Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Dobrolet » 02 Декабрь 2020 04:10

viewtopic.php?f=20&t=151&start=45#p46925
Подлежал списанию по износу уже в 1934. До 1940 долетать для такой конструкции и при такой эксплуатации было нереально.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 02 Декабрь 2020 20:18

Если имеете ввиду ссылку Ивана Кукушкина на работу М. Орлова - то я не буду столь однозначно доверчив. Потому что я не знаю, откуда он взял эту информацию. В листах ознакомления фондов ГСМП и Инспекции Добролёта/ГУ ГВФ, я такой фамилии не встречал. Да, его реестр во многом, может даже почти во всём точен. Но источник его информации неизвестен. Оттого не сразу верю. Наш коллега Леннарт тоже по многим самолётам приводит точные данные. Но и у него встречаются неточности. Поэтому пусть уважаемый товарищ Михаил, если он нас читает, не обижается. Но его фамилии я не видел. Я вообще, мало чьи видел. Отчего и большой скепсис. Но Адольф Вячеславович подтвердит, что почти за 40 лет, с 1970-х годов по 2017, когда я переключился на другую тематику, с большинством дел ознакомились только четверо - Сальников, Валерия Чкалова, Адольф Вячеславович и я. Не хотел я этого писать, но по другому объяснить свой скепсис не могу. Простите.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 02 Декабрь 2020 20:40

Возвращаясь же к Н-4, то да, соглашаюсь с Вами, что до 1940 он вряд ли бы долетал. И согласен с товарищем Орловым про списание в начале 1935. Но всё же остаются сомнения, отчего и спросил у Вас, про место и время рисунка Флегонта Ивановича. Что же касается озвученной мною аварии, по ошибке или невнимательности соотносимую с нашим Н-4, то чего-то мелькнула мысль про тот незарегистриванный ПС-41, с з/н 20/250
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 03 Январь 2021 11:58

Сергей Семенов "Три даты"
Наступило 17 ноября. Этот день для "Челюскина" вообще был каким-то "сжатием судьбы". Утром 17-го при попытке взлететь для ледовой разведки задел за торос и надолго выбыл из строя самолет Бабушкина. Буквально через несколько часов с мыса Северного пришло сообщение: "Самолет Н-4 при попытке взлететь снес шасси". Оба самолета были в то время единственными, которые могли бы помочь челюскинцам осуществить частичную эвакуацию на "Литке". (Л. 21)

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 5. Д. 60
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 08 Январь 2021 10:11

Вот, нашлось про списание. Списан 02.09.1934 приказом начальника УВС № 7.

Полностью - в
1935, С. 4, сообщение от 08.01.2021
05.01.1935 - видимо дата исключения из реестра ГУ ГВФ
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 06 Февраль 2021 07:08

Документ без названия. Полный текст в 1934 , с. 3 (viewtopic.php?f=21&t=324&p=80885#p80885) и в viewtopic.php?f=7&t=6067&p=80884#p80884

26 февраля
...
Два самолета на мысе Северном и в Уэллене АНТ-4 и Н-4, руководимые пилотами Ляпидевским и Кукановым несколько раз делали попытку добраться до лагеря Шмидта, но из-за пурги и отсутствия видимости возвращались обратно. (Л. 41)

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 5. Д. 60
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 04 Июль 2022 00:51

Alexander Belov пишет:Из "трудовой биографии" Н-4:

В навигацию 1932 года самолет летал под управлением Г. Чухновского.

Источник: С. Обручев, "На самолете в восточной Арктике", Л. 1934. ;0)

В Хронологии Родионова за 1932 год, применительно к Н2 упоминается, что на Н4 в августе-сентябре 1932 г. летал Молоков:
...посетил Игарку, где забрал рацию (эту рацию с аварийного Р-5 и летнаба Жукова доставил Молоков на ЮГ-1 СССР-Н4)...


11 сентября самолет выполнил полет по маршруту: Диксон - Пясина - м. Медведева - Расторгуев - о-ва Каменные - м. Двух Медведей - Диксон. Дальнейшие изыскательские полеты отменила телеграмма начальника Авиаслужбы об аварии ЮГ-1 СССР-Н4 Молокова на Пясинском озере (сломался коленвал левого мотора) (11970).
<...>
15 сентября 1932 Алексеев на ДВ СССР-Н2 вывез экипаж аварийной машины в Игарку, где 10 дней ждали новый мотор, доставленный пароходом из Красноярска. <...>
26 сентября СССР-Н2 доставил на место аварии мотор Jumo L-5 со снятыми цилиндрами (в собранном виде он не помещался в грузовую кабину) и экипаж СССР-Н4. 28 сентября, оказав помощь при установке мотора, СССР-Н2 вернулся в Игарку
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение pilpav » 25 Июль 2022 12:59

Есть известная история о трёх вторых пилотах Леваневского в большом перелёте «СССР-Н8» 1933 года. Краткое содержание истории в том, что во время перелёта примерно в течении месяца от Леваневского три раза уходили вторые пилоты. После этого Леваневский прошёл большой очень участок перелёта вообще без второго пилота (Левченко в 1933 году был только аэронавигатором и ещё не умел управлять самолётом). История действительно известная, Сигизмунд Александрович сам рассказал историю в своей автобиографической главе «Моя стихия» в сборнике «Как мы спасали челюскинцев».

Я стал проверять хронологию и выяснил, что история о трёх вторых пилотах СССР-Н8» тесно связана с историей «СССР-Н4» в 1932 и 1933 годах. В этой истории должен был быть третий участник «СССР-Н11», все три самолёта должны были вместе работать на Чукотке летом 1933 года. Обе летающие лодки должны были работать летом на северном побережье Чукотки и уйти на зимовку на большую землю. А поплавковый «СССР-Н4» должен был всё лето работать в экспедиции Обручева. В конце лета «СССР-Н4» должен был перелететь на северное побережье и обеспечить осенью навигацию на поплавках. Ну а зимой «СССР-Н4» должен был работать на лыжах.

Но уже с начала июня события стали развиваться не по плану. Сначала «СССР-Н4» застрял на зимнем ремонте в Иркутске, потом «СССР-Н4» застрял после аварии в Верхнеудинске. «СССР-Н11» долго не мог вылететь из Севастополя, а потом потерпел катастрофу 12 июля недалеко от Вольска. В результате на Чукотку летом 1933 года попали две большие машины: «СССР-Н4» и «СССР-Н8». Пути этих машин и судьбы их экипажей много раз пересекались в 1933 году. Промежуточный вариант хронологии я пока выложил в виде статьи на Яндекс.Дзен. Это не реклама, просто хронология пока слишком большая и путаная для сообщения на форуме. Мне хотелось бы обсудить такие темы, связанные с «СССР-Н4».

1. Какая настоящая фамилия лётчика Г. из книги Обручева «На самолете в восточной арктике»?
14 июня "Н4" вылетает из Иркутска в Верхнеудинск под управлением пилота Г. Это старый опытный пилот, но пилот сухопутный, не летавший на тяжелых морских машинах, и самолет при посадке в Верхнеудинске "барсует" (прыгает) и подгибается одна стойка. Г. отказывается лететь дальше—разуверясь в своих силах. Самолет 13 дней стоит в Верхнеудинске, а в это время мы в Владивостоке уже хороним экспедицию. Отход парохода "Лейтенант Шмидт', на котором "Н4" должен быть доставлен в бухту Провидения (чтобы потом перелететь в Анадырь), назначен окончательно на 23–25 июня, тогда же отходит первый пароход в Анадырь, а следующий будет в конце июля и придет в Анадырь во второй половине августа. Помочь ничем нельзя—других самолетов нет, а задержать пароходы невозможно. Нам не придется, значит, в этом году увидеть что-либо кроме Владивостока.

Поступок лётчика Г. также вызывает удивление. Психологические проблемы — явно неуважительная причина для советского лётчика 30-х годов. Интересно было бы узнать дальнейшую карьеру лётчика Г.

2. Кто по первоначальному плану должен был зимовать на «СССР-Н4»? Тут возможны два варианты. На зимовку могли отправить лётчика Г. и Чернявского, это объясняет выбор сухопутного лётчика для гидросамолёта. Также на зимовку могли отправить Куканова. Куканов мог приехать на зимовку только в конце августа вместе с Красинским. Но в этом варианте непонятно, кто должен был стать вторым пилотом у Куканова (фактически Куканов прилетел в июле с Леваневским, а Красинский приехал в августе вообще без пилотов).

3. Почему Красинский распылил свои немногочисленные силы? Началось с того, что Красинский без разговоров отпустил Страубе на пароходе во Владивосток. Хотя особой необходимости в этом не было. Страубе мог бы как минимум половину сентября отработать с Кукановым, а потом уйти во Владивосток на попутном пароходе (на «Челюскине» или на «Литке»). Даже после отъезда Страубе у Красинского остался нормальный экипаж «СССР-Н4» (два пилота Куканов и Чернявский, два механика Шадрин и Демидов), был даже лёгкий У-2 для разведки. Но Красинский максимально распылил свои силы. Демидова отправили зимовать на остров Врангеля, Чернявский остался в Уэлене с У-2. Сам Красинский тоже куда-то делся с северной Чукотки. В результате на мысе Северном на «СССР-Н4» остались только Куканов и Шадрин. Им вдвоем надо было не только починить подломанное шасси, но и сменить три мотора (моторесурс иркутских моторов потратили на экспедицию Обручева).

4. Есть ли у кого-нибудь кроме Обручева описание встречи экипажей «СССР-Н4» и «СССР-Н8» на День авиации 1933 года? Ведь это самая настоящая театральная драма. Лётчики Страубе, Леваневский и Куканов встречают День авиации в маленькой палатке возле гидроаэродрома на мысе Северном. Страубе и Леваневский получают ордена, но никто об этом не знает, на полярной станции не работает радиостанция. В этой драме огромное количество пересечений прошлого (Севастопольская школа морских лётчиков), настоящего (история трёх вторых пилотах и поход «Челюскина») и будущего (опытный Страубе вообще ушёл из полярной авиации, а полярные новички Леваневский и Куканов так и не долетели до лагеря «челюскинцев»). Меня очень удивляет, что об этой драматической встрече так редко вспоминают.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Всеволод Куканов » 25 Июль 2022 20:36

"пилот Г." - упомянут у С.В.Обручева, "опытный, но пилот сухопутный, не имеющий опыта на больших морских машинах", в каких-то источниках попадалась его полная фамилия - Гаранин.

возможно, Михаил Михайлович Гаранин (1895 - 1942)
https://testpilot.ru/base/2015/01/garanin-m-m/
по возрасту и биографии теоретически мог быть он, - на колёсных ЮГ-ах имел опыт, но никаких подтверждений про его участие в экспедиции С.В. Обручева пока не удалось найти.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение ББК-10 » 26 Июль 2022 17:24

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Всеволод Куканов » 27 Июль 2022 11:52

Но, фамилия-то есть - Гаранин, а имя и отчество вроде нигде не указаны.
как наиболее вероятная кандидатура - упомянутый выше пилот Михаил Михайлович Гаранин, но всё же нет 100%-ной уверенности, хотя он очень подходит под описание в книге Обручева - "старый опытный пилот, но пилот сухопутный, не летавший на тяжёлых морских машинах", но мог быть и некий однофамилец, конечно. как знать?..
:unknown:
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2022 12:13

В свое время шерстил сибирские газеты 30-х годов. К какой-то из них (Сов.Сибирь, ВСП, БМП) за 1932-33 гг. была заметка об экспедиции с фамилией пилота - ГАРАНИН М. Найти не смог, архив неподъемный.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение pilpav » 27 Июль 2022 13:26

ББК-10 пишет:Без вариантов.
http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?p=44265#p61558

Спасибо за ссылку, этот отчёт я раньше не изучал. В отчёте есть мелкие отличия от книги Обручева, также много мелких отличий от моих предположений. Но я пока не буду менять свою статью. Попробую собрать больше информации и через несколько месяцев подготовлю новую версию.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Всеволод Куканов » 27 Июль 2022 16:17

ББК-10 пишет:В свое время шерстил сибирские газеты 30-х годов. К какой-то из них (Сов.Сибирь, ВСП, БМП) за 1932-33 гг. была заметка об экспедиции с фамилией пилота - ГАРАНИН М. Найти не смог, архив неподъемный.


спасибо, Александр.
ну, тем более, наверняка в 1933 году было не очень много "старых опытных пилотов" с подходящей фамилией и инициалом "Гаранин М."
потому вполне уверенно можно перечислить участвовавших в экспедиции ВАИ на всех этапах.

из Иркутска в Верхнеудинск (Улан-Удэ) на Н4 летели -

экипаж:
Михаил Гаранин ("пилот Г.") - командир экипажа
Григорий Чернявский - второй пилот
Владимир Шадрин - ст. бортмеханик
Леонид Демидов - бортмеханик

и экспедиция ВАИ:
Сергей Обручев - геолог
Константин Салищев - географ/картограф
Владимир Егоров - завхоз
Эдуард Яцыно - моторист
(Егоров и Яцыно в дальнейших научно-исследовательских полётах на Чукотке не участвовали, поскольку занимались наземной организацией и снабжением лётной экспедиции, по мере своих полномочий).

в Верхнеудинске Гаранин жёстко посадил Н4 на волны, погнул стойки поплавковых шасси и вообще отказался от дальнейшего участия в этом мероприятии (а ведь предстояло ещё летать над малоизвестной горной местностью).

вызывают Леваневского поездом из Хабаровска, который тогда прилетел в Хабаровск вместе с Страубе на Н8. Леваневский перегнал Н4 из Верхнеудинска в Хабаровск. в тО же время в Хабаровск прибыл Куканов. Леваневский берёт Куканова на Н8, а Страубе "сливает" Обручеву на Н4.

Леваневский и Куканов летят из Хабаровска в Анадырь на Н8 за Маттерном. а Н4 погружают на пароход и тоже везут в Анадырь. в Анадыре дожидаются Обручева с топливом, Леваневский "сливает" Куканова взамен на второго пилота Чернявского. в итоге Леваневский с Чернявским на Н8 увозят Маттерна на Аляску. а Куканов и Страубе на Н4 участвуют в аэрофотосъёмке Чукотки в экспедиции Обручева и Салищева...
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение pilpav » 28 Июль 2022 09:43

Обручев сообщает, что механик Демидов самостоятельно приехал во Владивосток.
Остальной экипаж состоит из двух механиков. Первого В. Шадрина и второго—Л. Демидова, приехавшего прямо в Владивосток.

То есть постоянно в экипаж «СССР-Н4» в летнюю навигацию 1933 года входил только первый механик Шадрин. Но Шадрин не участвовал в довольно длительном рейсе из Анадырь — мыс Северный — Анадырь в середине августа.
Что касается личного состава экспедиции Обручева, то скорее всего они все приехали во Владивосток на поезде. Ведь по первоначальным планам «СССР-Н4» должны были перевезти из Иркутска во Владивосток по железной дороге.
Иркутские мастерские Граждвоздухфлота, которые должны были отремонтировать "Н4 ' к концу мая, выпускают его только в середине июня. Самолет уже не попадает по железной дороге к отходу парохода и должен перелетать сам по нашей прошлогодней трассе, истратив на это 30 драгоценных часов из разрешенных нам 90.

А вот кто летел на «СССР-Н4» из Иркутска в Верхнеудинск, я пока не понял. В этой путанной истории намечается ещё один герой. В отчете за 1933 год в составе экипажа вместе с Гараниным указан некий летнаб Траутман
Н-4 к-р Гаранин, 2п Чернявский, летнаб Траутман, б/м Шадрин и Демидов.

Это противоречит версии Обручева, по версии Обручева летнабом был Петров:
Петров и Г. отзываются обратно в Москву, командиром самолета назначается 2-ой пилот Г. Чернявский ...

Через несколько глав в книге Обручева появляется некий радист:
Кроме того, дважды пришлось слетать на о-в Врангеля, чтобы вывезти оттуда всех русских и нескольких эскимосов, и завезти радиста и Демидова (в качестве моториста).

В известном сборнике «Поход Челюскина» несколько раз упоминается радист Страутман:
К самолету подбегают люди: т. Власова — жена начальника острова, радист, переброшенный сюда Кукановым, стройный латыш Страутман и двое эскимосов.

В те годы большинство летнабов могли работать как радисты. А фамилия (Траутман / Страутман) отличается только на одну букву. Поэтому есть вероятность, что это был один человек.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения