Северный полюс - 38

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Октябрь 2010 19:47

Забилось сердце «СП-38»

10 октября с рассветом на севере Чукотского моря, северо-восточнее острова Врангеля, на 76-й широте найдена льдина для новой российской дрейфующей станции «СП-38» - громадное поле льда двухметровой толщины площадью 8 на 12 километров. В понедельник, 11 октября, началось строительство станции. Вице-президент Ассоциации полярников, почетный полярник Владимир СТРУГАЦКИЙ передает для «Мурманского вестника» с места высадки новой российской дрейфующей станции «СП-38»:



Не везет так не везет

Но поиски льдины оказались непростыми и нервными. Похоже, Чилингаров хотел подогнать рассвет. «Россия» еще была окутана темнотой полярной ночи - в Восточно-Сибирском море, северо-западнее острова Врангеля, видимость появляется только к полуночи по Москве, на ледоколе время московское - а он уже командовал:

- По нолям - вылет.

Ночь с пятницы на субботу сулила стать тревожной.

В ожидании рассвета «Россия» еще шесть часов назад врубилась корпусом в громадное - площадью семьдесят квадратных километров - ледяное поле, расположенное на широте 75°44' северной и 164°17' восточной долготы.

- Одевайся потеплее, - наставляет меня начальник научно-оперативного отряда Александр Юлин. - Сам знаешь, полярники тепла не боятся, а боятся только холода, голода и работы.

Но от этих трех напастей судьба меня обещает уберечь. Во-первых, в Арктике в этих широтах почти летняя жара: всего минус 5. Во-вторых, вертолетчики, как положено, взяли неприкосновенный запас - ящик тушенки, макароны и несколько буханок хлеба. Ну а в-третьих, на первую разведку летит чуть ли не весь научный и экспедиционный олимп нашей экспедиции: начальник высокоширотной экспедиции Владимир Соколов, опытнейший ледовый разведчик из Росгидромета, выпускник Макаровки Илья Ягубов, налетавший с 1974 года на проводке судов и поиске льдин для дрейфующих станций около 10 тысяч часов, летит Александр Юлин с сотрудником своего отряда, ледоисследователем Андреем Павловым, ну и, конечно, начальник будущей «СП-38» Томаш Петровский.

Ровно в полночь с пятницы на субботу мы уселись в вертолет и нетерпеливо ждем, когда же Ми-8 наберет обороты и сможет оторваться от кормовой палубы.

В кабине вертолета сразу два командира: командир вертолетного отряда Виктор Кукушкин в кресле первого пилота, а в правом кресле командир звена Владимир Филиппов. Арктика непредсказуема. Тем более летчики с океанологами еще не успели пристреляться - полет-то первый.

И по этому случаю за полчаса до полуночи к борту «России» притопал «хозяин» Арктики. Признак добрый: мишка наверняка пришел пожелать нам удачи.

Ну, хватит эмоций.

Тем более что вертолет уже уходит все дальше от «России», мимо огромного разводья, мимо торосов и голубых линзочек снежниц…

Настроение у Томаша Петровского мрачное. Пока в этот район «Россия» бежала, он успел осмотреться вокруг и считает, что льды для высадки неподходящие, слабые.

К тому же к этим «южным» широтам душа у Томаша не лежит. Он мечтает высадить станцию повыше, чтобы к весне она как можно ближе подошла к Северному полюсу, где будет развернута ледовая база «Барнео» - пристанище для богатеньких туристов, готовых выложить по 15 тысяч евро за удовольствие ступить своими ногами в точку, где сходятся все земные меридианы. А если станция будет близко от «Барнео», то до нее смогут долететь базирующиеся там вертолеты, и жить станет и веселей, и проще.

Но раз крупнейший специалист в области расшифровки спутниковых данных о ледяном покрове сам Владимир Бессонов предложил обследовать этот район, то отмахнуться от этой работы нельзя. Вертолет садится на первую из намеченных льдин.

Однако двигатель выключать нельзя: кто гарантирует, что многотонный Ми-8 не провалится. И из машины выпрыгивает грузный, но очень ловкий Томаш Петровский, успев прихватить с собой бур, а следом за ним Андрей Павлов с тремя метровыми стальными шнеками - ледовыми сверлами. Мы не успеваем даже моргнуть, а первый шнек уже вставлен в бур и под нависшим над ним Петровским чуть ли не мгновенно уходит в лед. Павлов надставляет второй, третий. Но даже третий шнек насквозь льдину не пробивает. Значит, мы просто сели на подсов - кругом-то лед однолетний, метровый.

Однако двигатель выключать нельзя: кто гарантирует, что многотонный Ми-8 не провалится. И из машины выпрыгивает грузный, но очень ловкий Томаш Петровский, успев прихватить с собой бур, а следом за ним Андрей Павлов с тремя метровыми стальными шнеками - ледовыми сверлами. Мы не успеваем даже моргнуть, а первый шнек уже вставлен в бур и под нависшим над ним Петровским чуть ли не мгновенно уходит в лед. Павлов надставляет второй, третий. Но даже третий шнек насквозь льдину не пробивает. Значит, мы просто сели на подсов - кругом-то лед однолетний, метровый.

…И мы снова летим. Теперь на северо-восток. К точке, помеченной на карте у Юлина под условным номером 2.

Минут через двадцать снова подсаживаемся на лед. Бортмеханик снова выпрыгивает первым. За ним - океанологи с буром и шнеками. Томаш снова наваливается на уходящую в лед «Танаку». Бур уходит до конца. Андрей закрепляет к первому еще один метровый, а потом еще и третий. Пока наконец кончик сверла, пробив насквозь всю льдину, не проваливается в воду.

- Два семьдесят, - сообщает мне Соколов. - Но смотри, как все кругом перемолото, все в старых торосах. Здесь даже трактору не пройти, а кругом опять лед слабый - однолетний.

Тем временем Петровский пытается вынуть бур и из трех шнеков достает лишь один. Два других, видимо, наша дань Северному Ледовитому океану. То ли их плохо закрепили, то ли крепеж сломался.

Все грустно молчат, пока вертолет снова не набирает высоту.

- Будем осматривать лед хотя бы визуально, - командует Соколов.

И мы еще часа полтора кружим над разводьями, грядами торосов, тонкими, как оконное стекло, полосками ниласа. Островки двухлетнего льда есть, но они совсем крохотные - диаметром максимум пару десятков метров. Словом, вся эта каша абсолютно непригодна для высадки станции.

Вот так и закончилась первая - в два с половиной часа - ледовая разведка.

Прямо из вертолета под вопросительными взглядами полярников мы поднимаемся на капитанский мостик.

Чилингаров все понимает и без слов - по нашим лицам. Но для порядка спрашивает:

- Ну, как?

- Ничего хорошего, - сразу выстреливает Соколов.

- Значит, едем наверх - на 76°04', - Чилингаров умеет быстро принимать решения.

- Знаешь, кому везет с первого раза? - не теряя оптимизма, тихонечно спрашивает меня начальник научно-оперативного отряда. - Правильно, дуракам. Значит, мы таковыми не являемся. И это обнадеживает.

Новый вылет в 6 утра. Надо не упустить светлое время.

И снова три с половиной часа в воздухе.

- Обследовали гигантскую сморозь с вкраплениями двухлетнего льда, но преобладает однолетний, - докладывает Ягубов. - Опять торосы. Опять живого места нет: бугор - низина, бугор - низина.

Чилингаров командует:

- Ночью идем на северо-восток, в третий намеченный район, а в 23.30 - чтоб максимально использовать светлое время - летим.

А я вспоминаю, как осенью 2005 года, когда искали пристанище для «СП-34» (начальником той станции был тот же Томаш Петровский), мы чуть ли не неделю рыскали приблизительно в этом же районе Северного Ледовитого океана и уже почти отчаялись найти хорошую льдину и двинулись обратно, на запад - в сторону Мурманска, потому что «Академик Федоров» спешил в Петербург, чтобы не сорвать очередную антарктическую экспедицию. Льдину для станции мы нашли в самый последний момент, уже на пути домой - выше мыса Арктического, северной оконечности архипелага Северная Земля, в 560 километрах от точки полюса. Нашли только после того, как десятки часов ледовые разведчики висели в воздухе, обследуя огромный, площадью свыше 12 тысяч квадратных километров, район океана.

Ну а сегодня, 9 октября 2010 года, за два полета всего-то осмотрели максимум одну тысчонку квадратных километров.

А еще вспоминаю наш вчерашний разговор с начальником «СП-38».

- Еще не было в истории ни одной полярной экспедиции, чтобы почти вся станция уже была собрана на палубе ледокола, - говорил Томаш. - Мы 13 домов собрали. Ребята уже постельные принадлежности постелили. Мы трактора заправили. «Бураны» заправили. У нас стопроцентная готовность к высадке.

…За иллюминаторами уже ночь. «Россию» снова трясет так, что ноутбук норовит соскочить со стола. За кормой «России» снова скрежет льдов. Из-под ее корпуса в свете судовых огней начинают выскальзывать довольно увесистые «тортики» - осколки толщиной метра по полтора. И это тоже обнадеживает.


Этот везучий Чилингаров

То, что начальник нашей экспедиции везучий, известно давно. Стоило ему в ночь с субботы на воскресенье первый раз самому полететь на ледовую разведку, как тут же нашли льдину для «СП-38». Мало того что нашли, так еще в какой день: три десятки - 10.10.10.

Нашли ее на 76-й широте и на 175-м меридиане уже в другом полушарии - западном, куда «Россия», преодолев 180-й меридиан, вышла в 3.30 ночи.

Приблизительно в это время ледовые разведчики во главе с руководителем нашей экспедиции и вступили на льдину, за которой по спутниковым снимкам уже второй месяц следит океанолог Владимир Бессонов - крупнейший в России специалист по расшифровке ледовых карт, полученных из космоса.

На льдину толщиной около двух метров и площадью 8 на 12 километров во время разведывательного полета было совершено пять посадок: океанологи хотели убедиться в том, что она достаточно прочна.

За несколько часов на «Буране» удалось обследовать льдину и в двух километрах от края выбрать две перспективные площадки для строительства станции, наметить дороги для тракторов.

Такого что-то я не припомню: уже на второй день поисков подходящей для станции «земли» она была найдена. Порой эти нервные и кажущиеся бесперспективными поиски продолжаются и неделями: как, например, пять лет назад, когда мы высаживали того же Томаша Петровского на «СП-34».

- Льдина устраивает на все сто, - доложил Томаш Петровский Чилингарову, как только после полета поднялся на мостик, с которого руководитель экспедиции не уходит, похоже, ни днем ни ночью. - Я считаю, лучшая из всех, на которых в этом веке работали российские дрейфующие станции.

Томаш знает, о чем говорит: он был начальником «СП-34», зимовал на «СП-36», а этой весной на той же «России» ходил снимать с осколков льдины «СП-37».

10 октября уже к полудню атомный ледокол «Россия» подошел к месту высадки станции - встал на меридиане Колючинской губы. Но в это время в этих просторах уже началась ночь - на атомоходе, напомню, жизнь идет по московскому времени.

Температура резко понизилась - до минус 10, а наш синоптик Андрей Шаронов на завтра прогнозирует минус 18.

Так что выгрузка началась в ночь с воскресенья на понедельник. А на льдину предстоит перебросить около 300 тонн разных грузов - работать придется на морозце.

У меня есть маленький повод для гордости: еще до первого нашего полета я предсказал, что лишь третья разведка окажется счастливой. Во-первых, бог любит троицу. Ну а во-вторых, я не сомневался: после двух неудачных разведок нетерпеливый Чилингаров не выдержит и полетит сам. А он обычно выигрывает.

Так что в воскресенье в 17 часов в салоне капитана очередное диспетчерское. Но настроение у всех не такое, как накануне.

- Кто не верил, что льдину найдем? - улыбается Чилингаров.

- Первым делом освобождаем корму - оттуда сгружаем вертолетом три домика, - сообщает Петровский. - Можем сделать это еще до швартовки. Будем работать и в светлое, и темное время. В светлое время вертолет работает - грузы снимает с борта на льдину. В темное - растаскиваем грузы по станции.

- В льдине очень много тепла, - заметил Владимир Соколов. - Верхний слой промерз, а внизу вода. Так что осторожно… И нужна схема расстановки домов.

- Мы площадки с двух сторон осветим. Еще люстры повесим, - сообщил главный механик ледокола Борис Абалаков. - Так что у борта светло будет и ночью. Я двух механиков и одного электромеханика снимаю с вахты - они в вашем распоряжении.

Для экипажа помощь полярникам в высадке станции - дело не новое. Летом 2007 года тот же капитан «России» Олег Щапин высаживал «СП-35». Весной нынешнего атомоход снимал «СП-37».

Воскресный вечер мы на радостях провели с Чилингаровым в бассейне: он на «России» шикарный - три на девять метров. И вода - забортная.

- В Баренцевом море купались, в Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском купались. И вот теперь - в Чукотском, - сказал Артур, как морж выныривая из воды и поглаживая свою знаменитую бороду.

- И можно хвастаться: мы такие закаленные, что не моргнув, запросто ныряли в воду самых холодных на земле морей, - вставляю я.

Спалось неважно. Всю ночь гудел вертолет.

Не зря говорят: понедельник - день тяжелый.

К утру уже четыре домика стояли на льдине в двух километрах от «России», там, где Томаш Петровский обозначил лагерь будущей станции.

Снег валил такой, что даже с мостика было трудно разглядеть домики из желтой бакелитовой фанеры - крохотные темные кубики. Но на одном из них светил огонек. Сначала я думал - это просто какой-то мираж. Оказалось, ночью механики запустили станционную дизельную, и над ней уже вспыхнул фонарь. А дизельная - сердце любой дрейфующей станции. В понедельник утром сердце «СП-38» забилось.

По расчетам Артура Чилингарова - он отправился в Арктику, взяв на несколько недель отпуск в Госдуме, - на выгрузку уйдет дней пять. Так что есть шанс, что в ближайшую пятницу новая российская дрейфующая станция передаст первую метеоинформацию на Большую землю. А именно с передачи первой метеосводки станция начинает свою официальную жизнь.

- Не торопись с прогнозами, - недовольно заметил мне начальник экспедиции. - Арктика всегда непредсказуема.


Владимир СТРУГАЦКИЙ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 12.10.2010
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Октябрь 2010 22:34

Арктика: полярники начинают обживать новую льдину
Государственный интернет-канал "Россия" | Автор: Виталий Акиньшин | 13.10.2010 06:58 | http://www.vesti.ru/doc.html?id=399492&cid=7

В Арктике проходит выгрузка на льдину российской полярной станции. До пятницы с борта атомохода "Россия" предстоит вертолётом доставить около трехсот тонн грузов. Это жилые и технические помещения, научное оборудование, топливо и продовольствие для 15 полярников. На льдине им предстоит провести около года.

Атомный ледокол "Россия" с едва заметной человеческому глазу скоростью подходит к льдине, которую искал последние трое суток. Огромный атомоход нужно подвести так, чтобы не расколоть ледяное поле. Эту ювелирную работу капитан берет на себя. И только когда становится ясно, что все получилось, ледокол замирает.

"Сейчас, в данный момент, мощность снижена до минимальной – 20 процентов и начали выгрузку дрейфующей станции на лед. Проблем, ни каких, не составит дать задний ход и уйти с этой льдины, не навредив, ни льдине, ни людям, находящимся здесь", - объясняет Сергей Шиловский, второй помощник капитана атомного ледокола "Россия".

Около 200 тонн груза полярной станции необходимо выгрузить в кратчайшие сроки. Светлое время суток стремительно сокращается. Трактора, домики, провизия, научное оборудование и топливо сгружается прямо на лед. Палубный МИ-8 работает без посадки. Тяжелейший труд и высочайшее мастерство пилотов.

Работы время от времени останавливаются, чтобы еще раз убедиться, что груз закреплен надежно, а люди в безопасности.
"Техника безопасности, безопасность станции, людей – это основное здесь. Но, сложности есть. Вот сейчас только не получилось. Вертолет не смог взять на подвеску дизель-электростанцию, топливо. Круглосуточная работа и днем и ночью. День короткий", - говорит Артур Чилингаров, руководитель экспедиции "Арктика–2010".

Место расположения станции на льдине, примерно в полукилометре от ледокола. Первые домики появились здесь уже в первые часы после остановки атомохода.

Работы по выгрузке полярной станции СП-38 идут полным ходом. В данный момент эти домики, пока, расставлены хаотично. Затем, они будут выстроены в специальном порядке. В общей сложности, полярная станция займет территорию, на льдине, примерно в полторы тысячи квадратных метров.

Томаш Петровский, руководитель полярной станции СП-38. Он руководит выгрузкой и распределением груза в месте стоянки полярной станции. Бытовые помещения, научные лаборатории, топливный склад, все должно быть расставлено в четко обозначенных местах. Лишь после этого полярники займутся обустройством быта.

"Начнем обустраивать домики, подключать электричество, строить кают-компанию. У нас она еще не построена. Место выбрано вот там. Но, это когда все перевезем. Они будут стоять, чтобы под ними был продув", - говорит Томаш Петровский, руководитель дрейфующей полярной станции СП-38.

Полностью выгрузку станции участники экспедиции планируют завершить к вечеру пятницы. Это в том случае, если свои коррективы в работу не внесет строптивая арктическая погода, которая в этих широтах меняется в считанные часы.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Октябрь 2010 09:24

Сегодня утром флаг России поднят на "Северном полюсе-38"
15 октября 2010, 10:00
http://www.b-port.com/news/archive/2010-10-15-10/

Дрейфующая станция "Северный полюс-38", оборудование которой уже выгружено на ледовое поле в Чукотском море с борта атомного ледокола "Россия", официально открыта сегодня, 15 октября.

Церемония началась в 9.00 по Москве с выступления руководителя экспедиции на "России" Артура Чилингарова и начальника СП-38 Томаша Петровского, которые произнесли речи с импровизированной трибуны, сделанной из больших саней.

Затем Петровский и два самых молодых члена его команды - 27-летний повар Дмитрий Митьковец и 23-летний океанолог Андрей Балакин - под звуки российского гимна подняли на льдине флаг России, передало РИА Новости.

Напомним, Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах.

Работа предыдущей станции СП-37 была завершена раньше, чем планировалось. Льдина, где она находилась, начала дрейфовать по необычному маршруту - ее не вынесло в пролив Фрама (между Гренландией и Европой), а "забросило" к берегам Канады.

Начальник СП-38 - главный специалист отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ 53-летний Томаш Петровский - инженер-океанолог и опытный полярник. В частности, он возглавлял станцию "Северный полюс-34", работавшую с 19 сентября 2005 года по 28 мая 2006 года, дрейфовал на СП-36.

СП-38 будет еще и "полигоном" для испытания нового научного оборудования. Данные о глубинах, другие измерения будут вместе с данными специализированной экспедиции на судне "Академик Федоров" использоваться для доказательств принадлежности России арктического шельфа.

В числе задач экспедиции - проверка работоспособности российской навигационной систему ГЛОНАСС в условиях высоких широт.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Октябрь 2010 09:28

15.10.2010

Сегодня, в 9 часов 30 минут по московскому времени, на дрейфующей станции "Северный полюс - 38" был поднят Государственный флаг России. Станция открыта. На 15 часов по московскому времени запланирован отход а/л "Россия" от ледового поля курсом на Певек, откуда затем часть личного состава экспедиции направится самолетом в Санкт-Петербург.

Пресс-служба ААНИИ 15 октября 2010г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Октябрь 2010 11:46

Российские полярники готовятся к зимовке на дрейфующей станции
Государственный интернет-канал "Россия" | Автор: Виталий Акиньшин | 15.10.2010 23:35 | http://www.vesti.ru/doc.html?id=400305

В пятницу в Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс - 38". На льдине в Чукотском море под звуки гимна был поднят российский флаг. Оборудование и экипаж к ледовой платформе доставил атомный ледокол "Россия". За несколько дней с него вертолетом выгрузили на льдину два десятка жилых и технических домиков, тракторы, снегоходы, запасы топлива и продовольствия.

Палубный вертолет Ми-8 атомного ледокола "Россия" доставляет на борт последний уже выгруженный контейнер. Позади долгие часы работы в воздухе. Он лишь изредка садился для того, чтобы пополнить запас топлива. Выгрузка дрейфующей станции СП-38 завершилась ровно в срок. Научное оборудование, жилые и рабочие домики, баню полярники начали приводить в рабочее состояние. Но первым делом электричество.

"Домики пока не подключены. Вы видите, там кабеля пока раскинуты. В дальнейшем здесь будут стоять столбы и эти кабеля будут на столбах", - показал работник станции.

Сергей Черняев на СП-38 отвечает за электроэнергию. О работе дрейфующей станции, кажется, знает все. Несмотря на то, что попал сюда впервые. Начитавшись книг о полярниках в юности, полжизни пытался осуществить мечту.
"Я сюда пытался попасть 20 лет. Вы не поверите! Я писал письма, приезжал в институт в отдел кадров. Мне тогда было 30 с небольшим. Мне сказали так: "Ну, что тебе плохо живется? Ты работаешь на железной дороге. Вам уже за 30 - это первый звонок. Вам уже поздно". Так вот как получается в жизни, что в 30 уже поздно, а в 50 в самый раз!" - рассказал начальник дизельэлектростанции СП-38 Сергей Черняев.

Кухня для столь долгой экспедиции вещь едва ли не главная. Дмитрий Митьковец на льдине будет шеф-поваром. Показывая свои владения, говорит, что в его запасниках есть все. Вплоть до шампанского и ананасов.
"К сожалению, пока вот так. Не было времени навести порядок. Очень много продуктов – мало места, придется как-то выкручиваться. Здесь теплый склад, продукты, которые боятся мороза. Овощи, консервы, чай, конфеты, печенье, пряники, гастрономия, бакалея - все", - показал свои владения Дмитрий Митьковец, повар СП-38.

В ближайшие дни на станции появится и кают-компания, поэтому вопрос, как проводить свободное время, здесь, похоже, решен.

Ведущий инженер Сергей Макаров говорит: "Можно между собой общаться. Можно смотреть фильмы, у нас достаточно большая коллекция фильмов на жестких дисках. Можно заниматься спортом, книги читать. Ну, по женщинам здесь не пойдешь, не поразвлекаешься, театров нет. Опять же, между собой общаемся".

Видимо, по такому общению в долгую полярную ночь уже так скучает механик экспедиции Галий Кумышев. Опытный полярник. На этот раз приехал помочь только разгрузить станцию. Вместе с ледоколом он вернется в Мурманск. Но на следующий год поклялся остаться.

"Я уже третий раз сюда приезжаю. Тянет, конечно, но не получается. Что поделать? На следующий год, если не получится, я обязательно документы в карман положу, где-нибудь за торосами спрячусь. Пусть ледокол уходит. А меня, куда потом денут? Останусь на станции, и год буду зимовать. Это сто процентов", - решил инженер Галий Кумышев.
Примерно за 10 месяцев работ полярники проведут исследования состояния льдов и воды Северного Ледовитого океана. Передадут на континент сотни метеосводок. И, конечно же, продолжат исследование границ континентального арктического шельфа.

"Мы открываем новую российскую дрейфующую станцию, которая оснащена как современная лаборатория на льду, уникальная лаборатория. Дрейфующие станции исторически выполняют целый комплекс научно-исследовательских работ, в том числе прикладное значение всегда было, связанное с плаванием по северному морскому пути", - пояснил Артур Чилингаров, руководитель экспедиции "Арктика – 2010".

Когда над Арктикой опускаются сумерки, в свете прожекторов атомохода поднимается российский флаг - кульминация экспедиции "Арктика-2010".

Итак, флаг поднят, и с этого момента можно считать дрейфующую станцию "Северный полюс – 38" открытой. Впереди огромная работа. А пока впервые в истории освоения Арктики за полярным кругом гремит салют. В честь тех, кто начинал работу здесь, кто продолжает ее, и тех, кто придет сюда на смену СП-38.



Президент и премьер поздравили полярников с новосельем в Арктике
15.10.2010 16:06 | http://www.vesti.ru/doc.html?id=400189&cid=7

Утром Владимир Путин поздравил полярников с торжественным открытием дрейфующей станции "Северный полюс-38". Премьер позвонил на борт ледокола "Россия" Артуру Чилингарову, который возглавляет экспедицию "Арктика-2010", а сейчас руководит высадкой на льдину. Чилингаров передал команде учёных пожелания Дмитрия Медведева и Владимира Путина: оба прислали экспедиции поздравительные телеграммы.

Премьер высоко оценил профессионализм, с которым было проведено развертывание станции, и пожелал российским полярникам и исследователям успехов в работе по изучению Арктики.

Между тем, в пятницу на льдине уже установили флаг РФ, и на 15.00 по Москве был запланирован отход ледокола от ледового поля. Судно отправится курсом на г. Певек, откуда затем часть личного состава экспедиции самолетом вернется в Петербург. Экспедиция "Арктика-2010" стартовала 2 октября из Мурманска, передает "Интерфакс".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный полюс - 38

Сообщение Polarstern » 18 Октябрь 2010 22:12

padsee пишет:дирижабля и АПЛ не хватает.


Интересно, а ЛИ-2 еще летают на льдины? Больше подходит под штемпель аэропорта эскимоского поселка Паулатак

Туда еще DC-3 до сих пор летают.
Изображение
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Северный полюс - 38

Сообщение UATRI » 19 Октябрь 2010 18:34

Забилось сердце «СП-38»

... Вице-президент Ассоциации полярников, почетный полярник Владимир СТРУГАЦКИЙ передает для «Мурманского вестника» с места высадки новой российской дрейфующей станции «СП-38»:[/b][/justify]


Интересно - как автор назовет статью об эвакуации СП-38?
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Октябрь 2010 19:44

Сердце остановилось...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение Polarstern » 19 Октябрь 2010 21:13

Статьи действительно смешные, особенно такие пассажи можно понять двояко:

- Знаешь, кому везет с первого раза? - не теряя оптимизма, тихонечно спрашивает меня начальник научно-оперативного отряда. - Правильно, дуракам. Значит, мы таковыми не являемся. И это обнадеживает.


и далее:

Этот везучий Чилингаров

То, что начальник нашей экспедиции везучий, известно давно. Стоило ему в ночь с субботы на воскресенье первый раз самому полететь на ледовую разведку, как тут же нашли льдину для «СП-38».


В былые времена за такие опусы могли отправить к медведям :yess:
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Октябрь 2010 21:14

«СП-38»: флаг поднят

…Дик с Диной не могли сообразить, почему привычный уклад их жизни вдруг рухнул. Почему трап, по которому они носились взад-вперед - с палубы на льдину и со льдины снова на ледокол, где уже облюбовали себе место на мягком коврике у входа в столовую команды (ближе к камбузу жизнь сытней), - вдруг куда-то исчез.

«Как же они там будут?»

В растерянности они постояли у борта, все еще надеясь, что каким-то образом на «Россию» попадут, потом лениво друг на друга порычали и даже приняли стойку для драки: разноглазый Дик - правый глаз у него голубой, как у хаски, а левый обычный, с коричневатым отливом, - рыкнул на свою рыжую пушистую подругу. Но потом, видать, решил, что сейчас не до драки и, задрав голову вверх, пора полюбопытствовать, что же там, на высоченном черном борту, случилось такое, что чуть ли не весь экипаж выстроился у борта и машет руками не то им, не то тем, кто стоит чуть в стороне от ледокола - возле флагштока с красно-голубовато-белым полотнищем, где еще утром было многолюдно и шумно.

Тот день, наверное, был самым шумным в жизни двух полярных лаек. Да и сейчас, когда они замерли у борта, стальная громадина вдруг дала три долгих зычных гудка и заиграла какая-то громкая музыка - марш «Прощание славянки».

А у борта рядом со мной стояли судовые матроны - буфетчицы, камбузницы, дневальные - и причитали:

- Ну как же они жить-то на льдине будут?! Там же холодно - замерзнут.

Уступившая нам свою каюту буфетчица Ольга чуть не плакала:

- Хорошо хоть, я им два мешка сухариков успела насушить.

Судьба двух полярных лаек волновала женскую половину экипажа куда больше, чем судьба тех пятнадцати ребят, что стояли сейчас на льдине и махали руками вслед удаляющейся «России», тех пятнадцати, кто остался на льдине на год зимовки.

- Да я бы ни за какие деньги - хоть озолоти - на льдине зимовать не остался, - сказал вдруг кто-то из матросов. И для убедительности добавил: - Даже если бы с голоду подыхал.

Митинг, торт и телеграммы

Экипаж ледокола жил уже в предвкушении отпуска: через недельку после четырех месяцев налаженного судового быта возвратятся из Чукотского моря в Мурманск, там уже ждет смена, и на четыре месяца домой - кто в Питер, кто в Москву, кто к себе в деревню в Белгородскую область, где жене уже надоело возиться с внучками, а для кого-то и заполярный Мурманск - дом, правда, таких на ледоколе немного.

«Россия» уходила от льдины в конце пятницы, в 23.00 по Москве. Уходила, высадив новую российскую дрейфующую станцию - «Северный полюс-38».

Пятница оказалась суматошной.

С утра, когда день сменялся подступающей по Москве ночью (я уже писал, что ледокол живет по московскому времени, он перебирается через меридианы, из одного часового пояса в другой, и замаешься каждый раз сдвигать судовые часы - проще, где бы атомоход ни шел, жить по Москве), начали сооружать трибуну для митинга. А вскоре под светом судовых прожекторов на трибуне выстроилось все экспедиционное начальство во главе с Чилингаровым, и Артур Николаевич, закрыв, на «радость» телеоператорам, свое лицо рупором, через который он только что кричал «Российской Арктике - ура!», заговорил о том, что он счастлив, что этот день наступил и что «СП-38» благодаря слаженной работе моряков, вертолетчиков и полярников - словом, всех участников экспедиции - готова нести научную вахту в бескрайних ледяных просторах, а Россия была, есть и будет ведущей полярной державой…

Потом - подъем флага, громадный торт (экипаж подарил полярникам шикарный наполеон). Потом короткое, но искреннее выступление начальника «СП-38» Томаша Петровского. Томаш сказал, что, когда с помощью той же «России» минувшим летом снимали полярников «СП-37» с расколотой льдины, никто и предположить не мог, что уже осенью удастся высадить следующую дрейфующую станцию, и удалось это только благодаря усилиям и энергии неугомонного Артура Николаевича Чилингарова…

А потом в радиорубку посыпались поздравительные телеграммы из Москвы. И в 10.50 сам Путин позвонил Чилингарову прямо на ходовой мостик ледокола. И радующийся этому звонку Артур, доложив об успехах экспедиции, в конце разговора весело сообщил премьеру: «Владимир Владимирович, из каких только полярных широт я вам за последние годы не звонил!» Чилингаров уже хотел заняться перечислением - напомнить, как в 2002-м звонил с Северного полюса, где удалось открыть первую в нынешнем веке российскую дрейфующую станцию, звонил в 2007-м с Южного полюса, куда мы впервые долетели на двух вертолетах, - но то ли спутник в самый неподходящий момент ушел и связь прервалась, то ли премьер счел, что разговор закончен, только точку пришлось поставить без напоминания о наших славных подвигах во имя Оте­чества.

Почти новогодняя ночь

А тем временем все полярники «СП-38» уже перекочевали к себе на льдину и собрались к одному из тринадцати построенных еще на палубе ледокола домиков, взялись за громадный торт, решив, конечно, отметить первый день жизни станции.

Томаш привез и меня на станцию на «Буране». Перед тем как заглянуть на общее сборище, мы отправились к нему в домик, покрашенный внутри белой масляной крас­кой, что явно непривычно - обычно стены желтоватого цвета бакелитовой фанеры. Но Томаш мечтал, чтобы в домике было уютно. И похвастался, что печка уже урчит - в доме плюс 23, что уже даже электропровода развешены на столбах, ну а то, что кают-компанию не успели построить, как он планировал, до отхода ледокола, так виной тому пурга, нежданно нагрянувшая в наши высокоширотные края.

Станцию открыли на 76-й параллели - к северо-востоку от острова Врангеля, в точке 76 градусов 07 минут северной широты и 176 градусов 40 минут западной долготы.

- Люда зачем-то всучила пуховое одеяло, - жаловался Томаш. - Я не хотел брать - у нас же синтепоновых одеял хватает. Но ты же мою жену знаешь…

А заехали мы в домик начальника станции, чтобы взять к общему столу пару бутылок шампанского, которое, конечно, оказалось ни к селу ни к городу: полярный народ и без шампанского всегда найдет что выпить, ну а чем закусить - было: наполеон судовой пекарь Лидия Волина испекла замечательный - не поленилась раскатать множество коржей, щедро промазать их кремом, - точно такой, какой в нашем детстве пекли к Новому году.

Когда мы топали с Томашем в темноте по скользким буграм к домику, где собралась вся станция, ощущение было, что сейчас новогодняя ночь. Вдали, на горизонте, разукрашенная огнями и люстрами, словно новогодняя елка, сияла «Россия», над нами звездное полярное небо - и тишина. Все-таки ради таких минут стоило две недели топать через все пять наших арктических морей в самые высокие на земле широты!

На «СП-38» - через Интернет

…За столом все кричали, перебивая друг друга. Инженер Сергей Копту наяривал на баяне, а электронщик Никита Кузнецов бил в бубен: «Мы будем пить за тех, кто на земле». Томаш откупоривал бутылку шампанского под призывы своего зама по науке разбить ее на счастье. Кто-то сообщил, что у Кузнецова сегодня двойной праздник - именно в день открытия станции он стал отцом. Никиту, конечно, все дружно поздравили, стали спрашивать, кто родился - мальчик, девочка? - но потом оказалось, что пока никто не родился: просто жену отвезли в роддом. Но это никого особо не смутило.

- Родится - куда же денется, - философски заметил доктор.

А тем временем я заметил, как ловко молоденький повар - Дмитрию Митьковцу всего 27 лет - нарезает торт. Оказалось, что у себя в Петрозаводске Дима успел поработать в лучших ресторанах, он еще и пекарь-кондитер, а «на льдине оказался через Интернет» - прочитал объявление и послал в Институт Арктики и Антарктики свои данные. Кстати, Дима был одним из тех, кто вместе с Томашем поднимал флаг России на митинге в честь открытия станции. На радость Чилингарова, он оказался не только одним из самых молодых, но и каким-то образом членом партии «Единая Россия», о чем Артур, конечно, не преминул напомнить с трибуны и даже сообщил Грызлову, когда глава Госдумы еще до митинга звонил на «Россию», чтобы всех поздравить.

Начальник и его пчелы

Торта я успел съесть лишь маленький кусочек: Томашу хотелось поскорее отвезти меня на ледокол, а самому вернуться на станцию и наконец хоть пару часов за последнюю неделю поспать. «СП-38» уже начала жить по времени своего меридиана: когда у нас на ледоколе день и подступает кромешная тьма, на станции - ночь.


Но Петровский - человек, к такому ритму жизни во время высадки станций привычный. Он был начальником «СП-34» (высаживали ее в 2005-м с борта «Академика Федорова»), зимовал на «СП-36», летом снимал «СП-37» и уже после этого хотел отправиться к себе в деревню, в Белоруссию, где он разводит пчел и где живет старенькая мама, как вдруг решился вопрос с организацией «СП-38» и ему предложили ее возглавить.

- Из-за этого я вместо двух тонн меда собрал всего 200 кило, - сокрушается Томаш.

Жизнь у него на ледоколе была столь суетной, что за две недели мы даже не успели посидеть спокойно и попить чайку с медом нового сбора.

- Прежде чем согласиться на зимовку, я поехал к маме. Мама сказала: «Томаш, сам решай. Умру без тебя - похоронят». Ну а Люду уже пришлось поставить перед фактом. Ей не привыкать.

С Томашем мы знакомы почти тридцать лет - в 1983-м, когда еще он был курсантом-океанологом, встретились в Певеке во время труднейшей навигации: тогда в Чукотском море даже атомные ледоколы не могли вытащить из ледовых тисков застрявшие суда, затонула «Нина Сагайдак». А потом я прилетал к нему на «СП-33» и Томаш рассказывал, как перед Новым годом их льдину раскололо, полынья образовалась посреди станции и тем, кто оказался на другом берегу, из кают-компании еду и закуски к праздничному столу переправляли по тонкому льду в тазике на веревочке - пока полынья не подернулась крепким льдом, другой переправы не было.

- Вот кончится эта суета, скачаю из Интернета карту звездного неба и буду звезды в свободное время изучать, - мечтал Томаш, когда я залезал в прицепленные к его «Бурану» сани.

Чудеса прогресса

Ну а мне надо садиться за ноутбук и готовить репортаж об открытии станции.

В моем гроссбухе уже исписаны чуть ли не все страницы.

Есть и рассказ о беспилотном летательном аппарате, который будет работать на станции. Он позволяет получать телевизионную картинку ледяного покрова как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах, то есть и ночью и днем с высоты до трех километров проводить метео­рологические наблюдения - раньше их выполняли на больших высотах аэрологические зонды.

О беспилотниках мне рассказывал утром начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов. Институт впервые в России стал применять их в Арктике - прежде всего для безопасности полярников: аппарат способен дать картину распределения окружающих станцию льдов, а значит, заранее предупредить о подвижках и разломах.

- Этот аппарат является телеметрическим управляемым комплексом для дистанционного исследования ледяного покрова и атмосферы, - поясняет начальник экспедиции.


Кстати, как раз сегодня, 18 октября, в ААНИИ начнется двухдневная конференция, посвященная применению беспилотников в полярных экспедициях.

- Я на ней должен был выступать, но, к сожалению, в Мурманск мы возвращаемся позже, - сожалеет Соколов и добавляет, что на «СП-38» заработает отлично оснащенный телеметрический комп­лекс для обследования с высоты птичьего полета не только ледяного покрова, но и подводной части льдины.

Кстати, заниматься теплометрическим комплексом будет еще один молодой инженер - Никита Кузнецов, для которого эта СП - первая. Из пятнадцати полярников «СП?38» десять в Арктике впервые. Так что Томашу предстоит нелегкая зимовка.

Хорошо хоть, его заместитель по науке Виктор Харитонов - человек бывалый. Во-первых, он из-под Архангельска, с Пинеги, - северный народ к трудностям привычен. Во-вторых, он работал в сезонах на «СП-33» и «СП?35», занимался термобурением, изучением прочностных характеристик льда, ходил в Антарктику, участвовал в санно-тракторном походе с полюса холода - станции Восток - в Мирный. На «СП-38» он будет заниматься в том числе и изучением температурного режима льда на протяжении зимовки.

Есть на станции и новейший эхолот для изучения шельфа Северного Ледовитого океана. С его помощью будут продолжены те работы, которые в последние месяцы проводились с борта научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» во время недавней экспедиции «Шельф-2010». Полярники проведут сбор данных о границах российского шельфа. Данные эти лягут в основу заявки России на владение громадными подвод­ными территориями самого сурового океана нашей планеты.

Первый тост - за льдину

Станция снабжена всем необходимым на ближайший год автономной работы в Северном Ледовитом океане. 300 тонн грузов переброшено с ледокола «Россия» на льдину размером 8 на 12 километров. Ну а долгий ли век уготован этой теперь уже обжитой «земле», к сожалению, от людей не зависит. Все зависит от норова Арктики.

- Давайте сначала выпьем за ту женщину, которая нас приютила… За нашу льдину.

Это был первый тост полярников дрейфующей станции «Северный полюс-38» 15 октября - в день ее открытия.



Владимир СТРУГАЦКИЙ, спецкор «Смены», Северный Ледовитый океан, дрейфующая станция «СП-38» - борт ледокола «Россия»
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Октябрь 2010 20:30

Атомный ледокол «Россия» высадил ученых на новую дрейфующую станцию «Северный полюс - 38»
25.10.10 20:33
http://www.tv21.ru/index.php?menuid=1&newsid=23303

В Мурманск вернулся атомный ледокол «Россия». В высокие широты Арктики он доставил технику и группу ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. Очередная экспедиция находится на особом контроле у Президента и главы Правительства страны. Накануне при обсуждении госбюджета на ближайшие два года депутаты поднимали вопрос о финансировании проектов, связанных с развитием Северного морского пути. Сегодня в Мурманске полярников приветствовал депутат Государственной Думы от Мурманской области Игорь Чернышенко.

Экипаж «России» встретили у родного причала накануне ночью. Сегодня утром — пресс-конференция. Первое слово дали не морякам, а депутату Госдумы. У Игоря Чернышенко хорошая новость — в Москве решили, что Россия сохранит ведущие роли на Севморпути. Первоочередная задача — выделить финансирование на атомоходы нового поколения.
Впрочем, и в этом году новую экспедицию не планировали из-за недостатка финансов. Напомним, этим летом ученых сняли с дрейфующей станции «Северный Полюс — 37». Она начала разрушаться раньше времени. Распоряжение об открытии «СП-38» поступило из Кремля неожиданно. Станцию собрали в рекордные сроки — за 2 месяца. Самым сложным оказалось найти подходящее ледяное поле.
Среди тех, кто бывает в Арктике, родилось понятие - климатическая эпоха. Ожидается, что в ближайшие годы навигация будет более легкой — льды тают, но, с другой стороны - скорость дрейфа увеличивается до 30 км в сутки. Предполагают — новая станция «Северный Полюс -38» сохранится в течение полутора лет.
Сейчас атомоход «Ямал» готовится к постановке в док, а «Россия» - в очередной рейс.
Тем временем чиновники и специалисты «Атомфлота» работают над программой развития Севморпути. В первую очередь это строительство трех новых атомных ледоколов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Октябрь 2010 08:56

 20101017_flag.jpg
Личный состав станции
    № ФИО Должность
    1 Петровский Томаш Валерьянович Начальник
    2 Харитонов Виктор Витальевич Заместитель начальника по науке
    3 Овчинников Сергей Александрович Ведущий аэролог
    4 Кузнецов Никита Михайлович Ведущий инженер
    5 Зиновьев Никита Сергеевич Ведущий инженер-метеоролог
    6 Бобков Илья Алексеевич метеоролог
    7 Балакин Андрей Александрович Океанолог
    8 Гребенников Алексей Сергеевич Ведущий инженер по связи
    9 Панов Леонид Владимирович Ведущий ледоисследователь
    10 Копту Сергей Александрович гидрограф
    11 Черняев Сергей Викторович Начальник ДЭС
    12 Бурмистров Владимир Николаевич Инженер 1 кат. ДЭС
    13 Лызь Николай Петрович Инженер 1 кат. ДЭС
    14 Митьковец Дмитрий Викторович Инженер-технолог(повар)
    15 Ромашин Сергей Александрович Врач

http://www.aari.ru/resources/d0014/np38 ... son&lang=1
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Северный полюс - 38

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Декабрь 2010 14:34

16.12.2010 | Информация о высокоширотной арктической экспедиции ГУ «ААНИИ» Росгидромета за период с 9 по 15 декабря 2010 года | http://www.aari.ru/main.php?id=1&sub=0&prms=idnew:686

Дрейфующая станция «Северный полюс-38»:
15 декабря в 8:00 по московскому времени координаты составили 77° 53,8 с.ш., 176° 58,8 в.д.
За отчетную неделю общий дрейф составил 51,4 км, генеральный дрейф – 14,5 км в направлении 311о.
С момента открытия станции общий дрейф составил 648,8 км, генеральный дрейф – 236,8 км в направлении 329о.
Средняя температура воздуха: -21,2°С.
Ведутся специальные ледовые, метеорологические, гидрографические, океанологические, аэрологические наблюдения.
Материалы наблюдений поступают в подразделения ААНИИ для оперативно-тематического использования.
Передача информации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствии с программой.
Все оборудование связи в исправном состоянии.
Дизельгенераторы и вся транспортная техника в рабочем состоянии.
Личный состав станции здоров.
В районе станции в последнюю неделю наблюдаются интенсивные, разноцветные полярные сияния.
Пресс-служба ААНИИ 16 декабря 2010 года.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный полюс - 38

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2011 14:37

Пресс-служба ААНИИ: http://www.aari.ru/news/news.php


13.01.2011 Информация о высокоширотной арктической экспедиции ГУ «ААНИИ» Росгидромета за период с 6 по 12 января 2011 года

Дрейфующая станция «Северный полюс-38»:
12 января в 8:00 по московскому времени координаты составили 78о 55,6 с.ш., 172о 40,9 в.д.
За отчетную неделю общий дрейф составил 74,5 км, генеральный дрейф – 49,9 км в направлении 302о.
С момента открытия станции общий дрейф составил 918,7 км, генеральный дрейф – 387,6 км в направлении 328о.
Ледовая обстановка – без изменений.
Средняя температура воздуха: -21,6оС.
Ведутся специальные ледовые, метеорологические, гидрографические, океанологические, аэрологические наблюдения.
Материалы наблюдений поступают в подразделения ААНИИ для оперативно-тематического использования.
Передача информации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствии с программой.
Все оборудование связи в исправном состоянии.
Дизельгенераторы и вся транспортная техника в рабочем состоянии.
Личный состав станции здоров.
Пресс-служба ААНИИ 13 января 2011 года.


21.01.2011 Информация о высокоширотной арктической экспедиции ГУ «ААНИИ» Росгидромета за период с 13 по 19 января 2011 года

Дрейфующая станция «Северный полюс-38»:
19 января в 8:00 по московскому времени координаты составили 78о 49,4 с.ш., 175о 25,2 в.д.
За отчетную неделю общий дрейф составил 87,8 км, генеральный дрейф – 60,4 км в направлении 100о.
С момента открытия станции общий дрейф составил 1006,4 км, генеральный дрейф – 343,0 км в направлении 335о.
Ледовая обстановка – без изменений.
Средняя температура воздуха: -21,0оС.
Ведутся специальные ледовые, метеорологические, гидрографические, океанологические, аэрологические наблюдения.
Материалы наблюдений поступают в подразделения ААНИИ для оперативно-тематического использования.
Передача информации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствии с программой.
Все оборудование связи в исправном состоянии.
Дизельгенераторы и вся транспортная техника в рабочем состоянии.
Личный состав станции здоров.
Пресс-служба ААНИИ 21 января 2011 года.


28.01.2011 Информация Высокоширотной арктической экспедиции ГУ «ААНИИ» о дрейфующей станции «Северный полюс-38» за период с 20 по 26 января 2011 года

26 января в 8:00 по московскому времени координаты составили 78 0 41.3 с.ш. 176 049.3 в.д.
За отчётную неделю общий дрейф составил 58.3 км, генеральный дрейф – 34.2 км в направлении 116 0.
С момента открытия станции общий дрейф составил 1064.7 км, генеральный дрейф – 314.6 км в направлении 338 0.
Ледовая обстановка: ледовая обстановка в пределах видимого горизонта без изменений.
Ледовые исследования: 25 января на ледовом полигоне проведена толщиномерная съемка в полном объёме (36 точек): средняя высота снежного покрова составляет 14 см, максимальная - 26 см.
Средняя толщина ледяного покрова составляет 137 см, максимальная - 196 см, минимальная - 113 см.
По сравнению с данными первого измерения 28.10.10 средняя толщина льда увеличилась на 52 см.
В период с 21 по 25 января выполнено измерение температуры ровного льда в пяти точках. По данным измерений была выполнена оценка глубины расположения нижней границы льда во всех пяти точках.
Минимальная температура на поверхности ледяного покрова составила -26.3 °с.
Продолжает функционировать автономный буй (imbb - ice mass balance buoy) по определению ледовой массы и атмосферных параметров.
Информация по толщине снежного покрова и льда, распределению температуры в толще льда, атмосферному давлению и температуре воздуха поступает в ААНИИ в реальном масштабе времени для оперативно-тематического использования и в национальные и международные системы сбора данных посредством спутниковой системы АРГОС для дальнейшего использования в синоптических численных моделях океана и атмосферы.
Динамика ледяного покрова: сейсмическими датчиками, расположенными в пяти регистрационных пунктах, ведется непрерывная запись волновых колебаний ледяного покрова. В указанный период преобладали колебания ледяного покрова с частотами 0.015-0.08 гц.
Продолжается десятиминутная непрерывная регистрация координат станции в автоматическом режиме. Метеорология: продолжаются стандартные метеорологические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью и направлением ветра, температурой подстилающей поверхности и составляющими радиационного баланса.
Температура воздуха: средняя - минус 26.1 0с; минимальная - минус 34.5 0с; максимальная - минус 17.0 0с;
Скорость ветра: средняя - 4.4 м/с; максимальная - 12.0 м/с.
Давление: среднее - 1008.2 гпа; минимальное - 991.0 гпа; максимальное - 1019.1 гпа.
Передача метеоинформации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствие с программой.
Специальные метеорологические наблюдения: произведено три эксперимента по изучению пограничного слоя атмосферы. Два - при помощи аэростатного зондирования до высоты 1155 и 500 м соответственно и один эксперимент посредством вывешивания датчиков через каждые 50 м до высоты 300 м для регистрации метеорологических параметров (температура и относительная влажность воздуха, скорость и направление ветра).
Продолжаются наблюдения за пульсациями скорости ветра в 2-х метровом слое атмосферы.
Выполняются измерения и регистрация составляющих радиационного баланса снежно-ледяной поверхности и регистрация концентрации озона и углекислого газа в приледном слое.
В основные метеорологические сроки проводятся измерения температуры подстилающей поверхности инфракрасным радиометром. Ведутся непрерывные наблюдения и регистрация высоты облачности комплексом "lidar", осредненные за час наблюдения поступают в ААНИИ для оперативного контроля.
Аэрология: произведено 9 температурно-ветровых зондирований атмосферы.
Средняя высота подъёма радиозонда 21.71 км, минимальная - 10.83 км, максимальная - 30.32 км. Средняя высота тропопаузы 8.7 км, средняя температура тропопаузы минус 65.4 0с.
Информация оперативно поступает по каналам связи в гст Росгидромета.
Произведёно 2 запуска озонозонда в рамках международного сотрудничества между ААНИИ и Институтом полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия) и программы МАТСН по изучению содержания озона в 30-километровом слое атмосферы.
Океанология: производится ежедневное глубоководное зондирование толщи океана зондом sbe 19 plus. Выполнено 7 зондирований: одно - до горизонта 1000 м, пять - до горизонтов 1200 м, одно - до горизонта 2090 м.
Ведутся наблюдения за пульсациями скорости течения, температурой воды в 2.5 метровом подлёдном слое. Продолжают функционировать: профилограф adcp whls-75 с дискретностью измерений 1 час, акустический доплеровский профилограф скорости течений whs300 в слое 0-50 м, прибор «гидра», установленный в приледный слой для измерения физико-химических характеристик морской воды с повышенной точностью и уменьшенной дискретностью в режиме работы автономной станции, измеритель sami для определения растворенного углекислого газа, доплеровский профилограф whs300 на глубине 280 м для измерения скорости и направления течений на горизонтах 180-240 м.
Материалы наблюдений в цифровом виде поступают в подразделения ААНИИ для оперативно-тематического использования.
Сбор материала для биологических исследований: 22 января произведены обловы планктона сеткой джедди в слоях воды 0-50 м и 0-100 м.
Гидрография: круглосуточно осуществляется набор статистического материала для проверки возможности приёма сигналов спутниковых навигационных систем (снс) «navstar/глонасс» и их точностных характеристик в высоких широтах с помощью приёмоиндикатора (пи) «бриз-к» по снс «navstar» (режим «gps») и пи «бриз км-к» по снс «ГЛОНАСС» (режим «glon»), по снс «глонасс/ navstar» (режим «gnss»). Средние квадратические погрешности определения места пи «бриз-к» по снс «navstar» и пи «бриз км-к» по снс «глонасс» составляют 3.3 и 29.2 м соответственно.
Работа вычислительной техники:
Организованная беспроводная (wi-fi) вычислительная сеть на базе 3 точек доступа d-link dwl3200ap, объединяющая 18 персональных компьютеров функционирует устойчиво.
Радио: ведется регулярный обмен информацией по спутниковой системе связи iridium. Телефонная связь устойчивая. Связь с ftp-сервером стабильная. Все оборудование связи в исправном состоянии.
Дизельная электростанция: дизельгенераторы обеспечивают бесперебойное энергоснабжение потребителей.
Транспорт: транспортная техника (два трактора и два снегохода) в рабочем состоянии.
Медицина: личный состав станции здоров.
Пресс-служба ААНИИ 27 января 2011 года.



04.02.2011 Информация Высокоширотной арктической экспедиции ГУ «ААНИИ» о дрейфующей станции «Северный полюс-38» за период с 13 по 19 января 2011 года

 sp_38-karta_b.jpg
2 февраля в 8:00 по московскому времени координаты составили 78о 52,9 с.ш., 177о 51,2 в.д.
За отчетную неделю общий дрейф составил 56,7 км, генеральный дрейф – 31,3 км в направлении 46о.
С момента открытия станции общий дрейф составил 1121,5 км, генеральный дрейф – 325,3 км в направлении 343о.
Ледовая обстановка – без изменений.
Средняя температура воздуха: -21,2оС.
Ведутся специальные ледовые, метеорологические, гидрографические, океанологические, аэрологические наблюдения.
Материалы наблюдений поступают в подразделения ААНИИ для оперативно-тематического использования.
Передача информации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствии с программой.
Все оборудование связи в исправном состоянии.
Дизельгенераторы и вся транспортная техника в рабочем состоянии.
Личный состав станции здоров.
Пресс-служба ААНИИ 3 февраля 2011г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный полюс - 38

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Февраль 2011 19:34

ВАЭ, 10.02.2011 http://www.aari.ru/main.php?id=1&sub=1&prms=idnew:720

11.02.2011 Информация о дрейфующей станции «Северный полюс-38» за период 03-09 февраля 2011

 sp_38-karta_b.jpg
На 08 часов 00 минут по московскому времени, координаты станции составили 79 град. 02 мин. с.ш., 178 град. 11мин. в.д.
За отчётную неделю общий дрейф составил 68.4 км, генеральный дрейф – 20.05 км в направлении 21 град. С момента открытия станции общий дрейф составил 1189.9 км, генеральный дрейф – 340.6 км в направлении 346 град.
Ледовая обстановка:
Ледовая обстановка в пределах видимого горизонта – без изменений.
Ледовые исследования:
04.02.11 на ледовом полигоне проведена толщиномерная съемка.
С 04.02.11 по 08.02.11 выполнено измерение температуры ровного льда в пяти точках.
Продолжает функционировать автономный буй по определению ледовой массы и атмосферных параметров.
Информация по высоте снежного покрова и толщине льда, распределению температуры в толще льда, атмосферному давлению и температуре воздуха поступает в ААНИИ в реальном масштабе времени для оперативно-тематического использования и в национальные и международные системы сбора данных посредством спутниковой системы для дальнейшего использования в синоптических численных моделях океана и атмосферы.
Динамика ледяного покрова:
Ведется непрерывная запись волновых колебаний ледяного покрова.
Продолжается десятиминутная непрерывная регистрация координат станции в автоматическом режиме.
Метеорология:
Продолжаются стандартные метеорологические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью и направлением ветра, температурой подстилающей поверхности и составляющими радиационного баланса.
Передача метеоинформации в синоптические сроки с последующей трансляцией в международную сеть происходит регулярно в соответствии с программой.
Специальные метеорологические наблюдения:
Продолжаются наблюдения за пульсациями скорости ветра в 2-х метровом слое атмосферы.
Выполняются измерения и регистрация составляющих радиационного баланса снежно-ледяной поверхности и регистрация концентрации озона и углекислого газа в приледном слое.
В основные метеорологические сроки проводятся измерения температуры подстилающей поверхности. Ведутся непрерывные наблюдения и регистрация высоты облачности комплексом.
Аэрология:
Произведено 8 температурно-ветровых зондирований атмосферы.
Произведён один запуск озонозонда в рамках международного сотрудничества между ААНИИ и институтом полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (германия) и программы по изучению содержания озона в 30-километровом слое атмосферы.
Океанология:
Производится ежедневное глубоководное зондирование толщи океана.
Выполнено 7 зондирований: одно - до горизонта 704 м, пять - до горизонтов 1200 м, одно - до горизонта 1556 м.
Ведутся наблюдения за пульсациями скорости течения, температурой воды в 2.5 метровом подлёдном слое.
Гидрография:
Круглосуточно осуществляется набор статистического материала для проверки возможностей приёма сигналов спутниковых навигационных систем.
Дизельгенераторы обеспечивают бесперебойное энергоснабжение потребителей. Транспортная техника (два трактора и два снегохода) в рабочем состоянии. Личный состав станции здоров.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения