"Северный Полюс - 15"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 06 Март 2016 12:44

Вторая мена СП-15. Фото из архива начальника смены Л.В. Булатова (ААНИИ)
Справа - механик Николай Васильевич Лебедев:
 img290.jpg
 img291.jpg

 img293.jpg
 img294.jpg
 img295.jpg
 img296.jpg

На крайних двух снимках третий справа - Л.В. Булатов, второй справа - Н.И. Тябин
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 06 Март 2016 12:49

Вторая мена СП-15. Фото из архива начальника смены Л.В. Булатова (ААНИИ)
4 декабря 1967 г. Льдина станции проходит в непосредственной близости от Северного полюса:
 img297.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 14 Октябрь 2016 13:51

 сканирование0007.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 14 Октябрь 2016 16:28

Известия, 6 января 1968 г.
 сканирование0014.jpg
ЛЕЧУ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
Caмолет стартовал на север. Командир корабля Владимир Васильевич Мальков повел свой ИЛ-14 на дрейфующую станцию СП-15.
Организоваиная 5 апреля 1966 года, станция 4 деиабря 1967 года установила своеобразиый мировой рекорд: прошла в двух километрах от Северного полюса.
Когда мы подлеталк к станции, она уже находилась в 75 километрах от макушки Земли. С воздуха видны десятки огней, и как-то не верится, что все это на льдине, за сотни ннлометров от материка.
Мягкая посадка, и мы в объятиях полярников. Начальник станции, кандидат географических наук Лев Ваnерьянович Булатов, знакомит со своим хозяйством. Уходит в небо радиозонд. Ег сигналы тут же расшифровывают азрологи. 3а погодой у "земли" следят метеорологи. И вот очередная сводка летит на материк.
В одной из палаток пробуравлена трехметровая толща арктического льда. Это хозяйство гидрологов. В лунку опущена электрическая лампочка. Ее тепло не дает образоваться льду. В океанскую глубину уходят два троса с приборами.
Три дня на льдине пролетели слишком уж быстро. Но пора возвращаться. ИЛ-14 уходит в ночь.
На снимнах: вверху - самолет полярной авиации ИЛ-14 приземлился на Северном полюсе. Слева: самый молодой зимовщик аэролог Николай Фищев. Справа - льдину обходит дежурный по лагерю хнрург Юрий Парамонов. Внизу - антенны радиотеодолита устремились в ночь.
О. ГАЛУШКО,
спец. корр. "Известий".
Фото автора.
Реданция "Известий" благодарит начальника высокоширотной экспедиции "Север-19" И. Ромакова и комакдира подразделения n о л я р н о й авиации Я. Дмитриева за помощь в организации
репортажа.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 19 Октябрь 2016 13:57

Коллектив 2-й смены (из архива Л.В. Булатова):
 сканирование0016.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 19 Октябрь 2016 14:42

Водный транспорт, 19.11.67

 сканирование0017.jpg
ЛЕДОВЫЙ ДРЕЙФ «СП-15»
В высоких широтах Северного Ледовитого океана советские ученые несут научную вахту на станции «Северный полюс-15». В районе дрейфа наступила долгая полярная ночь, Она будет продолжаться почти полгода. Температура воздуха уже нередко достигает 25-30 градусов мороза. Частые и продолжительные метели намели большие снежные сугробы.
Станция «СП•15» была организована ордена Ленина Арктическим и Антарктическим институтом с помощью полярной авиации в середине апреля прошлого года на дрейфующей льдине, в 885 километрах к северо-западу от острова Врангеля. Первую смену возглавил молодой ученый, кандидат географических наук В. Панов. Полученные материалы передавались по радио на Большую землю, использовались в оперативной и научной работе. За восемнадцать месяцев дрейфа «ледовый корабль» прошел по генеральному направлению 1500 километров. Сейчас «СП•15» находится в точке с координатами 88º52' с. ш. и 154º47' в. д. От Северного полюса станцию отделяют лишь 125 километров.
Первый год работы прошел у полярников спокойно. Льдина, на которой располагался их лагерь, ни разу не подвергалась значительным сжатиям или разломам. Они начались весной нынешнего года. когда прибыла вторая смена во главе с океанологом Л. Булатовым. Это произошло 28 апреля … Две широкие трещины пересекли льдины. Одна из них отделила домики и установки аэрометеорологов от основного лагеря, Спустя месяц еще одна трещина изолировала геомагнитные установки и рабочую палатку гидрологов, Станция оказалась разобщенной на трех отдельных льдинах.
Трещины «дышали» - расходились, превращаясь в разводья, или сужались. Проложенные электросиловая и телефонная линии часто рвались. Восстанавливать их было трудно. Не менее сложной стала доставка оборудования и химикатов, необходимых для работы аэрометеорологов.
Неожиданно природа пришла на помощь полярникам. Первого июня трещина, отделявшая магнитные павильоны, сузилась до одного - двух метров. Воспользовавшись этим, исследователи перенесли оборудование с отколовшейся части льдины в основной лагерь. Спустя два месяца из-за подвижек льда сузилось разводье, отделявшее станцию от места работы аэрометеорологов. Между льдинами вклинился один из больших обломков тороса. Полярники сразу же использовали этот «мост». В течение семи часов. пока он держался, они перенесли весь лагерь на льдину азрометеорологов, которая была более надежной.
Сейчас коллектив станции готовится квстрече самолетов полярной авиации, участвующих в воздушной высокоширотной экспедиции «Север-19». Летчики доставят ученым все необходимое для их работы. В эти дни состояние льдов пока не позволяет самолетам совершить посадки. Прилетевший в Арктику экипаж воздушного корабля, пилотируемого М. Васильевым сбросил на парашютах для полярников «СП-15» праздничные подарки от родных и близких, продовольствие, фрукты, свежие овощи ... Экспедиция «Север-19». будет продолжаться.
Б. КРЕМЕР.
начальник отдела полярных станций и исследований Главного управления гидрометслужбы
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 19 Октябрь 2016 16:22

Смена, 17.12.67.

 сканирование0018.jpg

 сканирование0019.jpg
ЗВЕЗДЫ В ПОЛЯРНОЙ НОЧИ
В печати уже было сообщение о том. что советские полярники водрузили Государственный флаг СССР над самой северной точкой планеты. А вчера в нашу редакцию был доставлен пакет с письмом и фотоснимками от одного из отважных зимовщиков. инженера-механика дрейфующей станции «Северный полюс-15» Вадима Прокопьева . «Смена» рассказывала о нем двенадцать лет назад. когда он с путевкой Ленинградского комсомола штурмовал целину. Недавно Вадим стал (правда, заочно) участником «Круглого стола» - встречи героев сменовских материалов. И вот снова весточка от Вадима, которой мы очень рады.

Сегодня, 4 декабря, льдина, на которой расположена наша станция «Северный поnюс-15», прошла над Северным полюсом
В 6.00 от астрономического павильона (он находится в центре лагеря) до географической точки полюса было всего 1,2 морских мили, то есть около двух километров! Так близко к полюсу Земли еще не подходила ни одна дрейфующая станция после папанинской.
…С утра пасмурно, метель, скверная видимость. Двое суток наш астроном Борис Белоусов не может «взять звезды», чтобы определить точные координаты станции. Наконец ветер разгоняет облачность. Через два часа мы уже идем по азимуту к полюсу. Идут все. Все, свободные от вахты. И научных наблюдений. На полюсе поднимаем Государственный флаг СССР и оставляем три запаянные бутылки с записками, в которых сказано, что здесь были советские люди. Даем залп из ракетниц и карабинов. Пытаюсь сфотографировать ребят, хотя сам не верю в успех этой затеи: объектив моего «Зенита» забивает снегом, от сильного мороза замерзает затвор. Еще залп, и уходим назад в лагерь.
А теперь я напишу немного о нашей жизни, о моих товарищах.
Несмотря на частые разломы, торошение льда, почти ежедневные авралы по спасению приборов и оборудования, коллектив станции не допустил ни одного срыва регулярных научных наблюдений. Ребята много раз не плечах и на волокушах перевозили со льдины на льдину десятки тонн груза. По бревнам через трещины перетаскивали на тракторе домики с оборудованием. А два дня назад дежурный по лагерю опять поднял всех на аврал: за 30 минут ледяной вал торосов прошел по льдине около ста метров, ворочал многотонные глыбы льда и угрожал уничтожить все, что не будет убрано с дороги. Оттащить аэрологический павильон и склады с газом и продуктами удалось уже тогда, когда льдом придавило стену.
Нас - восемнадцать (17 ленинградцев!). Начальник станции - молодой кандидат географических наук Лев Валерианович Булатов.
Пока все.
С дружеским приветом!
Вадим ПРОКОПЬЕВ,
инженер-механик «СП-15»
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 19 Октябрь 2016 16:47

Правда, 05.12.67. №339(18021):

 сканирование0020.jpg
Два километра до земной «оси»
Советская научная станция «СП-15» приближается к Северному полюсу. Вчера мы получили сведения о дрейфе льдины, на которой ученые, возглавляемые кандидатом географических наук Л. Булатовым, ведут исследования в Центральной Арктике.
Нашему корреспонденту сообщили в Главном управлении гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР:
- Пользуясь кратковременным прояснением на небе, полярники определили свое местонахождение по четырем светилам. «СП-15» находилась в точке с координатами 89 градусов 58,8 минуты северной широты и 257 градусов 47 минут восточной долготы. До полюса - два километра. Более 1.300 километров отделяют станцию от мыса Челюскина на побережье полуострова Таймыр.
Сейчес полярники «СП-15» готовятся к встрече первых самолетов, которые доставят коллективу станции все необходимое для работы и жизни до весны будущего года.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 20 Октябрь 2016 14:56

Советская Россия, 05.12.67, №283(3493)

 сканирование0021.jpg
ДО ПОЛЮСА - ДВА КИЛОМЕТРА
Исполнилось тридцать лет, как была создана первая советская дрейфующая станция «Северный полюс». А с 1954 года такие станции стали постоянно действующими научно-исследовательскими базами на высоких широтах Северного Ледовитого океана. Наблюдения, проводимые советскими полярниками, вносят большой вклад в науку. Результаты метеорологических и аэрологических исследований представляют большую ценность при составлении долгосрочных и краткосрочных синоптических прогнозов.
Сейчас в Центральном полярном бассейне работает уже пятнадцатая по счету станция «Северный полюс». «Биография» ее исчисляется восемнадцатью месяцами. Как на прежних дрейфующих «ледовых кораблях», полярники настойчиво и мужественно несут вахту. В эти дни в Северном Ледовитом океане царят полярная ночь, метели, сильные морозы. Станция «СП-15», находится далеко от побережья Большой Земли. От мыса Челюскина - самой северной точки материка Евразии - ее отделяет свыше 1.300 километров!
Самое примечательное в дрейфе «СП-15» то, что под влиянием южных и юго-восточных ветров льдина стала продвигаться к Северному полюсу. В вахтенном журнале станции появляются все новые и новые записи о ее местонахождении. И, наконец, вчера начальник «СП-15», кандидат географических наук Л. Булатов сообщил в Москву, что, пользуясь кратковременным прояснением не небе, в 5 часов утра по московскому времени удалось определить местонахождение станции. Она достигла 89 градусов 58.8 минут северной широты. Только два километра отделяют теперь полярников от Северного полюса!
За тридцать лет со времени организации первой дрейфующей станции «Северной полюс» ни одна из них не продвинулась столь близко к вершине планеты, как «СП-15».
Льдина, на которой высадились в 1937 году И. Папанин и его товарищи, находилась в 65 километрах от полюсе а затем, дрейфуя на юг, все время от него удалялась.
Станция «СП-3», возглавляемая А. Трешниковым, в 1955 году прошла в 30 километрах вблизи полюса. Спустя год коллектив «СП-4», руководимый А. Дралкиным оказался в 10-12 километрах. Теперь все это перекрыто «СП-15».
Б. КРЕМЕР,
начальник отдела полярных станций и исследований
Главного управления гидрометеослужбы.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 20 Октябрь 2016 15:41

Известия, 07.12.67, №288(15682)

 сканирование0022.jpg
НА МАКУШКЕ ПЛАНЕТЫ
Дорогая редакция! Я слышал по радио, что советская дрейфующая станция СП-15 прошла через Северный полюс. Хотелось бы прочитать комментарий специалиста к этому событию.
П. ПЛЕШАКОВ.
г. ТАМБОВ.
По просьбе редакции на письмо нашего читателя отвечает заместитель начальника Главного управления rидрометеоспужбы при Совете Министров СССР, Герой Советского Союза Е. И. ТОЛСТИКОВ.
В АРКТИКЕ пролегла невидимая линия. Начало ее лежит в 855 километрах от острова Врангеля, где полтора года назад летчики полярной авиации подыскали крепкую льдину для новой дрейфующей станции. «Северный полюс-15». Самолеты опустили на лед трактор, бочки с горючим, продовольствие, радиостанцию, коробки с кинопленками, научное оборудование, складные столы, стулья, кровати. Затем белое поле зачернело пятнами палаток. Люди начали обживать свой новый дом, в котором предстояло жить им долгий трудный год.
Льдине повезло: она без особых повреждений дрейфует больше полутора лет. Уже сменилась старая группа зимовщиков. На вахту заступила новая. В главном управлении гидрометеослужбы, в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте специалисты регулярно наносят на карту полярного бассейна «маршрут» CП-15. Получилась небольшая ломаная линия. На самом же деле ее длина превышает 1.200 километров. По прихоти ветров и океанских течений дрейфующая станция в эти дни «прибыла» на высшую точку нашей планеты - Северный полюс. Полярники отметили это событие, как позволили им скромные возможности зимовки.
Я бы не осмелился сказать, что мы заранее планировали или высчитывали «маршрут» станции. Нет. Сделать это ни практически, ни теоретически невозможно: слишком уж много факторов воздействуют на льдину. Однако предыдущие четырнадцать научных экспедиций дали нам достаточно материала, чтобы определить генеральные направления дрейфа льдов в Центральном полярном бассейне. И рано или поздно научная станция пришла бы на высшую точку нашей планеты, к которой издавна на стремились самые мужественные и самые дерзкие люди.
Сейчас особенно много работы у радиста СП-15. Сотни коротковолновиков из разных стран мира охотятся в эфире за позывными нашей станции. Каждому хочется получить автограф с «макушки» земного шара.
Каков он, Северный полюс? Человек, попавший туда и рассчитывавший увидеть нечто необычное, разочаровался бы: он оказался бы в торосах, ничем не отличающихся от торосов других районов Арктики. Гидрологи давно уже измерили глубину океана в районе полюса. Она здесь превышает четыре тысячи метров.
Сейчас станция «Северный полюс-15» пересекла границу, разделяющую планету на две половины, и дрейфует уже в Западном полушарии. Научная работа продолжается в полном объеме, несмотря на жестокие морозы, пургу, кромешную полярную ночь. Работать в таких и условиях очень нелегко. Потому конструкторы И инженеры думают над тем, как создать зимовщикам больше уюта и удобств.
Одна из идей - создать примерно такое судно, которое изображено на рисунке. Преимущества его очевидны. Ведь через два-три года нынешняя дрейфующая станция удаляется от побережья на 1.500-2.000 километров. И снабжать ее с помощью самолетов становится весьма трудно. А если внезапно ломаются льды? В таких случаях станцию ликвидируют, а взамен ее в прежнем районе создают новую. Нередко сильные сжатия разрушают не только лагерную льдину, но и окружающие поля. Тогда необходимо срочно закрывать станцию и организовывать экспедицию для спасения людей. Ныне через каждый год-полтора В Арктике создается новая дрейфующая станция, при этом почти все лагерное имущество - домики, дизели, трактор, утварь и часть научного оборудования оставляется на льдине.
Не секрет, что зимовщики вынуждены жить в довольно сложных условиях, нести много лишений. Всего этого можно избежать, если заменить палатки специальными прочными судами, которые станут дрейфовать вместе с ледовыми полями. Очевидно, это будет выгоднее в материальном отношении. Такие суда смогли бы начинать дрейф в центральных или северных районах наших арктических морей, пересекать весь Ледовитый океан и заканчивать дрейф в Гренландском море.
Специальная яйцевидная форма судна должна исключить возможность его разрушения при любых сжатиях льда. Запасы топлива, продовольствия и снаряжения, мощная энергетическая установка должны позволить судну находиться в дрейфе без пополнения запасов и капитального ремонта до пяти лет. Разумеется, на судне необходимо создать все условия для нормальной жизни ученых и обслуживающего персонала.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 20 Октябрь 2016 16:11

Правда, 04.12.67, №338(18020)
 сканирование0023.jpg
ДО ПОЛЮСА РУКОЙ ПОДАТЬ
В высоких широтах Северного Ледовитого океана в разгаре полярная ночь. Сейчас ее южная граница проходит между 68-й и 69-й параллелями. Скованы льдом арктические моря. Морозы порой достигают 40 градусов. В таких суровых условиях ведут сейчас исследования в Центральной Арктике советские ученые. Какими же примечательными событиями отмечены эти дни в жизни и работе полярников? С таким вопросом наш корреспондент обратился вчера в Главное управление гидрометеорологической службе при Совете Министров СССР. Вот что сообщил начальник отдела полярных станций и исследований Б. А. Кремер:
- В Центральном Полярном бассейне несет научную вахту коллектив станции «Северный полюс-15». С помощью авиации она была организована Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом на дрейфующей льдине в середине апреля прошлого года. Это произошло в 885 километрах к северо-востоку от острова Врангеля. Первая группа ученых, возглавляемая кандидатом географических наук В. Пановым, сразу же начала наблюдения по обширной программе. Весной нынешнего года ее сменили полярники во главе с кандидатом географических наук Л. Булатовым.
За 18 с лишним месяцев дрейфа станция «Северный полюс-15» прошла по генеральному направлению более 1.200 километров. Под действием южных и юго-восточных ветров «ледовый корабль» приближается к полюсу. Л. Булатов радировал в Москву, что 3 декабря счислимая широта «СП-15» составила 89 градусов 57,3 минуты, а это значит - лагерь советских полярников находится в 5 километрах от Северного полюса земного шара.
До сих пор из всех 15 наших дрейфующих станций «Северный полюс» ни одна не подходила так близко к «макушке» мира.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 20 Октябрь 2016 16:39

Правда, 06.12.67, №340(18022)
 сканирование0024.jpg
«СП» прошла над полюсом
ЛЕНИНГРАД, 5 (Корр. «Правды»). Сегодня радио-центр Института Арктики и Антарктики получил paдиограмму с дрейфующей станции «СП-15». в ней даны новые координаты станции: 89 градусов 50 минут северной широты, 13 градусов 13 минут западной долготы. «СП-15» находится уже в западном полушарии. Это значит, что она прошла Северный полюс. Впервые за всю историю многолетних исследований советская экспедиция прошла в непосредственной близости от заветной точки, к которой стремились многие отважные полярники из разных стран мира.
Коллектив станции радирует, что у них сейчас 24 градуса мороза, сильная метель, из-за которой к льдине не могут пробиться самолеты. «СП-15» дрейфует в направлении берегов Гренландии. Научные наблюдения продолжаются.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 21 Октябрь 2016 15:34

Труд, 10.12.67, №287(14286):

 сканирование0027.jpg
«СП-15» НАД ПОЛЮСОМ
ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «СП-15» ПРОШЛА ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
Воспользовавшись кратковременным улучшением ПОГОДЫ, полярники определили по астрономическим наблюдениям свои координаты: 4 декабря в 5 часов утра по московскому времени широта станции равнялась 89 градусам 58,8 минутам.
До этого ближе всего к заветной точке доходили полярники станции «СП-42, которой руководил кандидат географических наук А. Г. Дралкин. Их лагерь продрейфовал в 1956 году в десяти километрах от полюса. И вот этот рекорд перекрыт!
Вчера редакция получила новое сообщение от зимовщиков. На льдину приземлился самолет полярной авиации «ЛИ-2». Это первый самолет, прибывший сюда с Большой земли в нынешнем полугодии. На его борту - руководитель экспедиции «Север-19» И. П. Романов, командир отряда Я. Я. Дмитриев, старейший летчик полярной авиации Н. Л. Сырокваша.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 24 Октябрь 2016 12:37

Говорит Москва, 10.02.1968. №2-3(247-248)

 сканирование0028.jpg
 сканирование0029.jpg
 сканирование0030.jpg

ПОД ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ
В ЖИЗНИ ЖУРНАЛИСТА бывают события, значение которых не исчерпать словом «командировка». Даже старик Даль не видел за этим словом иного смысла, кроме как «отрядить, послать по делам службы» ... А если еще и по велению, сердца?
…За последние два года репортерская тропа часто выводила меня в глубины Заполярья. Довелось побывать в Кольском заливе и на ветренном горном плато Росвумчорр, на атомоходе «Ленин» И В Ловозерской тундре, на Диксоне и Челюскине, в Дудинке, Игарке и Норильске, на красивейших озерах Таймыра и на нелюдимых островах Северной Земли. Чем. ближе становился Север, тем сильнее овладевала мной мечта -побывать в самом сердце Арктики - на дрейфующей станции «Северный полюс».
Корреспонденты нечастые гости на Северном полюсе: На радио едва найдется 3-4 человека, на командировочных удостоверениях которых появлялся штамп одной из дрейфующих станций. Загадок здесь нет. Теперь, когда командировка позади, можно прямо сказать: дело совсем не в недостатке желания попасть на льдину.
И вместе с тем нельзя не согласиться с Борисом Полевым, который отмечал, несколько месяцев назад: «Когда-то, В 30-е годы, печать наша много писала о покорении Арктики. Сейчас в высоких широтах советские люди совершают открытия не менее значительные и интересные. Но пишут об этом бегло, мало и вяло. И напрасно: ведь там, на Крайнем Севере, нам предстоит сделать немало великих и героических дел».
Если пишут вяло - речь может идти о степени мастерства, а это уже особый разговор. А вот если бегло и мало? Честно говоря, этот упрек еще должен найти своего адресата.
…По пути в высокие широты непременно окажешься в Главном управлении гидрометеослужбы СССР, этом «постоянном представительстве» Арктики и Антарктики в Москве. И там вас ждет холодный душ «напутствий».
Ничего сейчас на полюсе не увидите, только намучаетесь...
- Полярная ночь - самый трудный период зимовки... Завозим только самое необходимое...
- И вообще там не до корреспондентов…
Утешив себя тем, что на пути Нансена или Амундсена были препятствия посерьезнее, мы с оператором Е. Турецким прилетели в Диксон. По дороге выяснилось, что радио и телевидение, как ни странно, действуют в унисон: в одном самолете с нами пробирались в Арктику коллеги с Шаболовки - редактор В. Лихолитов и оператор В. Чупин...
На Диксоне наша четверка с тревогой взвешивала про себя шансы попасть на «СП-15» и при первой возможности... взвешивалась на весах: надо было как-то обосновать, что. общий вес корреспондентов с аппаратурой не превышает 350 килограммов. Положение осложнилось, когда прилетел еще фотокорреспондент «Известий», основательно начиненный новейшей фототехникой. Стало совсем не по себе, когда как-то ночью нас навестил измученный бородатый юноша с репортерским магнитофоном на груди. Он оказался спецкором радио из Дудинки. «Все дороги ведут на полюс... » - с грустью подумали мы.
В общем-то нам повезло: в ожидании летной погоды да рейса на мыс Челюскин пришлось сидеть на Диксоне только неделю. А вот, говорят, эстонский писатель Юхан Смуул, пытавшийся выбраться отсюда на Землю Франца Иосифа, провел в диксонской гостинице месяц да так и вернулся домой. Арктика не желает считаться со сроками командировок!
Еще три часа полета - и мы на Челюскине. Самая северная точка континента оказалась идеальным трамплином на «Северный полюс - 15». Отсюда самолеты полярной авиации совершали свою «челночную операцию» в канун Нового года, здесь базировался штаб высокоширотной экспедиции «Север-9». Наконец, разбившись на пары, мы летим двумя самолетами на льдину. Пять часов над океаном, и «Ил-14» легко садится всеми тремя точками почти у самой 90-й параллели. Под ногами два с половиной метра льда и более четырех километров воды.
Мы на полюсе! Вот она, заветная точка, манившая столько сердец и унесшая столько жизней. Мороз. Тишина. Над самой головой мерцание Полярной Звезды.
- Идите, послушайте, не скрипит ли земная ось! - смеются встречающие ледовые «робинзоны».
...Дрейфующая льдина. Какая она, эта маленькая колония советских людей в нейтральных водах Ледовитого океана?
Трудно выразить чувство, которое тебя охватывает, когда перед глазами впервые возникают декорации ледовой пустыни. Возникают под аккомпанемент движка дизель-электростанции. Всюду, куда бы ни пошел, слышишь, как он захлебывается шепелявой скороговоркой. Сразу подумалось: «Отличный фон для радиорепортажей...».
А вокруг с десяток домиков на полозьях. Палатки для служб. Мачты антенн. Кают-компания, камбуз, баня. Мощные ртутные лампы выхватывают их из тьмы, раздвигают мрак полярной ночи над лагерем.
Ну и, конечно же, ни с чем не сравнимое впечатление оставляют зимовщики. Все они необычайно интересные' люди, и общение с ними следовало бы отнести к счастливейшим часам в журналистской судьбе. Кстати, бывалые полярники, не впервые обживающие арктические льды и зимовавшие в Антарктиде, хорошо знают поименно всех газетчиков и писателей, которые о них пишут. Вооруженные по последнему слову литературных знаний, они легко разбираются в достоинствах и недостатках их книг и статей.
Первый, с кем знакомится гость, начальник станции Лев Валерьянович Булатов. В Арктику, его привела профессия океанолога. Тринадцать лет назад закончил Высшее Арктическое училище в Ленинграде. Поработав два года на Шпицбергене, он понял, что его стихия - это экспедиции. С тех пор побывал в 11 океанографических экспедициях на северных морях. А потом заочная аспирантура. Диссертацию Булатов защитил 1 марта 1967 года, а через месяц кандидат географических наук был там, где сходятся меридианы - на «СП-15». Как и все шестнадцать зимовщиков, он шел в Арктику не новичком. Знал, как скупа она на подарки и сколько угроз таит ее безмолвие.
- Что сюда влечет? - переспросил Булатов. - Считаю, что в Арктике очень много неизведанного. Наши дрейфующие станции проходят там, где еще никто не бывал и не работал.
Загадки Арктики увлекли и одного из самых молодых на льдине - 26-летнего Виталия Прозорова. Он еще не оброс скорлупой внешнего спокойствия и невозмутимости, охотно рассказывает о себе. Невероятно, как много успел молодой метеоролог. Первая зимовка на островах Северного Ледовитого - уже в 20 лет. Затем год в составе советской экспедиции в Антарктиде, работа на внутриконтинентальной станции «Восток». Минус 83 градуса на полюсе холода. И вот теперь старшим инженером-метеорологом на дрейфующей станции. А между делом книжки и тетради. Виталий - студент-заочник Ленинградского гидрометинститута.
- Самое главное для полярника - трудолюбие и чувство коллективизма, - сказал он мне «под занавес» радиоинтервью. И действительно, коллективизм у зимовщиков - неписаный закон. Чувство настоящей мужской дружбы - это и есть то незабываемое радостное «чувство льдины», которое здесь владеет каждым.
...С утра и до вечера (эти понятия не имеют никакого значения в полярную ночь) трудилась наша «бригада». Магнитофоны, телекамера, фотоаппараты, осветительная аппаратура не знали отдыха. Выработались и свои приемы: выскочив с техникой из помещения, поработать несколько минут и снова прятать ее от мороза. Какая досада, когда раньше времени, например, замерзал затвор фотокамеры. Как тут не сказать ей все, что о ней думаешь!
В канун Нового года со льдины отправляли последними самолетами то, что уже не пригодится в оставшиеся два-три месяца дрейфа. Машину нельзя долго задерживать на льдине. Вот и отправлялись на аврал все, кто свободен от вахты, Шли и мы, дрейфующие журналисты... Опустив капюшоны, нахлобучив шапки, грузили в самолет части сборного домика, что стоял недавно у взлетной полосы. Кажется, именно здесь у фотокорреспондента «Известий» И получились лучшие кадры, запечатлевшие «драматизм и героику труда...».
К лавине впечатлений, обрушившихся на нас, прибавилось еще одно: встреча Нового года. Право, вряд ли кому из нас доводилось быть участником такого празднества. Там, где сходятся меридианы, прозвучал салют. Пальбой из ракетниц и карабинов провожали год минувший. А новогодний стол был сервирован в лучших традициях ленинградских ресторанов... Повар Владимир Аркадьевич Загорский поработал вдохновенно. Была, конечно, и елка, зеленая и пушистая. Совсем, как в новой песне, посвященной полярникам:
И русским лесом пахнущую елку
Под Новый год приносит
самолет...
Новый год на дрейфующей льдине, за тысячи километров от родных берегов. Меховые унты и модные галстуки. Вот она, характерная черта жизни на «СП-15». Как видно, главное вовсе не в том, что у полярников красные, обветренные лица.
Так что же такое - дрейфующая станция "Северный полюс»?
Я бы сказал - это союз крепких парней с техникой и наукой. Союз, благодаря которому у Арктики вырвано немало тайн.
Е. САШЕНКОВ
ФОТО Е. Турецкого.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 24 Октябрь 2016 13:05

Труд, 27.03.1968. №73(14376):

 сканирование0031.jpg
ПРОЩАЙ, «СП-15»!
Под нами бездна Ледовитого океана. Над головой голубой шатер полярного неба. И летит сейчас через океан морзянка, летит со льдины, координаты которой 85 градусов 45 минут северной широты, 10 градусов 30 минут западной долготы. Это последняя точка дрейфующей станции СП-15. До Гренландии отсюда всего 300 километров.
…Диксон провожал солнцем, а наш алый «ИЛ» будто убегал от него, взяв курс: к полюсу. В полдень проходим над мысом Желания. Внизу крошечный поселок Наталия. В Арктике умеют давать теплые названия самым холодным берегам. Наталия - последний кусочек земли на нашем пути к СП-15. На тысячу верст белый океан, изрезанный морщинами торосов. В этой ледовой пустыне надо найти несколько домиков. Задача сложная.
Гудят моторы. Солнце уже позади. Все ближе СП-15. Восемнадцать часов. Видим первую точку. Вышли точно. Молодцы командир корабля Евгений Журавлев и штурман Женя Щеглов - «не промахнулись». Разворот, садимся.
До лагеря метров триста. Идем торосами вместе с начальником станции Львом Булатовым и руководителем экспедиции «Север-20» Ильей Романовым.
Ребята на льдине работали почти целые сутки. Таскали к взлетной полосе самое ценное, что невозможно бросить. Устали как черти, но в кают-компании все равно сидим до трех ночи. Спорят, вспоминают. Вспомнить им есть что. У каждого за спиной немало ледовых дорог. Лев Булатов по профессии гидролог, участник 11 морских экспедиций, СП возглавляет впервые. Здесь же аэролог Анатолий Воробьев, механик Коля Лебедев и Олег Брок.
Утром самолет не пришел. Где-то на берегу - туман. А у нас прекрасная погода. Ребята даже шутят: если забраться на торос - Гренландию увидишь. С 15 апреля прошлого года зимовщики проплыли 2.220 километров, а 4 декабря прошли полюсом, где установили алый стяг. Льдина преподносила сюрприз за сюрпризом. Раскалывалась под самыми домиками.
Но вот с Диксона передали: готовьтесь, вышел самолет. Наступает прощание. Последний раз собираемся в кают-компании. Повар Володя Загорский накрыл прощальный стол. Он сервирован на шесть человек. Но сколько их придет сюда, кто они и придут ли когда-нибудь - не знаем! По давней традиции оставляем и записку: «Мы, полярники советской дрейфующей станции «Северный полюс-15», покинули эту льдину 25 марта 1968 года. Хлеб да соль вам в нашем арктическом доме». Ребята молча стоят вокруг стола.
Лев Булатов последним выходит из домика - ведь он был капитаном этой льдины. Медленно опускается красное полотнище, которое два года развевалось в белом океане весь долгий путь от острова Врангеля через Северный полюс почти до Гренландии. СП-15 закончила свою вахту. Лев Булатов сворачивает флаг, он улетит вместе с ребятами в Ленинград, в музей Института Арктики и Антарктики.
Сейчас радист Олег Брок отстучит последнюю точку В моем репортаже, и после короткой паузы эфир еще раз услышит его голос: «Всем, всем, я - 15, прекращаю работу, благодарю, желаю счастья, до встречи на земле».
Ю. ТЕПЛЯКОВ.
(Спец. Корр. «Труда»).

ПОСЛЕДНИЙ ЛАГЕРЬ СП-15.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.След.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения