Н-3 (Дорнье Валь)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Alexander Belov » 18 Март 2009 08:58

 9fb396dfa0ece7fb1c.jpg
Из цитированный книги С. Морозова, самолет Алексеева на острове Домашний.
Считаем, что это СССР Н-3?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2009 14:35

Alexander Belov пишет:Из цитированный книги С. Морозова, самолет Алексеева на островен Домашний:
Считаем, что это СССР Н-3?


Получается, что так :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Бабай » 22 Март 2009 10:45

"Последние сведения об о-ве Свердруп были получены от гидрографа Лаппо, совершавшего ледовую разведку на самолете "Комсеверпуть №3" в 1931 г. При этих разведках самолет дважды проходил над о-вом Свердруп. Во время полетов 29 июня и 8 августа Лаппо удалось сделать зарисовку очертаний острова и проследить идущие от него песчаные отмели. Лаппо удалось также установить по радиопеленгу о-ва Диксон (давшему долготное положение самолета), что о-в Свердруп расположен на 6 миль западнее, чем он был показан на карте."


[Гаккель Я.Я. Материалы по картографии Карского моря. В сб. Научные результаты экспедиции на "Сибирякове" в 1932 году. Часть 1. Труды Арктического института, том X. Л., изд. ВАИ. 1933.]
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Добролет » 25 Апрель 2009 16:25

Dornier Do J Bas производства " Societa Anonima Piaggio & C." в Генуе по лицензии CMASA (Италия). Заводской №143 из специального заказа Валей для Комсеверпути. Принимались полярными пилотами И.К. Ивановым и А.Д.Алексеевым. Итальянская регистрация для перегона I-AAVX. В сентябре1930 перегнан итальянским экипажем из Италии в Севастополь своим ходом. Перегнан Севастополь-Таганрог-Самара-Архангельск-о.Колгуев. Советская регистрация для перегона USSR-472. Аналогичен по конструкции с Комсеверпуть-2. Отличался от военных Валей демонтированными турелями и бомбодержателями, проушины крепления которых на бортах однако остались. На месте зашитого проема задней перекатной турели оставлен небольшой люк с козырьком, смещенный к правому борту. Читаемые снимки 1930-1931 года «Комсеверпути-3» отсутствуют, поэтому невозможно создать реконструкцию внешнего вида этого периода. Зарегистрирован как Н-3 08.04.1931 г .
На имеющихся фото 1932 года - стандартная окраска с белым обозначением. Отличия от Н-2 – непрозрачные, увеличенные козырьки кабины пилотов округлой формы, отсутствие ветрянки генератора на кабане и рамка радиокомпаса справа в носовой части лодки.
 Н3 Wal (1).jpg

Видимо в этом виде он и был разбит в сентябре 1932 года.
 Комсеверпуть-3 вариант 1.jpg
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Re: Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Александр Андреев » 30 Май 2009 13:01

Добролет пишет:На ранее опубликованном снимке СССР Н-3 (пост 6) видна рамка радиокомпаса в носовой части лодки. На известых фото других Валей полярной авиации такого "украшения" ни на одном не наблюдается. Рискну идентифировать пару снимков "Н-неизвестных" Валей как Н-3. пользуясь этой отличительной особенностью

 n2_1934.jpg
 n2_1934_1.jpg
Нашел странички старого журнала, название (написано пером вручную внизу) с большим трудом поддается идентификации. Рискну предположить, что это "На суше и на море" №9, 1934 ОГИЗ, еще читается "Физкультура и туризм" — похоже, что "На суше и ..." было приложением к этому журналу.

По существу. Статья, в которой размещена фото ДВ с рамкой, написана про "Первую Ленскую экспедицию" ее участником - журналистом М. Зингером. Экспедиция состоялась а августе-сентябре 1933 г. Авиаразведку на трассе выполняли самолеты "СССР Н-2" и "СССР Н-7".
То есть, фото, похоже, действительно "СССР Н-2". Значит в 1933 г. этот самолет также имел подобное "украшение".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3087
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Dobrolet » 26 Август 2009 15:59

Самолет №11-12 1931
Под полуночным солнцем
Статья Н. РОДЗЕВИЧ
Побережье Северного моря от острова Диксона, или вернее мыса Северо-Восточного, до устья реки Пясина принадлежит к одному из самых неисследованных в СССР. Карты этого района и в частности карта № 681 ГГУ составлена на основании данных Минина (1740 г.), Норденшельда и многих других. Хотя эта карта прокорректирована на основании работ геолога Урванцева, однако на ней нанесены об'екты, в действительности не существующие, а существующие не соответствуют действительным ни по своему числу, ни по местоположению, ни по очертаниям.
Состояние льда в южной части Карского моря и Северного полярного моря в июле 1931 г. было настолько благоприятно в ледовом отношении, что удалось видеть всю площадь моря до параллели 75 град. с. ш. от меридиана Диксона до северного берега Пясина свободной от льда и заметить многое, что обычно бывает скрыто от взора ледяным покровом.
Как для дирижабля «Граф Цеппелин», так и для гидросамолетов «Кемсеверпуть» этот год был очень благоприятен в ледовом отношении, но в отношении туманов дело было несколько хуже и даже Цеппелину не удалось выполнить все намеченные работы в Арктике и в частности у Северной земли.
 1.jpg

20 июля гидросамолет «Комссверпуть» № 3, пилотируемый Кржижевским А. Д., имея пассажирами члена правления «Комсеверпуть» т. Шевелева и «красинцев» тт. Алексеева и Шелагина, вылетел из бухты Варнека с целью разведки льдов в Карском море для провода каравана судов в порт Игарка. В полете выявилось полное отсутствие льдов, препятствующих движению судов на участке острова Вайгач и острова Диксон, но надвинувшийся сплошной низовой туман заставил самолет снизиться в районе острова Вилькицкого, переждать туман и лишь после этого следовать на остров Диксон, куда он прибыл благополучно.
B целях проводки иностранных судов, идущих за лесом в Игарку, важно было установить не только состояние льдов и ледяного режима Карского моря в данный момент, но и чрезвычайно важно найти место скопления льда, который под влиянием течения и ветра мог бы изменить ледовую обстановку в неблагоприятную сторону. К этому же времени выяснилось, что на радиостанции Диксон имеется письмо от промышленника, зимовавшего на побережье моря в районе р. Пясина, с указанием, что среди промышленников есть цынготные, коих необходимо срочно снять Письмо было датировано полтора месяца назад и доставлено на собаках из бухты Север.
 2.jpg

Около 13 час. 30 июля гидросамолет № 3 с тем же экипажем, имея на борту автора настоящих строк, находившегося до того на острове Диксон в качестве начальника экспедиции гражданского воздушного флота, взял старт в бухте Диксон и лег курсом норд на остров Свердруппа, расположенный в Северо-поляраом море в расстоянии 68 миль от материка.
Мелькнули под ногами тундровые площади Диксона о яркочерными пятнами каменистых пород, хаотически нагроможденных и вывернутых наружу из недр земли еще в ледниковый период, бухточки и заливчики, причудливо изрезанные неугомонной деятельностью воли ветра и льдов; проплыли под ногами маленькие скалистые острова группы Долгих, острова Норденшельда. На востоке желтела тундра материка, местами пересеченная оврагами, балками и руслами пересохших тундровых речек; на горизонте синели отроги невысокого хребта Бырранга, берущего свое начало на скалах мыса Северо-восточного.
Через 40 мин. полета прямо по курсу стали вырисовываться контуры острова Свердруппа. На всем пути от Диксона до Свердруппа были замечены бревна строеого леса, плывшего из реки Енисей прямо на норд, остатки разбитых «меток»— доказательство небрежности наших лесозаводов по реке Енисей. Эти бревна говорили о том, что здесь, на север от Диксон существует морское течение, гнавшее их на норд почти до параллели 75 град. с. ш. т. е. до острова Свердруппа. Но тем не менее на самом острове Свердрупп этих бревен замечено не было. Очевидно где-то вблизи острова течение либо затухает либо изменяет свое направление.
В скором времени достигли острова, который своей длинной стороной обращен с веста на ост. Остров, очень низкий и явно наносного образования, покрыт желтой тундрой, имеющей в долинах и руслах пересохших тундровых речек свежий ярко-зеленый цвет молодой растительности, очень скудной и быстро расцветающей и еще быстрее погибающей к концу чрезвычайно короткого полярного лета. Береговая черта острова Свердрцппа слабо изрезана и лишь в западной части острова (см. зарисовку) берег образует как бы залив, замкнутый тонким песчаным, наносного образования, кольцом, что в итоге дает как бы лагуну, хотя и очень мелкую. В руслах рек берега местами покрыты еще снегом, а поверхность острова изрезана балками; берегового плавника мало, береговая черта отмелая. С норт-веста тянулись низкие, рваные кучи облаков тумана, а за ним блестели и свер¬кали массы битого льда; восточная же часть горизонта в направлениии на Таймырский полуостров была чиста ото льда, и ровная линия горизонта сливалась с синим небом июльского дня. Правым виражем уходим в сторону Каменных островов, оставляя на север безжизненный угрюмый остров Свердруппа, не заметив на нем ни зверя, ни одинокой чайки, которая хотя сколько-ни¬будь оживила безжизненную панораму этого острова.
 3.jpg

Еще несколько минут, и у нас впереди виден один из больших островов группы Каменных. Он в противовес острову Свердруппа сравнительно высок, но также сильно пересечен, и местами среди голой тундры заметны выходы на поверхность черной массы аппатитов и диабазов. Как и на острове Диксон, берега изрезаны, местами покрыты еще снегом. С северной стороны замечены выбросы плавника и ряд пересохших речек. Берега также отмелы, и заметны длинные подводные косы, идущие на юг и переплетающиеся с такими же косами других островов группы.
По данным штурмана Минина 1740 г. группа Камен¬ных островов состоит из семнадцати, а по данным э/с. «Зверобой» и гидросамолета «Комсеверпуть» их насчитывается всего две группы, что не соответствует действительности, так как мы совершенно ясно видели и зарисовали четыре больших и (см. зарисовку) целый ряд, числом до одиннадцати, мелких островов и отдельных скал. Точно определить число мелких островов не явилось возможным по той простой причине, что державшийся между ними ледяной припой не давал возможности отделить их один от другого. Кроме того большой остров Расторгуев в действительности состоит не из двух, как предполагалось (лоция Карского моря, Евгенев Н. И.), а из одного острова с двумя вершинами по концам, что теперь надо считать окончательно установленным безоговорочно.
 4.jpg

От группы островов к берегу шел не оторванный еще. а местами сидящий на мели, ледяной припай с довольно мощными льдами и полями. Никаких признаков жизни как там. так и здесь замечено не было, если не считать единственной испуганно взметнувшейся чайки.
Очевидно, что льды моря весьма значительно задержи¬ваются на этих островах и береговой припой в этом районе отрывается в последнюю очередь. Лед был грязноватый, местами битый и испещренный целым рядом трещин и лунок.
Пройдя над ними, самолет взял курс на устье не исследованной еще реки Пясина и в скором времени достиг ее.
Река Пясина, впадая в море, образует здесь целую дельту песчаных местами тундровых островов; опреде¬лить их количество без фотос'емки не является возможным да и помимо того они повидимому наносного образования, так как на самой середине некоторых островов в тундре замечено много плавника. Глубины в просеках незначительные, но тем не менее, севши на одну из них, мы имели глубину до 12 м, что говорит о наличии здесь фарватера. На одном из островов заметили развалины избы и белый знак —крест (геолога Урванцева 1929 г.).
 5.jpg

Иногда по тундре замечались маленькие группы оленьих стад, которые сломя голову мчались от пресле¬дующей их тени самолета; временами, тяжело взмахивая крыльями, поднимались с воды белые пятна диких гусей. Блестящая лента реки, извиваясь, уходила на юг, делая бесчисленные повороты среди тундры. От главного русла на восток, скрываясь в тундре, исчезал один из рукавов Пясины, возможно являющейся главным руслом реки. Но вот в одном из мелких заливчиков замечен одиноко стоящий чум.
Самолет снижается, и одна спираль за другой следует над этим одиноким самоедским жилищем. Но безжизненно все кругом, и лишь группа испуганных, диких оленей стремительно мчится в сторону. Еще последняя спираль-машина садится в заливчик, попадает... на мель, но быстро с нее слезает.
Чум безжизнен, и красный предмет, принятый вами с высоты за человека в красной рубахе, оказывается каким-то чудом попавшим сюда пожарным ведром.
Снова гудят моторы, снова бежит под ногами однообразная панорама тундры, а справа от нас — необъятный простор полярного моря.
Мелькнула внизу, у самого устья Пясины, брошенная изба Бегичева, сверкнул крест на его могиле, и снова побежала полоска берега, усыпанная плавником и изрезаная руслами тундровых рек. В одной из бухточек появился корпус шхуны «Зверобой», участника экспедиции Амундсена, ныне беспомощно сидящего на камнях, и вот наконец цель нашего полета — зимовка Трифонова: в устье небольшой речки расположились два домика и ряд хозяйственных построек, видны лодки, сети, бочки и верные друзья человека на севере — собаки.
Это и есть зимовка Трифонова, где были цынготные больные. Садимся в соседнюю бухту и в скором времени пересаживаемся в поданную нам шлюпку. Километра два ходу по галечному побережью моря—и мы на зимовке.
Свора молодых веселых лаек окружает нас: их повизгивания сливаются с приветствиями зимовщиков, целый год не видавших людей. Их всего восемнадцать человек. Восемнадцать человек рослых, крепких мужчин, уже закаленных в борьбе с полярной стихией.
Зимовка у них прошла в общем благополучно: заболело цынгой трое, но двое уже поправились, а третий до сего времени находился в очень тяжелом состоянии. Лететь с нами больной не захотел, мотивируя отказ своей слабостью. Пришлось его оставить.
Промысел был в общем был неудачен, так как добыто было всего 122 песца и 2 медведя. Рыбы было очень мало, но зимою и весною попадались дикие олеки. Питанием зимовщики были снабжены в общем достаточно.
Снова бежит под ногами безжизненная тундра. Уже час ночи, а полярное солнце еще высоко над горизонтом и его красноватые лучи, освещая ледяные поля припая красно-фиолетовыми лучами, заставляют сверкать их поверхность искрами разноцветных огней.
Контуры далекого острова Расторгуев то расширяются, то суживаются под влиянием рефракции, а временами над тонким силуэтом острова выплывает его перевернутое изображение—мираж,— и, продержавшись несколько минут, нелепо деформируясь исчезает...
Остров Диксон спал в эту ясную ночь. Косые лучи солнца сверкали на белых пятнах снегов и на тонкой игле радиомачты, когда испуганный вой в метания собачей своры возвестили о чем-то необычайном. Испуганно заметался на цепи, заунывно завыл молодой волчонок...
И в этот момент, тихо шурша заглушёнными моторами, с северо-восточной стороны горизонта приближалась блестящая сигара. Это был величественный «Граф Цеппелин».
Несколько минут пробыл дирижабль над островом Диксон, сбросал парашют с пакетом в адрес Северной земли и быстро скрылся в западном направлении.
А через два дна в гавань Диксона, пришли в сопровождения ледокола «Русанова» два парохода. Летний сезон на Диксоне был в полном разгаре.
Но вот всего вишь несколько дней, пятидневок —и солнце уже заходит за горизонт, исчезают на западе последние дымки пароходов иностранцев, в последний раз в этом году ревут моторы гидросамолетов «Комсеверпуть», идет снег, в бухте появляется сало...
В окнах дома радиостанции появляются огни, учащаются вечерние концерты собак и на острове готовятся к длительной и суровой… новой зимовке.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1351
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Ноябрь 2009 20:09

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H3
8.4.1931
Дорнье "Валь"
Заводской №: 143
В примечаниях: бывший бортовой USSR-472. авария 8.9.32, списан. "Комсеверопуть No 3"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Ноябрь 2009 22:51

Орлов М., "Полярная авиация" // "Крылья - приложение к журналу М-Хобби" 2/2008, © ЦЕЙХГАУЗ. 2008 ISBN 978-5-9771-0095-3
Данные приводятся с ссылкой на «Реестр гражданских воздушных судов СССР».

СССР-НЗ
Дорнье «Валь», зав. № 143, моторы - 2 BMW-6.
Дата присвоения опознавательного знака с литерой «Н» - 08.04.31 г. Первоначальный владелец воздушного судна - Комсеверпуть. Первоначальное название «Комсеверпуть-3».
В 1932 г. СССР-НЗ потерпел катастрофу в районе пролива Маточкин Шар.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Dobrolet » 14 Февраль 2011 18:02

В "Крыльях" №1 (6) 2011 в статье Дорнье "Валь" - полярный "кит" Михаил Маслов и Михаил Орлов идентифицировали ранее проходившее в теме фото - "Участники Карской экспедиции 1931 г. Стоят Алексеев и Крижижановский, сидят Шелагин и Чечин"
 Н3 Wal (2).jpg

Конечно же имелся в виду А.В.Кржижевский (исправлено :oops:)
 SPL (Gidro-1)A.Krzhizhewski.jpg

"Для Анатолия Дмитриевича эта памятная навигация была и своего рода крещением. Командовал он воздушным кораблем, работавшим вдали от баз в суровой необжитой местности. Но, сказать по совести, в новой должности чувствовал себя Алексеев еще неуверенно: какой я командир, если управлять машиной не умею?
Значит, пора приобретать вторую специальность, в надежде, что со временем она станет первой, пора учиться на пилота.
Алексеев пригласил к себе в экипаж опытного морского авиатора Анатолия Вадимовича Кржижевского, а сам, оставаясь командиром корабля, сел на кресло второго пилота. Среди работников Комсеверпути немало было шуток в ту пору насчет содружества двух Анатолиев. Алексеев учился у Кржижевского умению пилотировать, Кржижевский с помощью Алексеева обживался в Арктике."
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1351
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-3 (Дорнье Валь)

Сообщение Адольф Милованов » 01 Август 2013 11:02

К тому, что уже сказано выше об этом самолёте добавлю для уточнения выписку из архива.
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1940. Отчёты о работе Воздушной службы ГУСМП по основной деятельности за 1931-1933гг (с приложением карты работы самолётов). /нумерация листов в деле в обратном порядке/

Л. 109. Зима 1931-32гг. … С-т Н-3, который был прислан Авиаслужбой в Москву на собственный страх и риск, пошёл работать на линии Баку-Красноводск. …

Л. 107. Успешное выполнение работы Авиаслужбой в 1931г главным образом обязано дружной, напряжённой и ответственной работе экипажей тяжёлых гидросамолётов.
7. Состав экипажей:
Сам. Н-1: к-р Чухновский, пилот Соловьёв, летнаб Ручьев, б/м Косухин, пом. б/м Наумов;
Сам. Н-2: к-р Липп, пилот Страубе, летнаб Петров, б/м Побежимов;
Сам. Н-3: к-р Алексеев, пилот Кржижевский, б/м Пелагин, пом. б/м Чечин.
Приказом Народного комиссара внешней торговли объявлена благодарность всему личному составу Авиаслужбы.

Л. 93. Отчёт о деятельности Авиаслужбы КСМП за 1932 год.

2. Личный состав самолётов: командиров – 5, пилотов – 2, л/наблюдателей – 1, бортмехаников – 5, помощников бортмехаников – 3.
5. Количество самолётов: морских – 2, тяжёлых речных – 1, лёгких речных – 1.
15. Налёт часов каждым самолётом:

Н-3 – 14 полётов, 61ч.8м,
16. Состав экипажей самолётов: …
Сам. Н-3: к/с Порцель Л.М., пилот Дальфонс Г.В, летнаб Ручьев В.В, б/м Чечин В.С, пом. б/м Проворихин Р.Б, нач. Авиаслужбы М.И. Шевелёв.
18. Количество происшествий: катастроф – 1, моторных аварий – 4, вынужденных посадок – 14.
… Невыполнение плана в целом за 1932г. надо отнести за счёт самолёта Н-3, потерпевшего катастрофу и за счёт длительного ремонта самолёта Н-4, принятого по состоянию 2-й категории и имевшего посадку в Н. Новгороде, потребовавшую длительной стоянки и наконец, поздним выходом из ремонта самолёта Н-1.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-1 (Dornier Wal)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 24 Октябрь 2018 16:45

Нашел в фондах нашего Ненецкого окружного краеведческого музея (г. Нарьян-Мар). В альбоме посвященного Вайгачской экспедиции.
Вложения
 03.jpg
 02.jpg
 01.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Пред.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения