Н-495/СССР-04224 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-495/СССР-04224 (Ли-2)

Сообщение Bills Bons » 09 Март 2008 20:44

Самолет ЛИ-2-СССР-Н-495.Выполнял полеты в 1957-1958гг. в Антарктиде со станции "Мирный".

Экипаж:

Командир:В.М.Петров.
Второй пилот:В.В.Афонин.
Штурман:Б.С.Бродкин.
Бортмеханики:
В.М.Сергеев и Е.Н.Меньшиков.
Бортрадист:Н.Г.Зорин.
Переводчик:
В.М.Макушок.

Данный экипаж прославился тем,что спас бельгийскую экспедицию.

Источник:З.М.Каневский "Это было в полярных широтах.",М.,Политиздат,1985г.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2008 21:22

Bills Bons пишет:Данный экипаж прославился тем,что спас бельгийскую экспедицию.

Добавоено из "Раскопок":

Просто времени не хватило проверить. Картина Рубана "Спасение бельгийской экспедиции ..."
Экипаж Перова. 1958 (?)г. Кстати, похоже, юбилей.

Изображение

опубликовал: alex_andr



Номера не совпадают, но это и не фотография.
Будем уточнять
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2008 21:30

Так, нашел где я еще видел этот случай:
Владимир Санин. Новичок в Антарктиде [url]http://www.ladoshki.com/15318_books_книга_Новичок_в_Антарктиде.htm[/url]

Борт не указывается, но машина - Ил-12:

В Третью антарктическую экспедицию Афонин был вторым пилотом у Виктора Михайловича Перова, замечательного летчика и прекрасного человека, организатора известных полярных полетов. С ним вместе Афонин налетал много десятков тысяч километров: доставлял грузы на Восток, сбрасывал горючее полярникам ныне законсервированной станции Советская, что на полюсе недоступности, и осуществил беспосадочный перелет через Южный полюс на американскую станцию Мак Мердо, где, несмотря на сильный мороз, постоял со снятой шапкой у превращенного в музей домика капитана Скотта.

Так вот, в декабре 1958 года в эфире прозвучало: «Всем, всем, всем! Станциям и кораблям в антарктических водах!..» Бельгийская станция Бодуэн извещала Антарктиду, что исчез вылетевший со станции самолет с четырьмя членами экипажа на борту; попытки разыскать пропавших без вести своими силами не удались, необходима немедленная помощь.

– Мы отлично сознавали, – рассказывал Афонин, – что надежда у бельгийцев была только на нас: американцы слишком далеко, у австралийцев самолеты близкого радиуса действия… И мы сообщили, что, как только пурга прекратится, немедленно вылетим. И через несколько часов, когда ветер поутих, мы полностью заправили ИЛ 12, взяли про запас четыре бочки горючего и с огромной перегрузкой полетели. Пришли на Моусон, поспали несколько часов, дозаправились и взяли курс на Бодуэн. Погода отвратительная, видимость ужасная, а у бельгийцев, как на грех, вышел из строя передатчик, не могут дать нам привод. Но Борис Семенович Бродкин, наш штурман, все таки разыскал Бодуэн – первый залог удачи! Сели. Встреча исключительно сердечная, на нас разве что не молились: ведь решалась судьба четырех человек, один из которых – пилот самолета принц де Линь! Дали нам карту, рассказали о примерном маршруте исчезнувшего самолета, и мы отправились в поисковый полет. Закончился он неудачей: сплошная облачность, видимость ноль…

Вернулись, поспали часа три и ушли во второй полет. Увидели посреди ледника скалу, которая называлась горой Сфинкс (сейчас – гора де Линя), и по ней ориентировались: где то в этом районе мог потерпеть аварию бельгийский самолет.

Здесь нас ожидали первые находки. В южной части горного массива, неподалеку от Сфинкса, мы нашли штатив от теодолита и несколько полузасыпанных снегом ящиков. Следы людей, видимо, замело. Начали кружиться и вдруг увидели лежащий на крыле маленький спортивный самолет. Он казался черным комариком на белом фоне. Сесть невозможно: повсюду камни, скальные породы. Пришлось приземлиться в двух километрах. Оставили у ИЛа механика, а сами – Перов, Бродкин и два бельгийца – пошли к месту аварии. По дороге я поскользнулся, сильно ударился об лед и вернулся обратно. Оказалось, к счастью, так как началась пурга, мое возвращение было как нельзя более кстати. Вдвоем с механиком мы запустили двигатели и начали салютовать ракетами. Гул двигателей и ракеты помогли группе Перова определить обратное направление, и ова, хотя и не без труда, добралась до ИЛа. Товарищи рассказали, что у бельгийского самолета при вынужденной посадке сломались лыжа и стойка шасси. Из записки, оставленной в самолете, узнали, что его экипаж отправился к горе Сфинкс.

Но горючее у нас было на исходе, пришлось возвращаться для заправки. Зато третий полет начали более осмысленно. На западном склоне Сфинкса мы заметили, как показалось с воздуха, палатку. Но это была не палатка, а парус, установленный на сани: видимо, потерпевшие аварию пытались соорудить буер, но без особого успеха. Здесь же валялись пустые банки из под консервов, походная аптечка, футляр от хронометра, зубная щетка… На снегу виднелись следы, ведущие к горе Трилинген – «Трехглавая гора». Метров через двести снег перешел в лед, и следы исчезли… Мы взлетели и шли, держась следов, но никого и ничего обнаружить не удалось. Гористая и мертвая пустыня…

В четвертом полете ходили у массива поисковыми галсами, вертелись вокруг Сфинкса – снова безрезультатно… Пятый полет, третий день поисков – ничего…

Ситуация складывалась трагичная. По нашему расчету пропавшие без вести бельгийцы уже пятый день были без продовольствия (если они живы!), а у нас горючего оставалось только на один поисковый полет и на возвращение в Мирный. Наши поиски «съели» и все горючее станции Бодуэн. Что делать? Руководство экспедиции связалось с Москвой; «Оби» была дана команда изменить курс и следовать в Бодуэн с горючим, а нам Москва приказала: «Искать до последней капли бензина!» И мы облегченно вздохнули: другого приказа и не ожидали…

И вот наступило пятнадцатое декабря – день последнего полета. Долго и безрезультатно кружили мы над массивом, глаза все проглядели и уже собирались было лечь на обратный курс, когда обнаружили палатку! «Вот она!» – разом закричали мы на своем языке, бельгийцы на своем. Присмотрев площадку, а там была зона трещин, приземлились и бросились к палатке.

Все четверо оказались живы и здоровы, только принц де Линь прихрамывал. Шли они к нам со слезами на глазах. Отчаялись, наверное, потеряли веру, что их найдут. Изголодались. У них осталось лишь граммов сто урюка, столько же изюма и тюбик какао с молоком – сохраняли на крайний случай. Обнялись мы, расцеловались, счастливые донельзя. В самом деле, на волосок от смерти люди были. Помогли мы им перенести скарб, посадили в самолет, напоили сладким чаем – бельгийский врач запретил кормить, после голодовки опасно – и сообщили в Мирный, что дело сделано. Впрочем, мы еще раньше передали в эфир: «Обнаружили палатку, садимся». Ребята потом рассказывали, что весь Мирный ходуном ходил: «Нашли!» Вся Антарктида, оказывается, этим жила! А когда дали радиограмму: «Взлетели на борту все четверо живы», посыпались поздравления. Радировали Москва, Мирный, бельгийцы, американцы, французы – весь мир! В Мирном едва успевали принимать радиограммы и передавать их нам.

Получили поздравления от Советского правительства и от бельгийской королевы, она телеграфировала Ворошилову, а он переадресовал нам.

Уже после, когда мы сидели за праздничным столом, бельгийцы рассказывали, как они пытались спасти своих товарищей. Сначала вышли искать их на вездеходе, тот провалился в трещину, но обошлось без жертв: люди выскочили. Затем отправились на поиски с упряжкой собак – снова угодили в трещину. Тогда, отчаявшись, и дали в эфир радиограмму: «Всем, всем, всем…»

Двое суток мы отдыхали на Бодуэне, отоспались, привели себя в порядок, наелись отменнейших бифштексов, которые нам поджаривал повар станции, он же… барон, имеющий в Бельгии свой замок. Пилот самолета – принц, член королевской фамилии; повар – барон; с какими только парадоксами не сталкиваешься в Антарктиде! Взволновала нас судьба одного из этой четверки, геодезиста Лоодса, которому русские спасали жизнь дважды! Впервые это случилось в минувшую воину. Бывший офицер бельгийской армии Лоодс был взят в плен и заключен немцами в концлагерь, который они заминировали и собирались взорвать. Наше стремительное наступление сорвало этот план. И вот русским довелось спасти этому человеку жизнь вторично. Я подарил ему носки деревенской вязки, неношеные, что мать связала мне на дорогу, и теплый свитер. Расстались мы с бельгийцами большими друзьями.

Вернулись в Москву, пригласили нас в Кремль, вручили ордена, а через два дня – в бельгийское посольство, где в присутствии членов дипломатического корпуса нам торжественно вручили бельгийские ордена. А приглашение в посольство я получил на имя «Мосье д'Афонин», что и дало богатую пищу острякам коллегам, которые подшучивали, что отныне я могу считать себя бельгийским дворянином и разъезжать в карете с гербом…
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2008 01:13

Добавлена в "Библиотеку" документальная повесть Каневского "Морозное лето в кристальных горах":
http://www.polarpost.ru/Library/Kanevskiy-Eto_Bilo_v_visokih_shirotah/main-eto_bilo.html

МОРОЗНОЕ ЛЕТО В КРИСТАЛЬНЫХ ГОРАХ

В декабре 1958 года многочисленные газеты, советские и зарубежные, запестрели вдруг драматичными, подчас детективно звучащими заголовками: «Беда случилась у Кристальных гор», «Пилоты ведут поиск, однако...», «Записка в брошенном самолете», «Продуктов осталось на два дня», «Палатка среди трещин» и т. п. Затем в тех же газетах появились подробные рассказы о том, что произошло. Несколько дней из жизни самолета Ли-2 с бортовым номером Н-495 и его экипажа навсегда вошли в историю полярной авиации, в историю освоения шестого континента.

Четверть века с лишним прошло с тех пор — возраст целого человеческого поколения. И оно, нынешнее поколение, ничего или почти ничего не знает, не помнит о том, что происходило в летние декабрьские дни на самом суровом материке Земли. Вот почему есть смысл заново перелистать страницы той давней, но не тускнеющей истории, а попутно постараться взглянуть на нее не только под героико-романтическим углом зрения, но и глазами профессионалов-аэронавигаторов, в первую очередь — прямых участников тех событий, летчика и штурмана самолета Н-495.

Место действия — побережье и глубинные районы Антарктиды. Время действия — одна неделя между 12 и 19 декабря 1958 года.

Спасающие: командир воздушного корабля, он же командир авиаотряда Третьей САЭ (Советской Антарктической экспедиции) Виктор Михайлович Перов, штурман, он же начальник штаба авиаотряда Борис Семенович Бродкин, второй пилот Владимир Васильевич Афонин, радист Николай Гаврилович Зорин, механики Виктор Михайлович Сергеев и Ерофей Николаевич Меньшиков, переводчик, он же биолог экспедиции Виктор Маркелович Макушок.

Спасаемые: начальник бельгийской научно-исследовательской антарктической станции «Король Бодуэн» барон Гастон де Жерлаш, летчик принц Антуан де Линь, геодезист Жак Лоодтс, механик Шарль Юльсхаген.

Материалы, послужившие основой для написания этой документальной повести: воспоминания участников спасательной экспедиции, подлинные бортжурналы полетов, газетные публикации той поры, личные письма.

полностью: http://www.polarpost.ru/Library/Kanevskiy-Eto_Bilo_v_visokih_shirotah/main-eto_bilo.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Апрель 2008 17:34

весна 1951 - транспортные рейсы о.Диксон - Усть-Тарея по организации городка геологов.
Экипаж Лебедева

[Лебедев, Мазурук. "Над Арктикой и Антарктикой", гл. "Воздушный каюр"]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Бабай » 10 Январь 2009 21:07

Вторая континентальная экспедиция. 1956-1958 гг. Общее описание. Труды САЭ, том 8. Л., Морской транспорт. 1960

Изображение
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Добролет » 11 Январь 2009 13:22

"От Арктики до Антартики" В.М.Перов М, 2003
Изображение
Изображение
Изображение
Реконструкция внешнего вида борта
Изображение

Добавлено 31.03.2013 UATRI
На реконструкции заводской номер не верный.
Правильный заводской номер борта СССР Н-495 - 18430608.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Alexander Belov » 12 Январь 2009 10:59

Этот самолет был модифицирован до уровня Ли-2В с установкой турбокомпрессоров ТК-19. Кстати, на боковике и фото их обтекатели видны.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Январь 2009 13:28

Участие Н-495 в 3-й КАЭ описано у Мартианова В.: "Шестой континент, пятый океан."
http://www.polarpost.ru/Library/Martianov-3KAE/main-martianov-ocean.html

Реконструкция внешнего вида - оттуда же
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Добролет » 13 Январь 2009 13:45

Боковик от Золотова пришлось немного подправить (привести к фотоисточникам ) - убрать белые полосы по борту и оснастить турбокомпресором в обтекателе
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Tory » 22 Январь 2009 18:15

1. Антенны РВ надо дорисовать.

2. А турбокомпрессор правильно дорисовали? Нормальное фото где-либо есть?
Tory
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2008 02:15

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Добролет » 23 Январь 2009 14:22

Сильно не старался
В качестве источника взял первый опытный Ли-2В
Изображение
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Alexander Belov » 23 Январь 2009 14:30

Фото Ли-2В есть в книге Перова "От Арктики до Антарктики". Там капоты ТК немного иной формы, но качество очень низкое.

Интересно, а бельгийцы на станции "Король Бодуэн" или австралийцы на Моусоне этот самолет не фотографировали?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-495 (Ли-2)

Сообщение Tory » 27 Январь 2009 17:50

На сайте авикопресс есть альманах по Ли-2В, но мне не удалось её заказать. Есть там фото этой части серийного самолёта, нет - Бог весть.

http://avicopress.ru/plane.php?id=386

На сайте нужно регистрироваться.
Tory
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2008 02:15

Re: Н-495 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2009 16:44

Новости 1 канала 15.12.2008 http://www.1tv.ru/news/social/134424

50 лет назад в Антарктиде советские летчики спасли бельгийских полярников

Удивительное спасение во льдах - так 50 лет назад об этом писали газеты. Именно тогда в декабре 1958 года в Антарктиде развернулась драматическая история. Советские летчики отыскали таинственно исчезнувших бельгийских полярников. Среди спасенных был и его высочество принц Антуан де Линь.

Репортаж Алексея Зотова.

В самый торжественный для любого бельгийца праздник - День королевской династии - в посольстве этой страны всегда много гостей. Дипломаты жмут руку послу, его жене очень коротко, почти формально. И только один гость в этот раз задержался возле четы дольше остальных, представляя своих сослуживцев. Русский лeтчик Виктор Сергеев, кавалер самой почeтной награды Бельгийского королевства - ордена Леопольда.

Бертран де Кромбрюгге, посол Бельгии в Российской Федерации: "Вся эта история вообще очень похожа на чудесную сказку! Пускай и прошло полвека, но бельгийский народ до сих пор благодарен русским лeтчикам, которые, рискуя, спасли жизнь нашему принцу!"

Одна из таких историй спасения случилась в декабре 1958 года в далeкой Антарктиде. Советские полярники получили по радио в буквальном смысле сигнал отчаяния: "Самолeт бельгийской экспедиции вылетел неделю назад и до сих пор не вернулся на базу! О судьбе пилота и ещe трeх членов экипажа ничего неизвестно!". О том, что пропавшим самолeтом управлял лично его высочество принц Бельгии - Антуан де Линь, экипаж, вылетевший на помощь, узнал только, преодолев больше трeх тысяч километров - до бельгийской полярной станции. Эта поисковая операция до сих пор считается непревзойдeнно героической.

Виктор Боярский, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики: "Искать людей на льду - это крайне сложная задача! Особенно, когда видимость не ахти, и у людей нет возможности подать сигнал бедствия дымовой шашкой или чем-то другим. Практически невозможно обнаружить".

Бортмеханик Виктор Сергеев первым крикнул: "Нашли! Снижайся!" Но, прежде, чем оранжевая палатка наконец мелькнула в снежной пелене, экипаж Виктора Перова на самолeте Ли-2 трое суток без сна и отдыха кружил над ослепительно белой пустыней.

Один из бельгийских полярников за десять суток снежного плена так обессилел, что не смог выбраться из палатки, и только плакал, узнав, что именно русские спасли ему жизнь во второй раз. В первый - когда освободили фашистский концлагерь, где он провeл 4 года. А по пути домой всех четверых счастливчиков тогда отпаивали горячим сладким чаем.

А потом были десятки приeмов и для отважного экипажа Ли-2... В Кремле и в посольстве Бельгии они получили ордена. А вот от королевских щедрот, положенных вместе с орденами, советские авиаторы по примеру командира решительно отказались.

Людмила Перова, вдова командира авиаотряда Виктора Перова: "Предлагали ему там поместье - он же считался бельгийским дворянином! Но, тогда, конечно, в голову не приходило, что можно ещe где-то, кроме родины иметь поместье и там жить".

Виктор Сергеев был самым молодым в экипаже. Сегодня - он единственый живой участник тех событий.

Виктор Сергеев, бывший бортмеханик экипажа Ли-2: "Если не снятся, то всe равно - перед глазами... И всегда это в памяти... То безнадeжное выражение лиц..."

А ещe - то полярное братство, крепкое, как вековой лeд... И то счастье спасeнных людей, такое же бескрайнее, как сама Антарктида.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения