Текст: Сашенков Е.П., Полярная почта. Москва, Связь, 1975
Иллюстрация: Оригинал почтовой марки, утвержденный. СССР. 1955. Научная дрейфующая станция "Северный полюс". Наблюдения за природой на станции. 1 руб. Автор: Рубан И.П. // «Центральный музей связи имени А. С. Попова»
...Осенью 1954 г., в период работы первой смены полярников, на станции СП-4 побывал художник
Игорь Рубан. Необычная творческая командировка оказалась на редкость плодотворной. Впоследствии художник-маринист неоднократно прилетал на другие дрейфующие станции, побывал и в Антарктиде. Отчетом о поездке на СП-4 стала персональная выставка работ, экспонированная в 1954 г. в Художественном салоне на Кузнецком мосту в Москве. Выставка вызвала большой интерес, и Министерство связи предложило И. Рубану сделать почтовые марки с рисунками, воспроизводившими станцию, дрейфующую в Северном Ледовитом океане...
Художник согласился с предложением не сразу. «До этого я никогда не работал над почтовыми марками и считал невозможным для себя заняться изучением их специфики, — рассказывает И. Рубан. — Я понимал, что здесь нужен особый изобразительный язык, особое решение этого маленького прямоугольничка, несущего столь большую тематическую нагрузку».
В итоге И. Рубан выговорил себе право делать марки так, как это казалось ему лучше для выражения необычности дрейфа героев-полярников на Северном полюсе. Собранный материал еще должен был быть творчески переосмыслен и достаточно трансформирован художником. С одной стороны — это сотни чисто репортажных зарисовок в альбомах, а с другой — пачки этюдов для картин. И все это нужно было как-то «примирить», потому что зарисовки шли в репортажных статьях, которые он писал в ту горячую пору чуть ли не по две-три в день для газет и журналов, а картины требовали серьезных раздумий и полной отдачи живописца. Для марок хотелось найти простое и образное решение.
«Зная о возможностях полиграфии Гознака, — продолжает И. Рубан свой рассказ, — я не стал стеснять себя в средствах и сделал в открыточном размере акварельные эскизы будущей серии. Когда потребовалось, в силу традиции, утвердить рисунки, я показал эскизы моим друзьям и они покрылись автографами маститых советских полярников:
Сомова,
Толстикова,
Гордиенко и многих других.
И вот тут возник сложный вопрос... Я не шрифтовик, а в живописное поле будущей марки требовалось вписать шрифт. Подключил шрифтовика, и тот в нужных местах сделал надписи и цифры номиналов. Правда, пришлось идти на компромисс, меняя кое-что в своей концепции. Зато в итоге возникли, наконец, оригиналы марок».
Заканчивая рассказ о рабочем процессе, художник вспомнил один довольно забавный эпизод:
«Неожиданно для меня в центре всеобщего внимания оказалась фигурка человека, который на последней марке рублевого достоинства пристроился у прибора и определяет координаты дрейфа, наблюдая за светилом. Дело в том, что этот сюжет требовал показа глубины, дали. И поскольку наблюдатель смотрит от нас в глубину, нужно было показать его со спины. Это вызвало протесты: оказывается еще не было марки, на которой бы изображенный в единственном числе человек стоял спиной к нам...
Когда марка вышла в свет, я получил немало писем. И туг оказалось, что многие меня поддерживают, считая такое решение удачным!»
Филателисты, вероятно, помнят, как кстати оказались для них почтовые открытки, выполненные по картинам И. Рубана. Было это еще в 50-х годах, когда коллекционеры только входили во вкус полярной филателии. Вспоминая историю полярных открыток, художник говорит: «Когда я возвращался из очередной экспедиции, устраивалась моя персональная выставка. И как правило, часть работ репродуцировалась на открытках. Таких открыток с полярными сюжетами появилось около трех десятков. Они расходились так быстро, что я и сам не успевал за ними... Оказывается, полярная тема до такой степени интересна людям, она до такой степени трогает людей, что каким бы тиражом ни печаталась изобразительная продукция на эту тему, она всегда найдет доступ к сердцам людей».
Такова история марок и открыток, выполненных по этюдам, созданным на Северном полюсе.