«Советская Империя»

"Порка идиотов"

«Советская Империя»

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Апрель 2008 05:45

Открытое письмо "бредогонам" Юрия Кучиева в газете "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 79-80 (12553), 19 июня 2004 г.
http://www.sovross.ru/old/2004/079/079_3_3.htm

Конечно видно субьективнось мнения.

Но человек то пишет о наболевшем - это раз.
Является (являлся :( ) профессионалом высочайшего класса, прекрасно знающим все "особенности, ньюансы и специфику" - это два.

Так что эмоциональность Автора нисколько на достоверность или логичность выводов не влияет.


В ТИСКАХ СЖАТИЯ

Уважаемая редакция «Советской России»! Посылаю сочинение в защиту великого дела, которому посвятили жизнь многие наши прекрасные соотечественники. Буду рад, если призыв старейшины ледокольного флота пробьет заставу всесильных чиновников и клерков. Все мои мысли сегодня — о судьбе соратников, с которыми нынешнее государство обходится неблагодарно, при том, что моя Звезда Героя фактически — наша общая награда, так как она заслужена машинистами и кочегарами атомного ледокольного флота. Но дает преимущества лично мне, а они вынуждены жить на унизительную пенсию, что считаю несправедливым и неправильным. Но вдобавок к этому они испытывают и моральные страдания, потому что видят, как гибнет дело, которому отдали всю свою жизнь, как пытаются его дискредитировать в глазах миллионов людей. Что могу я сделать для своих товарищей теперь, когда мне почти 85? Только возвысить голос в защиту нашего дела! И я говорю сегодня: героика Советской державы в Арктике была великим благом для России, и все лишения, трудности и подвиги были оправданны и необходимы, потому что это нужно было Отечеству!

Взяться за перо заставили телевизионщики. Но слишком много чести для них было бы говорить только об этом. Поэтому затрону несколько аспектов.




НЕ ТАК ДАВНО меня приглашали принять участие в телевизионной программе «Советская империя» на канале «Россия» — как профессионала, имеющего некоторое отношение к первенцу советского атомного ледокольного флота атомоходу «Ленин». Я категорически отказался из принципиальных соображений, поскольку считал себя не имеющим морального права на это выступление: в условиях рыночной бюрократии не выполнил святого долга старейшины перед ветеранами атомного флота, оказавшимися сегодня в тяжелейшем положении. Однако понимая, как важно гражданам нашей страны знать героическую правду об атомном ледоколе «Ленин», порекомендовал журналистам пригласить капитана атомного ледокола «Россия» Анатолия Алексеевича Ламехова и одного из самых авторитетных ветеранов «Ленина» Виктора Александровича Мизгирева, прошедшего путь в составе первого экипажа от машиниста до главного инженера-механика.

Скажу прямо: если бы знал заранее о сценарии передачи, а главное — о тональности, в которой она сделана, не было бы в ней этих славных, заслуженных моряков! Огульное очернение всего советского — это не свобода слова, это — свобода вранья и глумления пигмеев над великими достижениями, которыми по праву гордилась наша страна и которыми восхищался весь мир, кроме злостных ненавистников Советского Союза. А теперь эти ненавистники правят идеологический бал. Их оружие — ложь. Отменяя собственное табу, вынужден выступить публично и внести ясность. Понимаю, что сделать это можно только в «Советской России» — ни одно другое издание, а тем более ТВ не допустят слова правды о прошлом.

Арктика все годы Советской власти была не только важнейшим экономическим, геополитическим, научным фактором жизни страны. Она оказывала огромное влияние на формирование идеологии людей, являла примеры мужества, стойкости, служения долгу и величайшего советского товарищества. Без преувеличения можно сказать, что подвиги героев Арктики довоенных лет наряду с другими сформировали не одно поколение советских патриотов — будущих победителей фашистской Германии. И вовсе не случайно советские идеологи тех лет уделяли столь большое внимание подвигам полярников — в отличие от нынешних времен, когда труднейший героический дрейф СП-32 под руководством Владимира Кошелева и спасение экипажа пытались замолчать или выставить в каком-то ложном свете, как чью-то причуду. Истоки такого отношения к попыткам восстановить наше присутствие в Арктике очевидны: прозападным журналистам и властям совершенно не нужно, чтобы наши СП засекали американские подводные лодки и мешали им осваивать арктический бассейн в секторе, который всегда назывался русским или советским.

Вот и на телевидении старались выдать советские достижения в освоении Арктики за ненужные, чьей-то злой волей выдуманные трудности, которые преодолевались огромным напряжением сил. Да, напряжение было. Но оно было необходимо России.

Не могу хотя бы пунктирно не перечислить важнейшие этапы советского освоения Арктики и создания Севморпути.

1928 год. Знаменитая красинская эпопея спасения экспедиции Умберто Нобиле. Весь мир рукоплескал профессору Р.А.Самойловичу, капитану К.П.Эгги и его старшему помощнику П.А.Пономареву — будущему первому капитану атомного ледокола «Ленин», да и всему экипажу «Красина», летчику Б.Г.Чухновскому... Я имел честь лично знать выдающихся, блестящих мастеров ледового плавания К.П.Эгги и П.А.Пономарева, у которых учился тонкостям ремесла ледокольщика.

1932 год. Потрясающий по мастерству и отваге экипажа переход из Белого моря в Берингов пролив за одну навигацию парохода «Александр Сибиряков» под руководством капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта.

1933—34 годы. Выдающееся автономное плавание «Челюскина» через ледовые массивы от Новой Земли до Чукотского моря. Гибель корабля в тисках сжатия, ледовый лагерь челюскинцев, спасение их и первые Герои Советского Союза. Да, именно Арктика востребовала учреждение этой высокой награды.

1937 год. Первая дрейфующая станция СП. Папанинцы и новые Герои Советского Союза. Сенсационные беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку Чкалова и Громова. Америка им рукоплещет, но одновременно и задумывается: если русским под силу такие перелеты, то надо вести себя с ними потише, надо считаться с таким сильным и дерзким «соседом»...

1938—1940 годы. Феноменальный трехлетний дрейф «Георгия Седова». Благополучный его исход — и 15 Героев Советского Союза.

И, наконец, послевоенный этап — дрейфующая станция СП-2, начавшая новую эру систематической организации советских дрейфующих станций в Центральном полярном бассейне...

Что же сделали авторы передачи из всей этой героической панорамы, каждый эпизод которой уникален и велик? Без всякой логики и смысла они связали гибель «Челюскина» с дрейфующими станциями и атомоходом «Ленин». Чтобы, видимо, бросить тень от этой гибели на всю историю освоения Арктики: мол, гиблое это дело, и зря «Советская империя» им занималась!.. Американцы, норвежцы, англичане и другие, напрашивается вывод, не зря, а Советский Союз — зря. Дескать, сидели бы на печи, да щи лаптем хлебали, так оно было бы спокойней...

Как профессионал-ледокольщик ответственно скажу: автономное плавание слабосильного грузового парохода «Челюскин» стало важнейшим событием в поэтапном и планомерном освоении Северного морского пути. Ведь тогда еще не было мощных ледоколов, и не только у СССР, но и у других стран. Эпопея «Челюскина» не была случайным эпизодом из разряда героических безумств. Это было крайне нужное для страны дело — ей был необходим Северный морской путь, и его прокладывали настоящие патриоты и герои. Да, корпус судна действительно был слабым, но все-таки судно преодолело льды трех арктических морей, доказав тем самым возможность судоходства в этих широтах. Это было важно для страны. И экипаж отлично понимал свою миссию и сознательно шел на риск. Но нет для телевидения ни пророков, ни героев в нашем Отечестве. Они ссылаются на какой-то импортный авторитет: дескать, катастрофа была неизбежна. Скажите на милость: а разве в Арктику ходят на прогулку? А разве железный швед Нильс Норденшельд на своем зверобойном пароходике «Вега», как и великие викинги Арктики Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, не рисковали? Вся история освоения Арктики — как отечественная, так и зарубежная — сплошной риск.

Но даже победы советских полярников молодой ведущий передачи подает с иронией. Еще в 1932 году В.Воронин и О.Шмидт уже имели опыт благополучного плавания на «А.Сибирякове» Северным морским путем: несмотря на разрушение гребного винта, пароход прорвался в Берингов пролив — на «большевистском упорстве», как снисходительно-насмешливо выразился телеведущий. Хоть толику того самого «большевистского упорства» сегодняшним правителям и вершителям судеб, Россия не оказалась в долговой яме, не сдавала бы свои позиции по всем направлениям!

Вдвойне высок подвиг моряков с «А.Сибирякова» — ведь Арктика остается опасной и для куда более мощных судов. На максимальные сжатия рассчитаны корпуса только линейных ледоколов. А на телевидении звучат подозрения в адрес Отто Юльевича Шмидта и потомственного помора, опытнейшего капитана Владимира Ивановича Воронина в авантюризме и заранее запланированной катастрофе. Абсурд и какой-то болезненный бред! В момент гибели судна они проявили стойкость и распорядительность, не допустили ни одной человеческой жертвы, спасли оборудование и продовольствие и создали знаменитый лагерь челюскинцев. Никогда, видимо, не понять этому ведущему, как и многим другим, что важнейшая для страны стратегическая цель — вовлечение в экономику богатств Чукотки, Таймыра и Ямала — требовала скорейшего решения, и без создания Северного морского пути, а значит, и без риска это было невозможно. Бесценный опыт первопроходцев дал возможность создать мощный ледокольный флот Советского Союза, освоить богатства Арктического побережья страны. Увы, сегодня плоды героизма сибиряковцев и многих других полярных моряков, летчиков и исследователей приватизированы, как и сама Чукотка. И вовсе не на благо народа.

Такое свойство у нынешнего телевидения: чего оно не коснется, то переврет и испачкает. По себе, должно быть, меряют людей. Только духовным пигмеям не судить о титанах.

Увидели что-то зазорное авторы передачи в том, что счастливые победители, рисковавшие жизнью во имя достижения действительно высокой и необходимой стране цели, подняли на Северном полюсе Государственный флаг СССР и полотно с портретом Вождя страны — Иосифа Сталина. Нет, это не «голая большевистская пропаганда», как пытались изобразить авторы. Это была констатация силы духа наших соотечественников и технического могущества страны, руководимой Сталиным.

Очень сожалею, что присутствовавший на передаче Артур Чилингаров поддержал насмешливый тон ведущего, балагурно прокатился по «большевистской пропаганде». Будто он сам не водружал флаг нынешней России на открытии СП-32 в 2002 году! Это, получается, правильная пропаганда, а та была неправильная только потому, что большевистская?

Меня возмутило, что на телевизионном рынке словоблудия обсуждались такие вопросы, как выполнение дрейфующими станциями особых военно-прикладных задач. Не их, телеведущих, это дело — обсуждать, какие задачи выполняли станции! И уж совсем не лезет ни в какие ворота высказанная в передаче версия о том, что было какое-то особое задание у начальника СП-2 М.М.Сомова, по которому он обязан был уничтожить станцию и весь ее персонал. Не хочу даже комментировать это. Ну хотя бы задумались, прежде чем говорить: а под силу ли это одному человеку? К тому же они просто не представляют себе отношений между людьми на дрейфующих станциях, понятия не имеют о том, каким гуманным человеком и верным другом был Михаил Михайлович Сомов: не дано им этого понять.

А чего стоит прозрачная ирония по поводу дважды Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина, склонного в минуты отдыха заниматься своим маузером, что был у него со времен гражданской войны, героем которой он стал в гордом звании чекиста? Если это хобби и имело место, то что же странного в том, что оно помогало расслабиться человеку после тяжелейших психофизических нагрузок в лютую стужу, после работы с ручной гидрологической лебедкой?

Мне посчастливилось неоднократно встречаться с Иваном Дмитриевичем Папаниным, хорошо знал и другого героя папанинской эпопеи — Марка Ивановича Шевелева. Общение с этими легендарными людьми было большой радостью. Они до последних дней были готовы к выполнению любого задания Отечества. М.И.Шевелев, которого знал еще молодым полковником, уже 73-летним генерал-лейтенантом мастерски обеспечивал стратегическую ледовую разведку для успешного прорыва атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. И он же первым поздравил нас с успехом. Сразу же после похода «Арктики» навестил И.Д.Папанина на его даче под Москвой. Великий полярник, разделяя нашу общую радость, воскликнул: «Почему меня не взяли на макушку Земли?!» А было ему в ту пору 83 года...

Сильные духом, молодые душой люди создавали могущество державы и покоряли Арктику. Именно таким принадлежат все великие открытия и идеи, к числу которых я отношу и создание ледокольного флота. Пророческий гений нашего великого соотечественника адмирала Степана Осиповича Макарова, создавшего первый в мире полярный ледокол «Ермак», строительство «Советской империей» мощного арктического ледокольного флота — не мания величия, внушенная какой-то абстракцией, а реальное понимание того, что будущее России немыслимо без богатств Заполярья. Ведь наша страна своим главным фасадом обращена к морям Северного Ледовитого океана, и ей необходимы и ледоколы, и дрейфующие станции.

По замыслу и под непосредственным руководством наших выдающихся граждан — академиков Игоря Васильевича Курчатова и Анатолия Петровича Александрова в Советском Союзе был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин». Разумеется, его первый ядерно-энергетический комплекс с 3-реакторной установкой был по нынешним представлениям далек от совершенства и давал сбои. Но ведь он был первым! Порой захлебывалась система охлаждения главных турбин, часто срабатывала автоматическая защита реакторов, текли парогенераторы, появлялась течь первого контура, вынося активность... Все это было. Но мы — живы! Но вот что просто смешит: некий господин Горбачев, названный в передаче «Советская империя» начальником службы радиационной безопасности, по идее, весь пропитанный радиацией, но пышущий на вид отменным здоровьем, нарисовал жуткую картину на ледоколе. Но «забыл» сказать о самом главном: за все время 30-летней эксплуатации первого атомохода экипаж, набранный из добровольцев, патриотов и профессионалов высочайшего уровня, не допустил ни одной аварии, опасной для персонала и окружающей среды! Для меня было откровением, когда объявили, что Виктор Мизгирев оказался на первом атомоходе по приказу какого-то придурка-замполита. Но я точно знаю, что на судне работали добровольцы-энтузиасты, в том числе и Виктор Мизгирев. Все эти тогда еще молодые ребята стали заслуженными ветеранами атомного флота, и не случайно академик А.П.Александров назвал их признанными асами уникального стенда, каким оказался атомный ледокол: ни одна ядерная установка в мире не испытывает таких ударных нагрузок и ускорений при работе во льду, таких резких скоростей изменения тепловой мощности по всему диапазону, как на ледоколе!

С вступлением в строй атомного ледокола «Ленин» свершилась техническая революция в стратегии и тактике арктического мореплавания. На опыте первой ядерной установки, когда успех и безопасность решали только надежные кадры патриотов и профессионалов, были спроектированы и построены атомные ледоколы второго поколения типа «Арктики». И многолетним опытом неопровержимо установлено: в арктическом судоходстве атомным ледоколам с профессиональным и надежным экипажем нет альтернативы! Но вот этого — главного! — значения перового в мире атомного ледокола «Ленин» в передаче «Советская империя» и не увидели. Не захотели признать очевидное.

И, коль скоро я снял с себя табу, продолжу очень болезненную тему.

По определению, атомные ледоколы могут быть только государственной собственностью, как и инфраструктура, созданная для них в Мурманске. Точно также, по определению, одной из главных задач государственных органов должна быть кадровая политика. Только нравственная надежность, стабильность и профессионализм экипажа могут гарантировать грамотную и безопасную работу атомного ледокольного флота.

Несовершенная, безнравственная по самой своей сущности рыночная экономика с приоритетной ориентацией молодых моряков на деньги, как и наглядная, мягко говоря, неустроенность ветеранов флота, сильно сократила приток молодых кадров на атомные суда. Как ни парадоксально, но сегодня на транспортом флоте платят больше. А атомный ледокольный флот оказался зажат рыночными тисками, которые пострашнее любых ледовых. Пополнение же экипажа разгильдяями и неучами здесь грозит страшными последствиями. Руководствуясь только моральной ответственностью, старейшины атомного флота давно пытаются привлечь внимание высших инстанций к этому ненормальному положению дел. Однако письменные обращения безвозвратно гибнут в недрах безразличной бюрократической машины или же заканчиваются отписками равнодушных клерков.

А вот пример совсем другого рода из времен все той же «Советской империи», столь нелюбимой создателями передачи. В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР об увековечении памяти Л.И.Брежнева была допущена описка, из-за которой имя Брежнева было присвоено не новому атомному ледоколу, а ордена Октябрьской Революции атомному судну «Арктика». У меня нет никаких претензий к бывшему генеральному секретарю ЦК КПСС. Более того, благодарен ему за то, что санкционировал решение о походе «Арктики» на Северный полюс. Но с переименованием произошел явный нонсенс.

Понимая протокольные ограничения члена ЦК КПСС и тогдашнего министра Морского флота Тимофея Борисовича Гуженко, решил действовать напрямую: никого не поставив в известность, отправил письмо Генсеку Ю.В.Андропову с просьбой принять лично «по важному вопросу».

Буквально через несколько дней в квартире раздается телефонный звонок: «Здравствуйте! С вами говорит помощник Генерального секретаря Вольский Аркадий Иванович. Может ли кто-то из членов Политбюро решить вопрос, который вы хотите обсудить с Юрием Владимировичем?» Я ответил, что без Генсека решение невозможно. Увы, встретиться не удалось: Андропов тогда уже тяжело болел и находился в клинике. Но, действуя от его имени, помощник довел решение проблемы до логического и здравого завершения: атомному ледоколу «Арктика» вернули его прославленное имя. А ведь речь шла всего только об имени, Вопрос о том, быть или не быть ледокольному флоту страны, не мог присниться даже в кошмарном сне. И вот теперь этот вопрос стоит, а высшее чиновничество упорно от него отмахивается.

Располагая кровью сердца написанным проектом радикального укрепления стабильных и надежных кадров профессионалов атомного ледокольного флота и справедливой социальной защиты ветеранов этой отрасли, все-таки надеюсь пробить равнодушие чиновников. И тогда свою задачу старейшины считал бы завершенной.

И последнее: руководствуясь только интересами дела, еще раз настоятельно прошу президента России В.В.Путина найти время для встречи с моими младшими соратниками — ветеранами атомного ледокольного флота, заслуженными капитанами, главными инженерами-механиками, начальниками служб. Ведь президент находит время для встреч с бизнесменами, артистами, детьми... Убежден, что общение с моими соратниками будет исключительно полезным для России.

Юрий КУЧИЕВ,
старейшина атомного ледокольного флота
Ленинград.


ОТ РЕДАКЦИИ: Юрий Сергеевич Кучиев свою статью подписал скромно — старейшина атомного ледокольного флота, почетный капитан атомного ледокола «Арктика». Но для читателей мы назовем все его звания: Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, медалей «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над фашистской Германией»... Он — первый в мире капитан, достигший Северного полюса на атомном ледоколе «Арктика». И по решению экипажа судна — навсегда почетный капитан «Арктики».

Сын репрессированного, расстрелянного и реабилитированного коммуниста, он сам остался коммунистом на всю жизнь и тем прославил имя своего отца. Начинал трудовой и военный путь матросом на буксире «Василий Молоков» в порту Диксон в июне 1941-го. Был капитаном на ледоколах «Ермак», «Сибиряков», «Малыгин», «Красин», «Киев», «Мурманск», а затем — на атомоходе «Ленин». С января 1972 года — капитан «Арктики».

Особая страница его биографии началась после катастрофы, в которую попала страна. С 1981 года Юрий Сергеевич работает в спецгруппе Технадзора Минморфлота за проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе. Но в 1997 году из-за затянувшейся достройки атомохода «50 лет Победы» по собственной инициативе уходит на пенсию. К чести нынешних полярников, помнящих о сетованиях Папанина, которого в 83 года «не взяли на макушку Земли», координаторы дрейфа СП-32 А.Орлов и С.Михайлов предоставили Юрию Сергеевичу возможность почти в те же, «папанинские», лета снова встретиться с Северным полюсом. И он с радостью это предложение принял...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Советская Империя»

Сообщение Александр Андреев » 11 Апрель 2008 05:53

Нам передали архив Ю.С.Кучиева, в том числе журналы и газеты издания последних лет его жизни с его пометками и записями. Я был удивлен, насколько он, этот, вообщем очень пожилой человек, глубоко и аналитически мыслил.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Советская Империя»

Сообщение Александр Андреев » 11 Апрель 2008 06:01

Иван Кукушкин пишет:Конечно видно субьективнось мнения.

Я бы назвал это скорее мировоззрением, которое у каждого из нас есть.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Советская Империя»

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Апрель 2008 06:10

alex_andr пишет:
Иван Кукушкин пишет:Конечно видно субьективнось мнения.

Я бы назвал это скорее мировоззрением, которое у каждого из нас есть.

Ну, имелась в виду яркая эмоциональная окрашенность этого письма.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Советская Империя»

Сообщение Александр Андреев » 11 Апрель 2008 06:19

Как профессионал-ледокольщик ответственно скажу: автономное плавание слабосильного грузового парохода «Челюскин» стало важнейшим событием в поэтапном и планомерном освоении Северного морского пути. Ведь тогда еще не было мощных ледоколов, и не только у СССР, но и у других стран. Эпопея «Челюскина» не была случайным эпизодом из разряда героических безумств. Это было крайне нужное для страны дело — ей был необходим Северный морской путь, и его прокладывали настоящие патриоты и герои. Да, корпус судна действительно был слабым, но все-таки судно преодолело льды трех арктических морей, доказав тем самым возможность судоходства в этих широтах. Это было важно для страны. И экипаж отлично понимал свою миссию и сознательно шел на риск. Но нет для телевидения ни пророков, ни героев в нашем Отечестве. Они ссылаются на какой-то импортный авторитет: дескать, катастрофа была неизбежна. Скажите на милость: а разве в Арктику ходят на прогулку? А разве железный швед Нильс Норденшельд на своем зверобойном пароходике «Вега», как и великие викинги Арктики Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, не рисковали? Вся история освоения Арктики — как отечественная, так и зарубежная — сплошной риск.


Вот лучше и не ответишь. А когда "Сибиряков" пошел вокруг Северной Земли, которую тогда только на карту нанесли, - это был не риск?
Застряли бы у м. Арктического - и кто бы тогда спас? Был риск и риск был осознанный и оправданный.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Советская Империя»

Сообщение Polarstern » 09 Сентябрь 2015 22:12

Я так понял, идет речь об этом документальном сериале:

Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд


Вернуться в Антибред



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения