ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или "краткий ликбез трудящихся")

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или краткий ликбез трудящихся)

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 01:18

- Откуда взялась Литерная "Н" и куда потом исчезла?

Dobrolet : Система регистрации воздушных судов СССР менялась в несколько раз:
с 1924 по 1929 самолеты имели буквенные обозначения начинающиеся с RR. У Дерулюфта далее шел порядковый номер, у Добролета "DAx", где "х" порядковая буква латинского алфавита, после RR-DAZ началась регистрация RR-DBA, и т. д. Дефис в разные периоды размещался после первой. или после второй буквы. Были таже специальные обозначения типа "RR-MPx" для самолетов перелета Москва-Пекин. Для Укрвоздухпути использовалось обозначение "R-RUAx", у авиакомпании Юнкерса - "R-RECx", у Осоавиахима -"R-RODx".
С 1929 по 1931 самолеты обозначались СССР-(порядковый номер от 1 и т.д) без разделения эксплуатантов.
С 1931 по 1960 самолеты стали обозначаться буквенно-цифровым кодом, где буква означала класс воздушных судов, а цифры - порядковый номер по регистрации. СССР-Л - это линейный Аэрофлота, СССР-Н - ГУСМП, и т.п.
Т.о. по бортовому можно примерно датировать фото, и определить эксплуатанта.

Alex_andr и А. Соловьев: В 1931 г. единая регистрация авиапарка СССР была заменена ведомственной. Литеру "Н" получило акционерное общество "Комсеверпуть". И самолеты получили новые номера : "CCCР Н-1" и т.д. (Собственные имена "Комсеверпуть-№..." остались). И в течении 1931-1932 гг. мы встречаем эти собственные имена в прессе.

В декабре 1932 г. организуется ГУСМП. Затем в него вливается акционерное общество "Комсеверпуть" со своей авиацией. Литера "Н" сохраняется в ГУСМП до 1959 г. Собственные имена ("Комсеверпуть-№...") отменяются, те же литерные "Н" присваиваются по документам еще раз и далее самолеты ГУСМП упоминаются под своими регистрационными номерами : "СССР Н-...".

Каждое ведомство (Наркомвод,НКВД, Наркомлес, ГУСМП и т.д.), имеющее свой авиапарк имело также и свой регистр, своя нумерация и своя литера.
Вся ведомственная авиация была упразднена и передана в Аэрофлот на рубеже 50-60 гг.

Некоторые коды на кириллице:

И – ведомственная авиация НКАП;
Н – авиация ГУСМП;
Л – линейные самолеты, т.е. работавшие на пассажирских и грузовых линиях;
С – ОСОАВИАХИМ;
Х – авиация МВД/МГБ и ведомственная авиация ГУЛАГ;
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация (а/о "Борьбы с вредителями");
Д - общество "Динамо"
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ;
Е - ЦАГИ. Применялась для испытательных машин (не только опытных, но и проходящих испытания по программам, скажем, ПОС или ПГО). Причем на фюзеляж или хвостовое оперение наносилась только буква «Е» без цифрового кода и префикса СССР-. Исключение составляет только буква «Е прописная», по виду напоминающая греческую Епсилон. В этом случае гражданский код стандартный. Например, СССР-Е235.
Э – Собственник неустановлен. Букву «Э» несли в кодах опытные прототипы. Код в этом случае без цифр. Например, СССР-Э. В этом случае на хвостовом оперение иногда присутствует также буква «Е». На серийных машинах этот код имеет стандартный вид. Например, СССР-Э39.
? – Буквенный код авиации треста «Севрыба» не установлен.
? – Буквенный код авиации «Минлеспрома» не установлен.
П - Почта
Р - разведка НКВД
Х - авиация НКВД или МГБ.
Ж - Железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы.
Г- Геологические изыскания

Коды на латинице:

N – Несли самолеты, совершившие в разное время громкие перелеты по зарубежным странам.
D – Рейсовые самолеты советско-германской авиакомпании «Дерулюфт».
M – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
S – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
R – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен

- Сколько авиаединиц вообще имели литеру "Н"?

Это пока неизвестно. Просто взять максимально известный номер - невозможно, в порядковой нумерации самолетов УПА встречается множество исключений: Ту-4 переданный в 50-х имеет бортовой номер Н-1156, бортовые номера вертолетов 50-х дублируют ботровые номера самолетов 30-х.

- Почему самолеты ВВЭ "Север-1" называют то АНТ-6, то Г-2?

Г-2 - это название гражданских модификаций АНТ-6, как построенных специально (Н-169 —172), так и переделанных из ТБ-3. Модифицированные самолеты имеют ряд отличий, поэтому Г-2 - правильное название для этих самолетов.

- «Авиаарктика» - это название только летавших на полюс, или же всех самолетов полярной авиации?

Обозначение АНТ-6 "Авиаарктика" для самолетов Н-169—172 появилось в книге Шаврова и с тех пор широко используется в литературе и в сети. Но надпись "Авиаарктика" мы можем увидеть на борту Дорнье-Валей, Р-6 (СССР Н-169) и даже послевоенных трофейных "Зибелей". То есть эта надпись означала только принадлежность полярной авиации, потом ее заменили на "Полярная авиация". В отношении АНТ-6 обозначение "Авиаарктика" означало не просто принадлежность к ПА, а еще и - выражаясь современным автоязыком - "комплектацию" - наличие остекления для всех кабин, усиленные обогреватели и дополнительные радио и навигационное оборудование.

- Почему бортовые номера вертолетов в 50-х дублируют бортовые номера самолетов 30-х?

Ответ Ульриха Юнгера, немецкого историка: "Вертолоты Ми-4 были зарегистрированы в реестре последовательно по цифрам, независимо от буквы эксплуатанта. То есть все Ми-4 идут до ста с лишним - подряд. Из всего ряда литеру "H" получили 10 вертолетов, то есть те - которые попали в ПА. Конкретно это были: 53, 67, 82, 83, 86, 88, 89, 95. Но десятая машина, а именно Н-963, не вписывается в эту схему. По идее это должен быть именно 96."
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11702
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или "краткий ликбез трудящихся")

Сообщение Александр Андреев » 07 Март 2008 18:53

Полезная таблица на airwar — Обозначение самолетов в СССР.

http://www.airwar.ru/other/ussr.html
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или "краткий ликбез трудящихся")

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2009 22:41

обновлен 21-03-2009, разъяснен вопрос о появлении литеры Н и других
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11702
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Ноябрь 2009 16:27

Обновлен 26-11-2009
Добавлено введение "Система регистрации воздушных судов СССР"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11702
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-48 (П-5)

Сообщение Кара » 04 Апрель 2010 10:33

Dobrolet пишет:согласно Реестру, машины обозначались как «П-5 мор.»,

А что это за Реестр?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 624
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-48 (П-5)

Сообщение ABC » 04 Апрель 2010 12:46

Реестр = Реестр гражданских воздушных судов СССР
ABC
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 10 Март 2009 05:37

Н-48 (П-5)

Сообщение Кара » 04 Апрель 2010 22:21

А кем этот Реестр был составлен и насколько ему можно доверять?
Спрашиваю потому,что в просмотренных мною документах фонда УВС/УПА ГУ СМП Госархива экономики, встречались обозначения П-5, ЛП-5, П-5 М-17, но П-5 мор. не было.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 624
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-48 (П-5)

Сообщение ABC » 05 Апрель 2010 08:56

Реестр - первичный документ ГУ ГВФ, согласно которому "раздавались" опознавательные знаки. "Основной" документ. Его не "составляли", правильнее сказать - его "писали" или "вели". Его "правильность" ограничивается "человеческим фактором", а именно - внимательностью, ответственностью, квалификацией чиновника (клерка), ведущего Реестр. Как и все документы, написанные от руки, он может содержать неточности, а порой и ошибки.
Пример. Почему например в реестре отсутствуют записи о некоторых самолетах УПА, полученных в 1942-43 г.г., на которые есть приказы о приеме в состав самолето-моторного парка? Скорее всего, это объясняется тем, что большая часть аппарата УПА была эвакуирована в Красноярск, а ГУ ГВФ к этому времени, кажется, уже вернулось в Москву, но, по крайней мере, находилось точно не в Красноярске. Отсутствие надежной связи между двумя пунктами вынужденно породило "неучтенную" инициативу на местах.
Случай с СССР-Н30 - второй пример. Надо было действовать оперативно, на самолет накрасили ОЗ СССР-Н30, но не успели зафиксировать это в Реестре. А потом надобность в этой машине исчезла (вернули обратно старому владельцу, разбили или т.п.). Задним числом не стали фиксировать этот факт, а ОЗ просто дали другому самолету.
Насчет обозначений. Да быстрее всего сказали вышеупомянутому чиновнику, что самолеты П-5 будут иметь морское шасси, он и сделал соответсвующую приписку. А то, что в реестре "Шаврушка" упоминается то Ша-2, то Ш-2? Звучит, то одинаково. Да и вообще, сколько неофициальных, полуофициальных и официальных наименований самолетов у нас было...
ABC
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 10 Март 2009 05:37

Н-48 (П-5)

Сообщение Кара » 06 Апрель 2010 18:14

ABC пишет:Реестр - первичный документ ГУ ГВФ, согласно которому "раздавались" опознавательные знаки.

А какое отношение он имеет к самолётам ГУ СМП, которое само присваивало им обозначения?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 624
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-48 (П-5)

Сообщение ABC » 07 Апрель 2010 08:06

Да в том-то и дело, что не само. Гражданские воздушные суда СССР = все самолеты, кроме военных. При регистрации в Реестре самолету выдавалось удостоверение о регистрации, без которого самолет не мог быть допущен к полетам. Таково было официальное положение, которое могло быть и нарушено (что и происходило, чаще всего, именно в УПА, где "порядка" по определению было меньше).
Излагаю своими словами. Некоторые термины могут быть не точны. Более официально:

ПРИКАЗ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОЗДУШНОМУ ФЛОТУ СОЮЗА ССР
г. Москва. № 3 13.12.1930
О введении правил регистрации воздушных судов ГВФ СССР

1. При сем объявляются обязательные для всех органов, организаций, предприятий и лиц, эксплоатирующих воздушные суда в государственных пределах Союза ССР "Правила о регистрации воздушных судов гражданского воздушного флота Союза ССР".

2. Объявленные "Правила" вводятся в действие с 1-го января 1931 года.

НАЧАЛЬНИК ОБЪЕДИНЕНИЯ ГВФ (Гольцман)


ПРАВИЛА О РЕГИСТРАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГВФ СССР.

§1. Всякое воздушное судно, находящееся на территории СССР, должно быть зарегистрировано и приписано к одному из аэродромов.
Регистрация и приписка к аэродромам воздушных судов, принадлежащих органам, организациям, предприятиям и гражданам Союза ССР, производится Инспекцией Гр. Возд. Флота Союза ССР, за исключением воздушных судов ВВС РККА.
ПРИМЕЧАНИЕ: Регистрация воздушных судов, принадлежащих концессионным и смешанным предприятиям, производится в соответствии с положениями, установленными соответствующими договорами.

§2. Владелец воздушного судна, подлежащего внесению в реестр воздушных судов Союза ССР, подает в Инспекцию Гражданского Воздушного Флота Союза ССР заявление по форме, приложенной к настоящим правилам.

§3. В двухнедельный срок со дня подачи указанного в п. 2 заявления Инспекция Гражданского Воздушного Флота Союза ССР или отказывает в регистрации или выдает регистрационное свидетельство по форме, приложенной к настоящим правилам.

§4. При регистрации Инспекцией Гражд. Воздушн. Флота Союза ССР устанавливается опознавательный знак воздушного судна.

§5. Регистрационное свидетельство выдается без указания срока, оно означает только то, что воздушное судно внесено в реестр воздушных судов СССР, числится принадлежащим данному лицу и имеет место приписки к такому-то аэродрому.

§6. Инспекция Гражданского Воздушного Флота Союза ССР имеет право предварительно до выдачи свидетельства проверить всеми возможными способами правильность сведений, содержащихся в заявлении о регистрации.

§7. Владелец воздушного судна обязан заявить об исключении воздушного судна из реестра, в случаях потери владельцем права на его эксплоатацию, перехода воздушного судна к другому владельцу, вывоза воздушного судна заграницу для постоянной эксплоатации (с занесением в реестр подлежащего государства) или уничтожения воздушного судна в силу каких-либо причин: аварии, полной амортизации и т.п.

§8. Перемена владельца воздушного судна влечет за собой производство новой регистрации.

§9. В случае потери свидетельства о регистрации владелец воздушного судна обязан немедленно донести об этом в Инспекцию и не производить полетов на данном воздушном судне впредь до получения (дубликата - ?)

§10. Начальник Инспекции Гражданского Воздушного Флота Союза ССР имеет право поручать в отдельных случаях представителю Инспекции на месте выдавать временные свидетельства о регистрации. Временные свидетельства должны быть в кратчайший срок, во всяком случае не более месяца, обменены на постоянные в Инспекции Гражданского Воздушного Флота Союза ССР.

§11. Регистрационный номер обязательно пишется на воздушном судне там же, где пишется табличка нагрузки, но сверху и крупнее заводского №-ра воздушного судна с добавлением "Рег".

ПРИЛОЖЕНИЕ: 1) Форма свидетельства о регистрации возд. судна.
2) Форма заявления о регистрации воздушного судна.


П.п. НАЧАЛЬНИК ИНСПЕКЦИИ (Силин)
ABC
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 10 Март 2009 05:37

Н-48 (П-5)

Сообщение Кара » 10 Апрель 2010 18:10

Теперь ясно, что с 1931 регистрация всех ведомственных ВС возложена на ГВФ.
Спасибо за приведенный приказ.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 624
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или краткий ликбез трудящихся)

Сообщение account-872 » 01 Июнь 2010 19:29

Иван Кукушкин пишет:Л – ГВФ
я бы все-таки уточнил, что "Л" - это линейные самолеты, т.е. работавшие на линиях (пассажирских и грузовых), поскольку в структуру ГВФ входили и упомянутые ниже
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация (а/о "Борьбы с вредителями");
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ


Иван Кукушкин пишет:Обозначение АНТ-6 "Авиаарктика" для самолетов Н-169—172 появилось в книге Шаврова и с тех пор широко используется ... Но надпись "Авиаарктика" ... на борту Дорнье-Валей, Р-6 (СССР Н-169) ... То есть эта надпись означала только принадлежность к полярной авиации и ничего более.
на мой взгляд, именно в отношении АНТ-6 обозначение "Авиаарктика" означало не просто принадлежность к ПА, а еще и - выражаясь современным автоязыком - "комплектацию" - наличие остекления для всех кабин, усиленные обогреватели и дополнительные радио- и навигацкое оборудование
Иван Кукушкин пишет:Ульриха Юнгера, немецкого историка
Унгера (Unger)
если б Junger - тогда да, Юнгер
account-872
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или краткий ликбез трудящихся)

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Июнь 2010 19:44

Принято. Добавил/поправил.

Что касается Unger'а - то лучше всего этот вопрос он бы прояснил сам, но к сожалению что-то давно уже не заходил на форум.
И, по крайней мере в РГМАА он все же представлялся как Юнгер.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11702
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или

Сообщение vetalgve » 26 Апрель 2011 09:36

Уважаемые знатоки. Кто знает как мне найти номер борта Ли-2 Авиации ГУЛАГа НКВД принадлежащего Челябметелургстрой. Аэропорт приписки предположительно Челябинск Борт начинается с СССР Х-36_? третья цифра неизвестна. Ну если удасться еще фамилии членов экипажа разузнать тогда размер моей благодарности не будет знать границ. Мой мэил vetalgve@mail.ru
Мой отец , летал во время ВОВ на Ли-2 борт номер СССР Х-36_(?) (Цифры не точно) в качестве бортмеханика и был привлечен как специалист механик из ИТЛ Челябметалургстрой (Бокаллаг) в 42(43) году. В 1946 году ЧМС преобразован в 859-е Строительство(первый плутониевый завод по выпуску атомной бомбы).Экипаж и отец были демобилизованы в конце февраля 1947 году и передали самолет в г.Кыштым 859-е строительство с неисправной муфтой двигателя.(Летали перед дембелем, как в популярной песне в те времена на честном слове и на одном крыле) Ищу архивные сведения по этому самолету пока без результатов. Пилоты были в синей или голубой форме, Бортмеханик который "переквалифицировлся" в бортэкспедитора был в защитной армейской форме при наградах, а отец и радист в замасленных комбинизонах
Самолет Л и-2, который во время ВОВ выполнял в основном внутренние рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди(Тбилисси)-Внуково, иногда выполнял задания в доль линии фронта, например проводил аэрофотосъемку после боя крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой и т.д. Дуглас вроде как был прикреплен к Челябметаллургстрою. В Госархиве Челябинской области документов на самолет не нашли. Архив ИЦ ГУВД г. Челябинска тоже не порадовал, ответ отрицательный. Самолет часто бывал во Внуково. К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не сохранились в памяти отца. Его имя Евгений было ему тогда 20 лет.Он родился в 1923 году. Если есть хоть небольшая информация позволившая мне продолжить поиски прошу писать мне на vetalgve@mail.ru в личку или сюда на форум. Добавлю что летную переподготовку ,а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска. Там разыгралась одна трагедия, которая могла закончится не успев начаться. Не имея документов из архива, не могу утверждать,что она была связана с Генерал-майором инженерно-технической службы Рапопортом Яковым Давыдовичем. Если в истории имело место его нахождение в госпитале Свердловска 43(44) год, откуда его забирал самолет Ли-2, и кто нибудь подтвердил бы это ссылаясь на документы, то я бы изложил ее без купюр.
Аватара пользователя
vetalgve
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 Апрель 2011 11:41

ЧАВО (Частозадаваемые вопросы или

Сообщение Kirindas » 11 Июнь 2011 22:29

а регистр что говорит?
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения