Страница 2 из 2

Н-427 (Ли-2)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 16:41
[ Леспромхоз ]


Коллеги, есть там еще про аварию на Диксоне ИЛ-14 Мазурука (в 1957 году - по книге).
Это о какой машине речь?
На ум приходит только Н-442 в 57-м.
Или земляк что-то напутал?


Кратковременная остановка в Усть-Каре. Одноэтажное деревянное здание аэропорта занесло снегом по самую крышу. Рядом на мачте висит полосатый тряпочный ветроуказатель («ветродуй»).
Все выглядело почти как на известной гравюре Мешкова «Забытый аэропорт». Нас накормили вкуснейшим обедом: рыба в разных видах и великолепные домашние блины с вареньем. Опять взлет, и вот уже «ветераны арктической геологии» показывают мне россыпь голых скал с прижавшимися к
ним домиками. Диксон. Столица западного сектора Арктики. Диксон, о котором я столько грезил в детстве. Посадочная полоса располагалась на вытянутом гребне небольшого острова. Пробежав по ней, самолет свернул по едва заметной рулежной дорожке и вскоре замер. Рядом с нами лежали на снегу свежие останки пассажирского самолета – двухмоторного ИЛ-14, без шасси и с крыльями, срезанными по моторные гондолы. По тем временам это был лайнер: как-никак – рассчитан на 32 пассажира! Мы уселись в автобус, но никак не могли оторвать взгляд от искалеченной машины. Видя наше встревоженное недоумение, встречавший нас работник отдела перевозок сказал, что этот самолет пилотировал самый знаменитый полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза И.П.Мазурук. За десять дней до нашего прибытия в Диксон он вывез большую команду столичных журналистов на дрейфующую станцию «Северный полюс». Первый раз журналисты летели на Северный полюс в обычном пассажирском самолете с мягкими креслами. Все шло нормально.
Побывав на полюсе и пообщавшись с полярниками, переполненные впечатлениями журналисты отправились домой, но при посадке в Диксоне самолет снизился чуть раньше, чем это было нужно, и ударился выпущенным шасси о бетонный уступчик начала взлетной полосы. Шасси срезало, самолет пропахал бетон на брюхе, теряя листы обшивки. К счастью, бензин не воспламенился, и все завершилось благополучно. Никто из пассажиров и экипажа даже не был ранен. Отделались синяками, шишками и испугом. Трап не понадобился: на летное поле журналисты выходили прямо из люка. Арктических впечатлений у них, надо полагать, стало намного больше. Самолет столкнули бульдозерами с полосы, чтобы он не мешал взлету и посадке других машин, и оставили до заключения комиссии. Комиссия на днях закончила разбирательство и улетела в Москву, а разбитый самолет еще не разрезали и не убрали.

По аварии Мазурука (выписка из приказа)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 19:07
Адольф Милованов
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 3874. Документы по авариям и катастрофам ПА за 1956-57гг. 107л.
Л. 56. … Ниже приводится краткое описание некоторых наиболее характерных л/пр за 1956 год.
1. Ошибки пилотов в т/п.
К/к пилот 1 класса Мазурук И.П. 8 сентября 1956 г. при посадке в а/п Диксон потерпел аварию на самолёте ИЛ-12 Н-525. Обстоятельства: … подошёл к аэродрому при Нобл 300м, вид 20км. Сделав контрольный полёт по коробочке для осмотра ВПП и получив разрешение, стал производить заход и расчёт. Не учёл наличие впадины между БПРМ и началом ВПП, чрезмерно снизился и преждевременно убрал газ. Самолёт в 100 м до ограничительных огней ударился основными колёсами шасси о выступ торца насыпанной галечной полосы безопасности на подходе к ВПП. При ударе были отбиты обе тележки шасси, потом самолёт взмыл и пролетел 180 м, приземлился по центру ВПП на переднее колесо, хвостовую часть фюзеляжа и стойки основных шасси, прополз 218 м и развернувшись вправо на 40 градусов остановился на траверзе дневного подхода Т в 400 м от места удара колёсами. Экипаж и пассажиры невридимы. Самолёт разбит и подлежит списанию. Проверка т/п у т. Мазурука производил 20 августа КЭ и показал отличные результаты. Причиной аварии является ошибка в т/п к/к Мазурука в простых м/усл, произошедшая в результате пренебрежительного отношения к выполнению элементарных правил полёта, высокомерия и зазнайства со стороны т. Мазурука, опытного к/к. За аварию т. Мазурук объявлен строгий выговор.
...
Командующий ПА М. Шевелёв.

Наверное будет правильным разместить здесь и другой приказ по этому происшествию, т.к. незначительные отличия в подробностях есть.
Д. 3868. Отчёты и анализы УПА и его подразделений по лётным происшествиям и отказам авиатехники за 1955-56гг. 66л.
Л. 6. Сводная таблица всех происшествий за 3 квартал 1956 года. …
… 3. Московский отряд, 2 АЭ. 8.9.1956 г. Авария ИЛ-12 Н-525. Пилот 1 класса Мазурук И.П., б/мех 1 кл. Громов В.А. При посадке ночью на Диксоне низко подвёл самолёт к началу ВПП, рано убрал газ, ударился основными колёсами шасси о торцевой выступ насыпной галечной полосы безопасного подхода к ВПП, в результате отбил обе тележки шасси, взмыл и, пролетев 182 м, приземлился по центру ВПП, прополз 218 м. на переднем колесе и хвостовой части фюзеляжа, развернулся на 400 и остановился на траверсе Т в 400 м. от места удара колёсами.
Причина – ошибка пилота при расчёте на посадку. Самолёт ремонту не подлежит.
Приказом начальника Главсевморпути к/к Мазурук объявлен строгий выговор.

Опись 4. Дело 700. Приказы Нач. ГУСМП с №10 по №174. 16.1-18.12.56г. 79л.
Л. 79. Приказ Начальника ГУСМП ММФ СССР №158 с 23.10.56.
Об авариях и катастрофах в Полярной авиации в сентябре 1956г.
В сентябре 56г. в Полярной авиации Главсевморпути произошёл ряд тяжёлых лётных происшествий: 8 сентября авария Ил-12 Н-525 к/к Мазурук в а/п Диксон. Зав. №93013108.

Следующая запись не относится к Н-525, но совпадает а/п и КВС.
Фонд 87. Опись 2с. Дело 9. Стенограмма совещания КЛС УПА «О задачах коллектива Управления по выполнению решений ЦК КПСС от 20.3.1962г. 11-12.7.1962г. 202л.
Стенограмма Совещания КРС УПА 11.7.1962г. Шевелёв.
Л. 12 … В а/п Диксон , начальник старый и опытный, но вот за последнее время произвёл две поломки и очень неприятные. Первая поломка т. Мазурука, которая произошла из-за неправильного выруливания и поломали консоль самолёта. Сам по себе случай безобразный. Конечно, и экипаж виноват, но и виноваты наземные службы. Нигде не записали, не оформили, прилетели в ШРМ, ЛЭРМ обнаружило, что консоль помята.

Н-427 (Ли-2)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 19:12
[ Леспромхоз ]
Спасибо!
:good:
В темах про Мазурука и Н-525 (Ил-12) ничего подобного не озвучено.

Н-427 (Ли-2)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 19:23
[ Леспромхоз ]
На биографии Н-525 можно поставить точку.
И перенести соответствующие сообщения в тему по 525-му.
Автору темы :)

Есть ещё по Мазуруку 1 л/пр

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 19:35
Адольф Милованов
"Савойя-55" Л-996 ДВТУ 21.6.1936г. Но он тогда работал не в ПА.

Н-427 (Ли-2)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 19:49
Иван Кукушкин
Леспромхоз пишет:И перенести соответствующие сообщения в тему по 525-му.

перенесено

Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 18 Декабрь 2012 21:08
Александр Андреев
Леспромхоз пишет:Коллеги, есть там еще про аварию на Диксоне ИЛ-14 Мазурука (в 1957 году - по книге)...


Адольф Милованов пишет:К/к пилот 1 класса Мазурук И.П. 8 сентября 1956 г. при посадке в а/п Диксон потерпел аварию на самолёте ИЛ-12 Н-525.


Уважаемые коллеги!

По всей видимости, мне пришлось несколько лет назад общаться с участником этого полета - Дмитрием Петровичем Беспаловым, который, к сожалению, скончался в этом году.

Д.П. работал в ГГО (Главной геофизической обсерватории Росгидромета) в должности начальника научно-методического отдела, а в последние годы - в должности начальника музея гидрометприборов. В 2007 году мы вместе с ним (как авторы-составители) выпустили первый том "Каталога экспонатов из музеев учреждений и организаций Росгидромета. Приборы"

Д.П. родился в 1921 г., участвовал в В.О войне на Ленинградском фронте. Будучи сотрудником ГГО, работал в сезоне на СП-5 (2-ая смена) и СП-4 (3-я смена).

Мы попросили его принести фотографии, сделанные на СП. Он принес несколько фотографий, не слишком хорошего качества. Мы их отсканировали. К сожалению, он не смог определить какие фотографии относятся к СП-5, а какие - к СП-4. На большинстве сняты он и сотрудники ГГО, а они были в обеих экспедициях. Фотографии, увы, подписаны не были.

Что касается аварии на полосе Диксона. По словам Д. П., это было его самое яркое воспоминание, оставшееся из его полярных путешествий.
История, с его слов, такова :

Самолет Мазурука должен был забрать их с СП-5 и доставить в Москву с посадкой в Диксоне. Поскольку рейс планировался без ночевок, в Диксоне их ждал сменный экипаж.
Про посадку в Диксоне, когда самолет ударился о полосу и в иллюминаторах они увидели снопы искр и разлетающиеся куски обшивки, Д. П. рассказывал довольно красочно. Как он сказал, мысль была одна - "Все".



 002.jpg
 001.jpg
 003.jpg

Слева- направо: Д. П. Беспалов в годы войны; на Диксоне после аварии; возможно самолет Н-525 перед вылетом с СП-5. ( к сожалению, Д.П. не был уверен, что это именно он)




 27_01.jpg
27-го марта 2009 г. В музее гидрометприборов ГГО.

Л-1771/Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 20 Февраль 2013 13:53
Dobrolet
Просматривая кадры кинохроники по высокоширотной воздушной экспедиции "Север-5" обнаружил, что низко летящий над разводьями и льдинами Ил-12 имеет линейный номер Аэрофлота СССР-Л1771. Добрый волшебник Aleck :tnxman: с Авиафорума подсказал, что этот самолет, произведенный в 1949 под заводским номером 93013108, был 3 июня 1950 года перерегистрирован в СССР Н-525. Дальнейшая его судьба уже разобрана на данной ветке до списания.
Л1771 Ил-12.avi [1.11 МБ Скачиваний: 433]

 Л1771 Ил-12 (2) Арктика СП-2.JPG

 Л1771 Ил-12 (1) Арктика СП-2.JPG

Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 05 Апрель 2013 10:59
Micro
Остается выяснить, как сочетаются это
что этот самолет, произведенный в 1949 под заводским номером 93013108, был 3 июня 1950 года перерегистрирован в СССР Н-525.
и это
Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1949 г.
Самолет "Н-525"

Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 07 Май 2013 17:22
Dobrolet
Адольф Милованов пишет:
РГАЭ, оп. 2, фонд 9570, дело 3831. 104л.
Приказы 1с-51с нач. УПА за 1951г.
№5с. 24.1.1951г. «О закреплении самолётов ПА за АГ УПА».
В целях упорядочения учёта СМП УПА, - ПРИКАЗЫВАЮ:
Числить на балансе авиагрупп на 1 января 1951 года самолёты в следующем порядке:

П. 1. Московская АГ. Самолёты Ил-12 (Всего 1-12: опозн. знак Н-… - зав. №…)
525-93013108


На вопрос уважаемого Micro можно выдвинуть такую теорию - в 1949 летал на ЛР как СССР-Л1771, что подтверждается кадрами кинохроники, а Ежегодник был издан в 1955 году, когда самолет уже давно был Н-525, поэтому и написали что он летал на ЛР в 1949 под этим номером.

Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 12 Октябрь 2015 03:24
Dobrolet
Адольф Милованов пишет:
Выше сказано, что он в 1949г. был заместителем начальника экспедиции "Север-4" и среди наград в декабре того же года есть орден Трудового Красного Знамени. Видимо ниже указан тот Сузюмов, хоть и без инициалов.
РГАЭ, фонд 9570, опись 4. Дело 305. Отчётные материалы (первичные) по ВШВЭ «С-4» ГУСМП. 1.3-5.10.1949г. 234л.
Л. 221. Гл. штурману УПА ГУСМП п/п Штепенко А.П. При сём представляю отчёты штурманов по работе экспедиции «Север-4». ... 8. Ил-12 Л-177 (Н-525) к/к Титлов, 2п Коршунов, шт Степанов, б/р Челышев, 1-й б/м Шекуров, 2-й б/м Гилюк. Примечание. С 4.4.49г. в составе экипажа летали по 22.4.49г. Кузнецов, Штепенко, Острекин, Гордиенко, Константинов, Сузюмов, Карасёв, Трояновский, Рыжков.
С 3.5 по 17.5 в составе экипажа летал штурман-инженер ГВФ Цетлин.
... Ст. шт. МАГОН Морозов.

Л-177 = Л-1771 (не дописали единичку в источнике?)

Н-525 (Ил-12)

СообщениеДобавлено: 19 Май 2016 15:24
SVF
 600x600,fs-RUMKIN,08,Rum-08-29.jpg

Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция "Северный полюс-3" (СП-3). Радостная встреча у самолета. Апрель 1954
Фотограф РЮМКИН Яков (1913-1986) - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=