Страница 1 из 2

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 06 Март 2008 21:45
Александр Андреев
Изображение
МР-5 (Р-5 - гидроплан). На поплавках и с измененным оперением.

Снимок из альбома "Тикси 1933—1935". Подписей нет, точной даты тоже нет.
Река, очевидно, Лена.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 07 Март 2008 04:43
Иван Кукушкин
Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989
http://www.navy.su/navybook/grigorev_ab/24.html


В 1933 году гидросамолеты интенсивно работали в народном хозяйстве.

Из авиационных событий года выделяется полет летчика М. Я. Линделя на самолете СССР-Н-7 на помощь потерпевшему аварию пароходу «Лена». По окончании спасательных работ Линдель сделал съемку побережья от губы Буор-Хая до реки Оленек. Протяженность полета СССР-Н-7 из Красноярска через Иркутск, Витим, Якутск, Жиганск, Булун в бухту Тикси и обратно составила 15 тыс. км.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 07 Март 2008 04:48
Александр Андреев
Вот куча у нас такого материала - из фондов людей давно умерших. Родственники принесли.
В этом альбоме (про Тикси) много интересных фотографий, но "без окон, без дверей". Т.е без подписей.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 07 Март 2008 04:55
Иван Кукушкин
alex_andr пишет:Вот куча у нас такого материала - из фондов людей давно умерших. Родственники принесли.
В этом альбоме (про Тикси) много интересных фотографий, но "без окон, без дверей". Т.е без подписей.

Есть такое, в сети тоже регулярно попадается...

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 11 Март 2008 05:07
Александр Андреев
Самолет СССР Н-7 на борту судна (не установленного) Ленская экспедиция, 1933 г.

Изображение

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 11 Март 2008 09:41
Иван Кукушкин
Р-5а с сайта airwar http://www.airwar.ru/enc/other1/r5.html в книге Г.Ф.Петров «Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999»

Изображение

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 24 Ноябрь 2008 03:28
Бабай
Фотография "семерки" на палубе парохода меня заинтересовала. Порылся немного и вот чего нарыл. Источниками "раскопок" послужили:

1. М. Зингер. Ленский поход. Л., ЛОИЗ. 1934.
2. С. Морозов. Ленский поход. М., Молодая гвардия. 1934.
3. Л.В. Рузов. На стыке двух морей. Л-М., изд. Главсевморпути. 1940.
4. Л.В. Рузов. На суше и на море в Арктике. М., Морской транспорт. 1957.
5. Посты № 1,2 и 5 на этой ветке.

А.Б. Григорьев пишет, самолет Н-7 в 1933 г. совершил перелет Красноярск - Тикси и обратно. Насчет "обратно" - наверное ошибка. Суда Ленской экспедиции достигли Тикси в первой декаде сентября. В это время в Тикси находились Н-8 и Н-7:

"На следующий день из Тикси в Иркутск вылетал Леваневский. Мы провожали его. В тихой заводи Сого стоял его самолет "СССР Н-8". ...
В другой стороне заводи стоит самолет Линделя "Р-5". Поставленный на поплавки, выкрашенный в зеленый цвет, он похож на неуклюжую болотную птицу." (С. Морозов)

Далее, Н-7 был погружен на борт "Володарского":
"А на палубе заканчиваются уже последние приготовления. Поднят лебедками и установлен на юте самолет Линделя. Распластав зеленые крылья, стоит он, упираясь в палубу костлявыми ногами шасси." (С. Морозов).

После разгрузки, суда Ленской экспедиции ("Володарский, "Сталин" и "Правда") выдвинулись в обратный путь на запад, но были затерты льдами и встали на зимовку у островов Самуила ("Комсомольской правды").

Таким образом, судно с Н-7 на корме - это "Володарский", поскольку только он из судов каравана имел характерную П-образную кормовую мачту, плюс свидетельство С. Морозова. Кроме всего, "Володарский" был флагманом обратного перехода, на нем находился начальник экспедиции Б. Лавров.

В октябре начальник п/ст м. Челюскин Л.В. Рузов обратился к Б. Лаврову с просьбой передать Н-7 на станцию:
"Восточный сосед - начальник зазимовавшей у островов "Комсомольской правды" Ленской экспедиции Лавров - сообщает о намерении лететь на мыс Челюскина. Это обстоятельство весьма радует весь коллектив, так как мы настаиваем перед начальником экспедиции о переброске авиационной базы к нам. Мотивы для этого весьма веские: у нас имеются самолеты, горючее, но нет летного состава. Переброска к нам на мыс Челюскина пилота Линделя и бортмеханника Игнатьева значительно расширила бы радиус действия станции и в известной мере способствовало бы выполнению сложной задачи по изучению ледообразования и состояния льдов в проливе Вилькицкого." (Рузов, 1940).

Н-7 прилетел на станцию, но при возвращении "сломался":
"Самолет поднялся в воздух, но уже через пять минут хмурый и угрюмый экипаж покидал кабинку самолета: с мотором неладно. Просмотр показал, что необходим сложный ремонт. Поршень одного из цилиндров лопнул в нескольких местах. Вопрос с ремонтом осложнялся, так как запасных частей у нас не было." (Рузов, 1940).

Полярники собрали один У-2, на котором Лавров и Линдель вернулись на суда.

"Игнатьев вынужден был остаться у нас, так как ему необходимо было позаботиться об аварийном самолете. Мы подтащили самолет к бане, обшили досками и войлоком. Впереди у мотора устроили специальное помещение, удобное для производства ремонта." (Рузов, 1940).

Изображение
(Рузов, 1957)

Летчики с судов переместились на станцию, где активно включились в работу. В марте, Рузов пишет:
"От начальника зимовки на Северной Земле Нины Демме продолжают поступать тревожные вести. Это заставляет нас усиленно ремонтировать самолет "Н-7". Снег мешает ремонту. Ежедневно приходится отрывать его из снега.":

Изображение
(Рузов, 1940)

В середине марта 1934 г. была предпринята очередная попытка запустить Н-7:
"Все зимовщики, заняв места у крыльев и хвоста, помогли громоздкой машине выбираться из глубокой ямы ...
- По местам! Скомандовал Линдель и дал полный газ.
Мы не смогли удержать самолет. Рывок и машина скапотировала. Винт врезался в твердый снежный наст и большой осколок его отлетел в сторону. ...
Удар для нас был очень тяжел." (Рузов, 1940).
Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 24 Ноябрь 2008 03:33
Иван Кукушкин
Бабай пишет:... Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.

Где то мы еще искали самолеты на мысе Челюскина, был такой интерес.
Вот это хто оказывается :)

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 24 Ноябрь 2008 04:03
Бабай
Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:... Больше в воспоминаниях о зимовке на станции Н-7 не упоминается.
В описании зимовки в 1935-1936 гг. о нем тоже ни слова.
Скорее всего был вывезен на материк летом 1934 г. при передачи станции И.Д. Папанину.

Где то мы еще искали самолеты на мысе Челюскина, был такой интерес.
Вот это хто оказывается :)

В зимовку 1933/34 там еще находились два У-2, а в зимовку 1935/1936 - кроме двух У-2, были еще Н-124 и Н-125. Плюс в оба года неоднократно прилетал Н-2. Был еще кто-то, на всикдку не помню. Все - у Рузова подробно описано.

Сейчас меня только Н-7 волновал.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 24 Ноябрь 2008 05:00
Иван Кукушкин
Бабай пишет:В зимовку 1933/34 там еще находились два У-2, а в зимовку 1935/1936 - кроме двух У-2, были еще Н-124 и Н-125.

У-2 это Н-12 и Н-13.
Ссылки на того же Рузова

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2009 20:01
Иван Кукушкин
Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H7
11.8.1932
Р-5 / П-5
Заводской №: 5363
В примечаниях: P-5a. получил бортовой Н-7 (тот-же)

CCCP-H7
22.4.1933
Р-5 / П-5
Заводской №: 5363
В примечаниях: бывший бортовой H7 (тот-же). списан 5.1.3(5)


Переназначение номеров "Н" - видимо переоформление самолетов из Комсеверопути в ГУСМП, 22.04.33 заново старые номера получили еще Н-1 и Н-4, Н-2 переоформлен 19.04.33

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 14 Ноябрь 2009 22:54
Иван Кукушкин
Орлов М., "Полярная авиация" // "Крылья - приложение к журналу М-Хобби" 2/2008, © ЦЕЙХГАУЗ. 2008 ISBN 978-5-9771-0095-3
Данные приводятся с ссылкой на «Реестр гражданских воздушных судов СССР».

СССР-Н7
П-5, зав. № 5363, мотор - М-17.
Дата присвоения опознавательного знака с литерой «Н» - 11.08.32 г. Первоначальный владелец воздушного судна - Арктический ин­ститут, Комсеверпуть. 22.04.33 г., в связи с ре­организацией Комсеверпути в ГУСМП, самолет перерегистрирован с тем же опознавательным знаком, но на другого владельца: ГУСМП. После аварии списан в начале января 1935 года.

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 14 Июль 2010 13:50
Dobrolet
В третьем номере Авиации и Время за этот год напечатана монография Владимира Котельникова по Р-5. Есть глава по использованию в Полярной авиации - в принципе ничего нового, но есть ранее не публиковавшееся фото первого полярного МР-5 - СССР-Н7.
 Н7 МР5 (1).jpg

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 12 Август 2011 11:53
Иван Кукушкин
Самолет летчика Лннделя в заливе Неелова. : smp-1936.jpg
:": Самолет летчика Лннделя в заливе Неелова.

Иллюстрация к статье "В море Лаптевых. Плавание м/х шхуны „Василий Прончищев" в 1933 г.(По материалам капитана дальнего плавания № Л. Никитина)" в сборнике "Северный морской путь : Сборник статей по гидрографии и мореплаванию. 1936 г.", стр. 31
http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00001705

Н-7 (Р-5 / МР-5)

СообщениеДобавлено: 18 Декабрь 2014 08:04
Dobrolet
 Н7 МР5 (4) 1932 Певек.jpg

Фото полярных навигаций 1932-1934 годов на forums-su