Н-243 (PBY-1, "Guba")

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение Dobrolet » 14 Август 2014 05:27

Видимо было два самолета - Перов погиб в 1942 году, при этом самолет (Н-243) затонул в бухте.
Золкин погиб в 1943 - остатки ГСТ лежат на суше.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 06:35

гв.капитан Золкин (штурман) и стрелок-радист(ФИО уточню) утонули при посадке на воду на поврежденном ИА противника самолете.
Но это было не в Малых Кармакулах, не в экипаже Елькина и не в июле 1942 года.
Постараюсь подобрать док-ты.
Похоже образуется новая тема по самолету Елькина.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение dyz1964 » 14 Август 2014 07:35

Dobrolet пишет:Видимо было два самолета - Перов погиб в 1942 году, при этом самолет (Н-243) затонул в бухте.
Золкин погиб в 1943 - остатки ГСТ лежат на суше.

http://www.arktika.komi.com/warinarctic.htm
27 июля, после ухода "Рошаля" из Малых Кармакул, немецкая подводная лодка огнем из пушки разрушила строения полярной станции "Малые Кармакулы" и уничтожила двухмоторные гидросамолеты ("летающие лодки") вместе с двумя дежурившими на них летчиками.

Дмитрию сегодня же позвоню вечером, есть новости. Я нашел могилу его деда - спасибо бывшим новоземельцам. В сентябре 2004 года администрация пригласила в гости бывших новоземельцев, которые были вывезены в 1953 году. Тогда им
было по 12-18 лет. Среди гостей были две бабушки, которые родились и жили на Малых Кармакулах. Я показал им план местности. Они прекрасно помнят расстрел полярной станции, сами мне сказали, что погибших было двое - они ночевали на
самолете. На плане они показали место, где похоронили летчиков, их просто завернули в брезент, гробов не делали. На месте захоронения сохранился холмик. По моей просьбе матросы привели его в порядок, до этого места
захоронения никто на Кармакулах не знал. Недалеко от могилы и лежат останки самолета. Вот такие вот дела.


Есть фото с крупным номером двигателя. Можно "привязаться" к нему и понять, остатки какого самолёта лежат на берегу.
Аватара пользователя
dyz1964
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2008 00:33
Откуда: Питер

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 09:47

Коллеги, давайте разберемся откуда пошла инфа про двух погибших летчиков.

Итак, по второму кругу...
У Аккуратова (http://www.polarpost.ru/Library/Akkurat ... ka-42.html) написано:

"...Илья Павлович сел на правое сиденье пилотской и начал рассказ.
«Мы разыскивали американские шлюпки с торпедированного корабля. Но в районе их предполагаемого местонахождения был густой туман. После нескольких часов полета на бреющем решили вернуться в Малые Кармакулы, где можно было заодно подзаправиться горючим, переночевать и с утра продолжать поиски. В бухте вместе с нами заночевала вторая «Каталина» из Мурманска. Поставив машины на якоря и оставив на них дежурных - по второму пилоту и второму бортмеханику, оба экипажа отправились спать на зимовку. Уставшие от долгого полета, мы заснули мгновенно.

Проснулся я от страшного грохота и, когда открыл глаза, вместо потолка увидел голубое небо и пламя, бушевавшее в доме. Не отдавая себе отчета в том, что произошло, схватил одеяло, чтобы защититься от огня, и в чем был выскочил на улицу, где уже суетились полураздетые зимовщики станции и члены экипажей. То, что я увидел, сразу привело в чувство. Дом и пристройка пылали как факел, а кругом рвались снаряды и свистели пулеметные очереди. В бухте ярко горели оба гидросамолета. Между ними и берегом плыли Матвей Козлов и еще два человека, а у входа в бухту стояла фашистская подводная лодка и била по зимовке из тяжелых пулеметов. Вытащив ребят из воды, прячась за камни, мы ушли в тундру, где и скрывались несколько дней, без продуктов, без оружия и без верхней одежды. Федор Петров был убит первым залпом по самолету, тело его ушло на дно бухты вместе с обломками «Каталины». Наверное, это была лодка из «Волчьей стаи» адмирала Редера. Это они топят конвои транспортных судов, идущих к нам с грузами. Обидно, ведь мы знали, что в этих же местах в первую мировую войну у немцев была организована подзарядная база подводных лодок. Где-то рядом с Малыми Кармакулами...»


т.е. на двух машинах осталось 4 человека. На Н-243 остались пилот М.И. Козлов и бортмеханик Ф.Ф. Перов, на мурманской "Каталине" соответственно Елькин Л.И. (был ранен в голову) и его бортмеханик.
Выплыли (по рассказу Мазурука) три человека. Погиб Ф.Ф. Перов. Откуда взялся второй погибший?
Экипажи после обстрела ушли в тундру и скрывались там несколько дней.
Информации о том, что тело погибшего Перова было поднято из воды, кем и когда, нет.

ЦВМА ф.787, оп.2, д.147, л.15
 0787-0000002-0147-00000017.jpg
В журнале потерь личного состава ВВС СФ за июль 1942 года имеется запись:

"118 АП, дата не указана, Ранений-1, зам.ком.3 АЭ, капитан Елькин Леонид Ильич, Ранен в голову с подлодки противника."

Других потерь за указанный период в 118 АП нет.

Получается, что информация о двух погибших летчиках основана на рассказе двух бабушек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение dyz1964 » 14 Август 2014 11:28

Получается, что информация о двух погибших летчиках основана на рассказе двух бабушек.

Моей покойной бабушке экипаж говорил, что деда похоронили на берегу.
Если самолёт "ушёл на дно бухты" - остатки какого самолёта лежат на берегу?
Вечером закину больше фото, в т.ч. и с номерными агрегатами
«Надо немедленно уходить. Нас сожгла немецкая подводная лодка, кажется, со знаком У-255. Может всплыть и сейчас. Все расскажу в полете», - коротко и спокойно объяснил Мазурук.

Лодка U-601
Аватара пользователя
dyz1964
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2008 00:33
Откуда: Питер

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 11:51

Действия подводной лодки U-601 у Новой Земли

Утром 25 июля 1942 года U-601 подошла к губе Белушья и в 04.56 погрузилась на перископную глубину. Упорное наблюдение за морем и берегом не дало результата. Движения кораблей замечено не было, а в районе бухты Самоед Грау обнаружил лишь 10 примитивных построек. В 08.00 лодка всплыла в надводное положение и обогнув остров Междушарский направилась к южному побережью Новой Земли. Достигнув его, она попыталась проникнуть в губу Черная, но этому помешало большое поле дрейфующего льда. Предположив, что пролив Карские Ворота тоже непроходим для кораблей, немецкий командир ближе к полуночи приказал взять курс на Маточкин Шар. По дороге он собирался уничтожить радиостанцию, расположенную в становище Малые Кармакулы.
Ночь прошла спокойно. Весь следующий день U-601 шла вдоль западного побережья Новой Земли в надводном положении. Вечером 26 июля она достигла Малых Кармакул и в 22.30 погрузилась на перископную глубину. После осмотра рейда лодка легла на грунт, а ее командир в ожидании отлива занимался составлением плана предстоящей атаки.
Тем временем на берегу никто не догадывался о присутствии германской субмарины. Наблюдение за морем не велось. Личный состав полярной станции и промысловики безмятежно отдыхали после очередного трудового дня. Справедливости ради следует сказать, что в Малых Кармакулах не было артиллерийских батарей или военных судов. Следовательно, даже в случае обнаружения противника, оказать ему сопротивление не представлялось возможным. На рейде находилась лишь шхуна "Мурманец" (капитан П.И. Котцов), вооруженная крупнокалиберными пулеметами и два гидросамолета ГСТ. Все они принадлежали Главному управлению Северного морского пути и уже на протяжении двух недель занимались поиском кораблей конвоя PQ-17 в районе Новой Земли и спасением их экипажей. Руководил этими работами заместитель начальника ГУСМП полковник И.П. Мазурук, лично принимавший участие в каждом вылете самолетов.
В 23.21 U-601 всплыла в надводное положение, открыв огонь по полярной станции из 88-мм орудия и 20-мм зенитного автомата. Первые же залпы превратили стоящие у берега самолеты в горящие обломки. В одном из них находились пилот М.И. Козлов и бортмеханик Серов (опечатка - Перов). Первый успел прыгнуть в воду и благополучно добрался до берега, а вот второму спастись не удалось. Он сгорел вместе с летающей лодкой. В течение следующих 20 минут Грау обстреливал строения на берегу, добившись значительных разрушений. Кроме жилых зданий и складов фактории, ему удалось уничтожить два склада полярной станции с продовольствием, спецодеждой, научным оборудованием и запчастями. Два снаряда угодили в помещение радиостанции, полностью выведя ее из строя. В какой-то момент немцы заметили, что по ним ведется ответный огонь с берега. При этом даже было зафиксировано прямое попадание в ограждение боевой рубки. Грау так и не разобрался, что его подводную лодку обстреливает из пулеметов шхуна "Мурманец", силуэт которой частично скрывал скалистый выступ. Это не слишком мешало его действиям. Завершив разгром полярной станции, U-601 в 23.40 стала отходить в море. Всего ею было выпущено 44 снаряда из 88-мм орудия и 280 из 20-мм зенитного автомата.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 12:58

В.В. Щедролосев. Три сестры Беломорской флотилии. Санкт-Петербург: издательство «Леко», 2006

 164_0001.jpeg
26 июля 1942 года. U-601. Бухта Малые Кармакулы. Подводная лодка артогнем уничтожила 2 самолета ГСТ, подожгла 2 склада и 3 дома. 1 человек убит, 4 ранено.

Я склоняюсь к версии, что захоронен один человек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 20:29

dyz пишет:Моей покойной бабушке экипаж говорил, что деда похоронили на берегу.

Изображение
В этом я не сомневаюсь.
Сомнения в том, что там двое.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение dyz1964 » 14 Август 2014 21:35

 P1030939.JPG

 P1030928.JPG

Так выглядела могила
 P1030949.JPG

 Номер двигателя.JPG

 Номер на корпусе.JPG

 Номер на корпусе1.JPG

 9.JPG

 P1030938.JPG
Аватара пользователя
dyz1964
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2008 00:33
Откуда: Питер

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение dyz1964 » 14 Август 2014 21:52

Леспромхоз пишет:
dyz пишет:Моей покойной бабушке экипаж говорил, что деда похоронили на берегу.

Изображение
В этом я не сомневаюсь.
Сомнения в том, что там двое.

Возможно, т.к. второй фигурирует только в рассказах двух бабушек. хотя, известно, кто эти бабушки:
Бабушки, посетившие в 2004 году Белушью, это сестры
Лютиковы. Родились в промысловой избушке Обсидья от фактории
Малые Кармакулы. Мелехова Нина Николаевна и Тренина Зинаида
Николаевна. Вывезены с Н-Земли, 1-я в 1951г., вторая в 1955г. в г.
Архангельск.


Белушка.ру
Аватара пользователя
dyz1964
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2008 00:33
Откуда: Питер

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение SVF » 24 Январь 2015 20:47

Полярная правда 29 августа 1938 г. № 198(3568):
 1938-08-49.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение dyz1964 » 07 Октябрь 2015 11:56

Не так давно через форумы и соцсети нашёл меня Александр Обоимов
http://www.moya-planeta.ru/reports/view ... bak_13973/

В конце сетнября получаю письмо от Видаса Кряучюнаса

...Добрый день, Дмитрий! В этом году мы работали в Малых Кармакулах (геологи). В районе бухты лежат останки самолета и могила летчиков. Останки фюзеляжа
самолета сильно изрешечены пулями крупнокалиберного пулемета. Самолет горел. Мне кажется, что его никто не трогал и мерзлота сохранила многие вещи, те что не сгорели. Я нашел: куски гимнастерки, шлем летчиков, перчатки, чашки разбитые с гербом РСФСР, пули, остатки пулемета, переводчик с английского языка с авиационными терминологией. Есть фотографии могилы и самолета, которые я скину позже. ... (c)
Вложения
GBPb2Pv8TEM.jpg
YWkAe9Aloqk.jpg
Аватара пользователя
dyz1964
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2008 00:33
Откуда: Питер

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение J-Christophe » 30 Ноябрь 2015 19:09

Здравствуйте! Я учил немного русский 45 лет тому назад. Это очень давно, и я предпочитаю английский сегодня. Извините.

I live in France and am very interested in PBYs which I have study for almost 10 years.
Your site is awesome and very valuable for us in the Western countries. I visit it regularly.

I have just a comment and an interrogation here about H-243.
I am intrigued by the opening mail. The photo in the brochure shows a seaplane as H-243 but the intake of the carburators are above the engines. That means a downdraft carburator. Yet, 'Guba' URSS L-2 was a model 28-1 (C-1) with updraft carburators. It became CCCP H-243 in the military.
Now Amtorg was delivered as a pattern the model 28-2 (C-2) marked SSSR/CCCP with Wright R-1820-G3 "Cyclone" engines and downdraft carburators.
I believe it is this aircraft on the picture. And the following pictures melt both aircrafts.
Once again, I may have been lost in translation...

Then the wreck on the last page is also fitted with downward carburators as on the GST series with "Cyclone" single row engines. It is probably not H-243 but a second machine.

Jean-Christophe Polet (Полет, она не может быть изобретен)

Я живу во Франции и очень интересуюсь самолетами типа PBY, которые изучаю около 10 лет. Ваш сайт является удивительным и очень ценным для нас в западных странах. Я посещаю его регулярно.

У меня есть комментарий и вопросы по H-243.
Я заинтригован опубликованным в почте. Фотографии в посте приписаны гидросамолету H-243, но воздухозаборник карбюратора расположен наверху двигателей. Это означает, что поток карбюратора был нисходящим. Тем не менее, "Губа" URSS L-2 был моделью 28-1 (C-1) с восходящим потоком карбюратора. Он стал CCCP H-243 у военных.
Также Амторгом был поставлен в качестве эталона самолет модель 28-2 (С-2) с обозначением СССР/URSS с двигателями Райт R-1820-G3 "Циклон" и нисходящим потоком карбюратора.
Я считаю, что именно это воздушное судно, на картинке. И следующие фотографии обоих самолетов.
Еще раз, я, возможно что-то упустил из-за перевода ...

Таким образом, разбившийся самолет на последней странице также оснащен нисходящим потоком карбюратора, как на ГСТ с рядными двигателями серии "Циклон". Это, вероятно, не Н-243, но вторая машина.

Жан-Кристоф Полет (Flight, it can not be invented)
- {Фамилия автора Полет, т.е. созвучна русскому "полёт" - Flight на английском - "говорящая" фамилия для любителя авиации}
J-Christophe
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 Ноябрь 2015 18:26

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение Dobrolet » 01 Декабрь 2015 15:18

Dear Jean-Christophe,
Thank You for the interesting comments to the N243/Guba, that show your knowledge on the subject of PBYs and their engines. In URSS-N243 Your doubts are unfounded.
Original aircraft engines have been replaced by the M-62IR. This is confirmed by photos, which were published earlier in this topic.
Спасибо за ваши интересные комментарии по теме Н-243/"Guba", которые демонстрируют ваши познания в вопросах конструкции самолетов типа PBY и их двигателей. В отношении СССР-Н243 ваши сомнения необоснованы.
Оригинальные двигатели самолета были заменены на М-62ИР. Это подтвержается фотографиями, которые были размещены ранее в этой теме.

Н243 PBY-3-1 (5).jpg
Н243 PBY-3-1 (6).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-243 (PBY-1, "Guba")

Сообщение J-Christophe » 01 Декабрь 2015 16:51

Thank you VERY much. I wondered if there had been a change of engines that I forgot to ask you in my previous mail. Yes indeed. I like the color of the nacelles.
Then I'll reconsider my files.
J-C
Большое спасибо. Я думал, что могла пройти замена двигателей, но забыл спросить вас в моем предыдущем посте. Да, в самом деле. Мне нравится цвет гондол.
Тогда я пересмотрю свои файлы.
J-Christophe
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 Ноябрь 2015 18:26

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения