Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Lockheed Electra 10-А Н-214
Electra 10-А на airwar http://www.airwar.ru/enc/cw1/md10.html
... В августе 1937-го для поисков пропавшего экипажа С.А.Леваневского использовали уже упоминавшийся "Дейли экспресс". Летал на нем американский экипаж. Самолет через "Амторг" приобрело советское правительство. Андерссон указывает дату покупки как 11 октября, но накладная "Амторга", подшитая в документах наркомата внешней торговли, датирована 16 ноября. Но и в том, и в другом случае "Электра" перешла к Советскому Союзу уже после завершения поисков.
Интересно, что есть и другая накладная, от 20 ноября - на "L-10A с моторами "Уосп"83Н1". В накладной значится, что самолет следует доставить в Виннипег. Возможно, что это вторая "Электра", использовавшаяся для поисков пропавшего самолета "Н209". Летал на ней Г. Маттерн, которого когда-то Леваневский вывез с Чукотки. Эта машина имела устройство для дозаправки в воздухе, но сопровождавший ее самолет-заправщик "Форд" разбился недалеко от Фэрбенкса.
В Советский Союз вывезли только одну "Электру", №1065, бывший "Дейли экспресс". Его отправили в нашу страну в 1938-м. Самолет зарегистрировали за Полярной авиацией, присвоив номер "Н214". В феврале 1939-го он еще эксплуатировался. Летчики отмечали его хорошие летные качества.
В 1938-м эта "Электра" изучалась на заводе №156. Там ее разобрали, обмерили и взвесили, проанализировали каждый узел. Отметили удачную общую компоновку, ограниченный сортамент профилей, листов обшивки. Удивила работа элеронов: вверх они отклонялись на 25°, а вниз - только на четыре. С подобной схемой у нас уже сталкивались, изучая самолет Валти V-1 AS, на котором Леваневский в 1936-м прилетел из США. Понравилось шасси: "Шасси заслуживает внимания с точки зрения прочности и простоты",- записано в отчете. Особо выделили "плавное и хорошее убирание".
Этот самолет имел сменное лыжное шасси с более жесткой стойкой и вторым масляно-воздушным амортизатором, закрепленным на кабане лыжи. Сами лыжи были металлическими. Их конструкцию оценили как "компактную и простую". Такие лыжи для "Электры" являлись редкостью, в Америке круглый год летали на колесах. Комплект лыжного шасси, прибывший с Н214, специально перекупили у одной канадской авиакомпании.
Отметили и недостатки. Неудачной сочли стыковку центроплана и консолей: щиток разрезался не в плоскости отъема, и до того, как отстыковать консоль, требовалось снять щиток. Неудобно демонтировались и некоторые бензобаки.
Когда и где закончилась служба этой "Электры", пока не установлено. Но в 1940-м она уже больше не летала.
Electra 10-А на airwar http://www.airwar.ru/enc/cw1/md10.html
... В августе 1937-го для поисков пропавшего экипажа С.А.Леваневского использовали уже упоминавшийся "Дейли экспресс". Летал на нем американский экипаж. Самолет через "Амторг" приобрело советское правительство. Андерссон указывает дату покупки как 11 октября, но накладная "Амторга", подшитая в документах наркомата внешней торговли, датирована 16 ноября. Но и в том, и в другом случае "Электра" перешла к Советскому Союзу уже после завершения поисков.
Интересно, что есть и другая накладная, от 20 ноября - на "L-10A с моторами "Уосп"83Н1". В накладной значится, что самолет следует доставить в Виннипег. Возможно, что это вторая "Электра", использовавшаяся для поисков пропавшего самолета "Н209". Летал на ней Г. Маттерн, которого когда-то Леваневский вывез с Чукотки. Эта машина имела устройство для дозаправки в воздухе, но сопровождавший ее самолет-заправщик "Форд" разбился недалеко от Фэрбенкса.
В Советский Союз вывезли только одну "Электру", №1065, бывший "Дейли экспресс". Его отправили в нашу страну в 1938-м. Самолет зарегистрировали за Полярной авиацией, присвоив номер "Н214". В феврале 1939-го он еще эксплуатировался. Летчики отмечали его хорошие летные качества.
В 1938-м эта "Электра" изучалась на заводе №156. Там ее разобрали, обмерили и взвесили, проанализировали каждый узел. Отметили удачную общую компоновку, ограниченный сортамент профилей, листов обшивки. Удивила работа элеронов: вверх они отклонялись на 25°, а вниз - только на четыре. С подобной схемой у нас уже сталкивались, изучая самолет Валти V-1 AS, на котором Леваневский в 1936-м прилетел из США. Понравилось шасси: "Шасси заслуживает внимания с точки зрения прочности и простоты",- записано в отчете. Особо выделили "плавное и хорошее убирание".
Этот самолет имел сменное лыжное шасси с более жесткой стойкой и вторым масляно-воздушным амортизатором, закрепленным на кабане лыжи. Сами лыжи были металлическими. Их конструкцию оценили как "компактную и простую". Такие лыжи для "Электры" являлись редкостью, в Америке круглый год летали на колесах. Комплект лыжного шасси, прибывший с Н214, специально перекупили у одной канадской авиакомпании.
Отметили и недостатки. Неудачной сочли стыковку центроплана и консолей: щиток разрезался не в плоскости отъема, и до того, как отстыковать консоль, требовалось снять щиток. Неудобно демонтировались и некоторые бензобаки.
Когда и где закончилась служба этой "Электры", пока не установлено. Но в 1940-м она уже больше не летала.