ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или краткий ликбез трудящихся)

- Откуда взялась Литерная "Н" и куда потом исчезла?
Dobrolet : Система регистрации воздушных судов СССР менялась в несколько раз:
с 1924 по 1929 самолеты имели буквенные обозначения начинающиеся с RR. У Дерулюфта далее шел порядковый номер, у Добролета "DAx", где "х" порядковая буква латинского алфавита, после RR-DAZ началась регистрация RR-DBA, и т. д. Дефис в разные периоды размещался после первой. или после второй буквы. Были таже специальные обозначения типа "RR-MPx" для самолетов перелета Москва-Пекин. Для Укрвоздухпути использовалось обозначение "R-RUAx", у авиакомпании Юнкерса - "R-RECx", у Осоавиахима -"R-RODx".
С 1929 по 1931 самолеты обозначались СССР-(порядковый номер от 1 и т.д) без разделения эксплуатантов.
С 1931 по 1960 самолеты стали обозначаться буквенно-цифровым кодом, где буква означала класс воздушных судов, а цифры - порядковый номер по регистрации. СССР-Л - это линейный Аэрофлота, СССР-Н - ГУСМП, и т.п.
Т.о. по бортовому можно примерно датировать фото, и определить эксплуатанта.
Alex_andr и А. Соловьев: В 1931 г. единая регистрация авиапарка СССР была заменена ведомственной. Литеру "Н" получило акционерное общество "Комсеверпуть". И самолеты получили новые номера : "CCCР Н-1" и т.д. (Собственные имена "Комсеверпуть-№..." остались). И в течении 1931-1932 гг. мы встречаем эти собственные имена в прессе.
В декабре 1932 г. организуется ГУСМП. Затем в него вливается акционерное общество "Комсеверпуть" со своей авиацией. Литера "Н" сохраняется в ГУСМП до 1959 г. Собственные имена ("Комсеверпуть-№...") отменяются, те же литерные "Н" присваиваются по документам еще раз и далее самолеты ГУСМП упоминаются под своими регистрационными номерами : "СССР Н-...".
Каждое ведомство (Наркомвод,НКВД, Наркомлес, ГУСМП и т.д.), имеющее свой авиапарк имело также и свой регистр, своя нумерация и своя литера.
Вся ведомственная авиация была упразднена и передана в Аэрофлот на рубеже 50-60 гг.
Некоторые коды на кириллице:
И – ведомственная авиация НКАП;
Н – авиация ГУСМП;
Л – линейные самолеты, т.е. работавшие на пассажирских и грузовых линиях;
С – ОСОАВИАХИМ;
Х – авиация МВД/МГБ и ведомственная авиация ГУЛАГ;
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация (а/о "Борьбы с вредителями");
Д - общество "Динамо"
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ;
Е - ЦАГИ. Применялась для испытательных машин (не только опытных, но и проходящих испытания по программам, скажем, ПОС или ПГО). Причем на фюзеляж или хвостовое оперение наносилась только буква «Е» без цифрового кода и префикса СССР-. Исключение составляет только буква «Е прописная», по виду напоминающая греческую Епсилон. В этом случае гражданский код стандартный. Например, СССР-Е235.
Э – Собственник неустановлен. Букву «Э» несли в кодах опытные прототипы. Код в этом случае без цифр. Например, СССР-Э. В этом случае на хвостовом оперение иногда присутствует также буква «Е». На серийных машинах этот код имеет стандартный вид. Например, СССР-Э39.
? – Буквенный код авиации треста «Севрыба» не установлен.
? – Буквенный код авиации «Минлеспрома» не установлен.
П - Почта
Р - разведка НКВД
Х - авиация НКВД или МГБ.
Ж - Железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы.
Г- Геологические изыскания
Коды на латинице:
N – Несли самолеты, совершившие в разное время громкие перелеты по зарубежным странам.
D – Рейсовые самолеты советско-германской авиакомпании «Дерулюфт».
M – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
S – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
R – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен
- Сколько авиаединиц вообще имели литеру "Н"?
Это пока неизвестно. Просто взять максимально известный номер - невозможно, в порядковой нумерации самолетов УПА встречается множество исключений: Ту-4 переданный в 50-х имеет бортовой номер Н-1156, бортовые номера вертолетов 50-х дублируют ботровые номера самолетов 30-х.
- Почему самолеты ВВЭ "Север-1" называют то АНТ-6, то Г-2?
Г-2 - это название гражданских модификаций АНТ-6, как построенных специально (Н-169 —172), так и переделанных из ТБ-3. Модифицированные самолеты имеют ряд отличий, поэтому Г-2 - правильное название для этих самолетов.
- «Авиаарктика» - это название только летавших на полюс, или же всех самолетов полярной авиации?
Обозначение АНТ-6 "Авиаарктика" для самолетов Н-169—172 появилось в книге Шаврова и с тех пор широко используется в литературе и в сети. Но надпись "Авиаарктика" мы можем увидеть на борту Дорнье-Валей, Р-6 (СССР Н-169) и даже послевоенных трофейных "Зибелей". То есть эта надпись означала только принадлежность полярной авиации, потом ее заменили на "Полярная авиация". В отношении АНТ-6 обозначение "Авиаарктика" означало не просто принадлежность к ПА, а еще и - выражаясь современным автоязыком - "комплектацию" - наличие остекления для всех кабин, усиленные обогреватели и дополнительные радио и навигационное оборудование.
- Почему бортовые номера вертолетов в 50-х дублируют бортовые номера самолетов 30-х?
Ответ Ульриха Юнгера, немецкого историка: "Вертолоты Ми-4 были зарегистрированы в реестре последовательно по цифрам, независимо от буквы эксплуатанта. То есть все Ми-4 идут до ста с лишним - подряд. Из всего ряда литеру "H" получили 10 вертолетов, то есть те - которые попали в ПА. Конкретно это были: 53, 67, 82, 83, 86, 88, 89, 95. Но десятая машина, а именно Н-963, не вписывается в эту схему. По идее это должен быть именно 96."
Dobrolet : Система регистрации воздушных судов СССР менялась в несколько раз:
с 1924 по 1929 самолеты имели буквенные обозначения начинающиеся с RR. У Дерулюфта далее шел порядковый номер, у Добролета "DAx", где "х" порядковая буква латинского алфавита, после RR-DAZ началась регистрация RR-DBA, и т. д. Дефис в разные периоды размещался после первой. или после второй буквы. Были таже специальные обозначения типа "RR-MPx" для самолетов перелета Москва-Пекин. Для Укрвоздухпути использовалось обозначение "R-RUAx", у авиакомпании Юнкерса - "R-RECx", у Осоавиахима -"R-RODx".
С 1929 по 1931 самолеты обозначались СССР-(порядковый номер от 1 и т.д) без разделения эксплуатантов.
С 1931 по 1960 самолеты стали обозначаться буквенно-цифровым кодом, где буква означала класс воздушных судов, а цифры - порядковый номер по регистрации. СССР-Л - это линейный Аэрофлота, СССР-Н - ГУСМП, и т.п.
Т.о. по бортовому можно примерно датировать фото, и определить эксплуатанта.
Alex_andr и А. Соловьев: В 1931 г. единая регистрация авиапарка СССР была заменена ведомственной. Литеру "Н" получило акционерное общество "Комсеверпуть". И самолеты получили новые номера : "CCCР Н-1" и т.д. (Собственные имена "Комсеверпуть-№..." остались). И в течении 1931-1932 гг. мы встречаем эти собственные имена в прессе.
В декабре 1932 г. организуется ГУСМП. Затем в него вливается акционерное общество "Комсеверпуть" со своей авиацией. Литера "Н" сохраняется в ГУСМП до 1959 г. Собственные имена ("Комсеверпуть-№...") отменяются, те же литерные "Н" присваиваются по документам еще раз и далее самолеты ГУСМП упоминаются под своими регистрационными номерами : "СССР Н-...".
Каждое ведомство (Наркомвод,НКВД, Наркомлес, ГУСМП и т.д.), имеющее свой авиапарк имело также и свой регистр, своя нумерация и своя литера.
Вся ведомственная авиация была упразднена и передана в Аэрофлот на рубеже 50-60 гг.
Некоторые коды на кириллице:
И – ведомственная авиация НКАП;
Н – авиация ГУСМП;
Л – линейные самолеты, т.е. работавшие на пассажирских и грузовых линиях;
С – ОСОАВИАХИМ;
Х – авиация МВД/МГБ и ведомственная авиация ГУЛАГ;
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация (а/о "Борьбы с вредителями");
Д - общество "Динамо"
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ;
Е - ЦАГИ. Применялась для испытательных машин (не только опытных, но и проходящих испытания по программам, скажем, ПОС или ПГО). Причем на фюзеляж или хвостовое оперение наносилась только буква «Е» без цифрового кода и префикса СССР-. Исключение составляет только буква «Е прописная», по виду напоминающая греческую Епсилон. В этом случае гражданский код стандартный. Например, СССР-Е235.
Э – Собственник неустановлен. Букву «Э» несли в кодах опытные прототипы. Код в этом случае без цифр. Например, СССР-Э. В этом случае на хвостовом оперение иногда присутствует также буква «Е». На серийных машинах этот код имеет стандартный вид. Например, СССР-Э39.
? – Буквенный код авиации треста «Севрыба» не установлен.
? – Буквенный код авиации «Минлеспрома» не установлен.
П - Почта
Р - разведка НКВД
Х - авиация НКВД или МГБ.
Ж - Железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы.
Г- Геологические изыскания
Коды на латинице:
N – Несли самолеты, совершившие в разное время громкие перелеты по зарубежным странам.
D – Рейсовые самолеты советско-германской авиакомпании «Дерулюфт».
M – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
S – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
R – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен
- Сколько авиаединиц вообще имели литеру "Н"?
Это пока неизвестно. Просто взять максимально известный номер - невозможно, в порядковой нумерации самолетов УПА встречается множество исключений: Ту-4 переданный в 50-х имеет бортовой номер Н-1156, бортовые номера вертолетов 50-х дублируют ботровые номера самолетов 30-х.
- Почему самолеты ВВЭ "Север-1" называют то АНТ-6, то Г-2?
Г-2 - это название гражданских модификаций АНТ-6, как построенных специально (Н-169 —172), так и переделанных из ТБ-3. Модифицированные самолеты имеют ряд отличий, поэтому Г-2 - правильное название для этих самолетов.
- «Авиаарктика» - это название только летавших на полюс, или же всех самолетов полярной авиации?
Обозначение АНТ-6 "Авиаарктика" для самолетов Н-169—172 появилось в книге Шаврова и с тех пор широко используется в литературе и в сети. Но надпись "Авиаарктика" мы можем увидеть на борту Дорнье-Валей, Р-6 (СССР Н-169) и даже послевоенных трофейных "Зибелей". То есть эта надпись означала только принадлежность полярной авиации, потом ее заменили на "Полярная авиация". В отношении АНТ-6 обозначение "Авиаарктика" означало не просто принадлежность к ПА, а еще и - выражаясь современным автоязыком - "комплектацию" - наличие остекления для всех кабин, усиленные обогреватели и дополнительные радио и навигационное оборудование.
- Почему бортовые номера вертолетов в 50-х дублируют бортовые номера самолетов 30-х?
Ответ Ульриха Юнгера, немецкого историка: "Вертолоты Ми-4 были зарегистрированы в реестре последовательно по цифрам, независимо от буквы эксплуатанта. То есть все Ми-4 идут до ста с лишним - подряд. Из всего ряда литеру "H" получили 10 вертолетов, то есть те - которые попали в ПА. Конкретно это были: 53, 67, 82, 83, 86, 88, 89, 95. Но десятая машина, а именно Н-963, не вписывается в эту схему. По идее это должен быть именно 96."