Фотограф М.И. Савин.

Имеется противоречивая информация - когда впервые данный вертолет В.П. Колошенко поднял в воздух с палубы "Ермака"? По некоторым данным первый полет с палубы состоялся 24 июня 1955 года.
Кстати, 07- 09.1955 г. ледокол "Ермак"участвовал в проводке по СМП каравана ЭОН-66 из крейсеров «АДМИРАЛ СЕНЯВИН» и «ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ», 10 ПЛ и около 15 малых военных кораблей и ВСУ. Кто-нибудь знает, был ли на борту (и использовался ли для ледовой разведки) данный вертолет?
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Н-11 (Ми-1)

Сообщение Tahmasib » 16 Июль 2022 20:46

Скан фотографии из личного архива.
Очевидно, снимок из той же серии, что и снимок на сайте РИА (корабль на заднем плане очень узнаваем).

Самый качественный (из виденных на данный момент) снимок СССР-Н11 находится здесь:

http://avia-n-aero.ru/photo.php?categor ... =&start=84

Обратите внимание на блистер на лобовом (!!!) стекле. Кстати, этот блистер (если присмотреться) видно и на приложенном скане.
 СССР-Н11.jpg
Tahmasib
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 14 Ноябрь 2016 13:07
Откуда: СССР


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения