Страница 1 из 1

Автожир А-7

СообщениеДобавлено: 20 Июнь 2008 19:43
Иван Кукушкин
... Вообще, автожир А-7 удался, и летчики с доверием относились к необычной винтокрылой машине. Это подтверждает и тот факт, что в начале 1938 г. для снятия с дрейфующей льдины у Гренландии группы И. Д. Папанина среди других спасателей решили использовать и автожир А-7. Предложение поступило в правительственную комиссию от известного полярного летчика Маврикия Слепнева. Он телеграфировал в Москву: «Прошу разрешения вылететь к месту аварии на автожире или самолете. Обстоятельно знаю район. Пилот трех полярных экспедиций, летчик Слепнев.» Сроки поставили жесткие, и за пять дней А-7бис срочно переоборудовали, чтобы в задней кабине можно было перевозить двух человек. Автожир с запчастями погрузили на железнодорожную платформу. Из Москвы он отправился в Ораниенбаум, где был перегружен на ледокол «Ермак». Вместе с А-7бис в дальний морской поход уходили летчик Корзинщиков, конструктор Кузнецов и механик Коганский. Все они очень волновались за сохранность на корабле опытного аппарата. Однако полетать в Арктике автожиру так и не довелось. Гидрографические суда «Таймыр» и «Мурман», вышедшие раньше, опередили «Ермак» и сняли папанинцев со льдины.

Изображение


[ "А-7 ближний разведчик и корректировщик" http://www.avia-rest.ru/c/ca_a7.php ]

Re: Автожир А-7

СообщениеДобавлено: 01 Октябрь 2009 18:40
Иван Кукушкин
 maslov2006-A7Ermak-1938.jpg
Сложенный и зачехленный автожир А-7 на борту
"Ермака" в феврале 1938 г.
Маслов М.А., С корабля в небо. Корабельные самолеты в России и СССР 1913-1945 гг. М., Русавиа, 2006 ISBN 5-900078-49-5

... Несмотря на отказ от использования автожиров в Военно-морском флоте, известен один эпизод появления винтокрылого аппарата на борту корабля. В начале 1938 г. встал вопрос об эвакуации четырех советских полярников во главе с И.Д.ПаПаниным с дрейфующей льдины в районе Северного полюса. Льдину все далее выносило к теплым течениям, она начала таять и раскалываться. Первыми для снятия группы Папанина с дрейфующей льдины направили суда «Таймыр» и «Мурманец». Предполагая, что льдина скоро может расколоться, из Мурманска дополнительно отправился ледокольный пароход «Мурман», а из Кронштадта - ледокол «Ермак». «Мурман» имел на борту самолеты У-2 и Ш-2. Были самолеты и на борту «Ермака», однако в дополнение к ним появилась идея использовать автожир. Для этого в первых числах февраля 1938 г. в Москве срочно подготовили первый опытный экземпляр автожира А-7, под крыльями которого оборудовали подвесные контейнеры, используемые на самолетах Р-5. 6 февраля аппарат на станции в Люберцах погрузили на специальный литерный поезд, состоящий из двух грузовых платформ и пассажирского вагона. В 3 часа ночи 7 февраля поезд прибыл в Ораниенбаум, где автожир погрузили на баржу и на следующий день переправили через Финский залив.

Ледокол «Ермак» стоял в Крондштадте в черной туче угольной пыли - начиная с ночи около двух тысяч военных моряков с линкора «Марат» под звуки оркестра грузили необходимые для плавания 5000 тонн угля. Лишь только через 14 часов, после того как улеглась пыль, автожир при помощи плавучего крана загрузили на ледокол и тщательно закрепили. Выход в море состоялся в ночь на 10 февраля. С автожиром в плавание отправились конструктор В.А.Кузнецов, летчик С.А.Корзиищиков, бортмеханик А.М.Коганский и штурман И.Е.Процко. За несколько дней ледокол прошел Балтику и 16 февраля вышел в Северное море, направляясь к месту предполагаемого нахождения льдины. По воспоминаниям Кузнецова, на море началась зыбь и ледокол с его округлыми обводами корпуса сильно качало. Приходилось постоянно дежурить у автожира и следить за его креплениями на борту. Впрочем, так продолжалось всего 2-3 дня. 19-го стало известно, что «Мурман» и «Таймыр» подошли к льдине и сняли группу Папанина. 20 февраля полярников переправили на Ермак», после чего ледокол развернулся в обратный путь. Таким образом, продемонстрировать возможности автожира в спасательной операции не пришлось. Возвращение ледокола «Ермак» в Ленинград состоялось в ночь на 16 марта.