Ка-25ПЛ
Добавлено: 30 Август 2009 23:24
Заголовок: Вертолет КА-25ПЛ - ночной ледовый разведчик
Дата: 03.2006
Источник: "Аэрокосмический курьер 2006.03, стр. 79"
ссылка: http://www.aeroreview.ru/pages/akk/akk_ ... 03_078.htm
Дата: 03.2006
Источник: "Аэрокосмический курьер 2006.03, стр. 79"
ссылка: http://www.aeroreview.ru/pages/akk/akk_ ... 03_078.htm
Вертолет Ка-25ПЛ - ночной ледовый разведчик
Николай Бездетнов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР
В 1982 г. в издательстве «Знание» вышла брошюра В. Гордейчика об арктических походах наших ледоколов, о людях, в них участвовавших. В ней был рассказ и о нашей экспедиции. Материал, скорее всего, автор брал из корабельного вахтенного журнала: «Летчик-испытатель Николай Бездетнов, штурман-испытатель Михаил Рябов, гидролог Руслан Борисов успешно провели первые в истории ледовые разведки в условиях полярной ночи на новом вертолете - одном из вариантов широко известного во всем мире Ка-25К. По 7 часов в сутки летали они в 50-градусный мороз, в туман, в метель и снегопад... Носились над торосами на 15-метровой высоте... Садились на корму атомохода «Сибирь» при скорости ветра 35 м в секунду в пургу.
Капитаны других судов, находившиеся тогда поблизости, только удивленно разводили рука- ми, слушая в эфире переговоры с таинственным вертолетом. Уж больно похож на мистификацию - ледовая разведка в кромешной тьме полярной ночи.»
В этом же году минуло 30 лет со дня спуска на воду атомного ледокола «Сибирь». В 1978 г. ледокол и вертолет «встретились» на передовом фронте освоения северной природы и очень удачно друг друга дополнили. Тогда наш атомный ледокольный флот, начав круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, в период
полярной ночи остро нуждался в достоверных данных о состоянии льда по курсу следования. Выполняя решение правительства страны, «камовцы» снарядили высокоширотную летную экспедицию в составе: Н. Суриков - начальник, М. Рябов - штурман-испытатель, С. Аристов - инженер по эксплуатации, В. Максимьяк - инженер, И. Злобарь - техник-радист, И. Пятовский - инеженер-автопилотчик, А. Щеголихин - техник-электрик, В. Черныш, Е. Губанов - авиамеханики.
Перелетели на Ка-25 из Люберец в Мурманск с посадкой на корму «Сибири». 16 ноября уже отчалили от специальной атомной пристани в исторический поход. Успешная вертолетная разведка льдов в ночной Арктике проводилась впервые в мировой практике. Ка-25 зарекомендовал себя как надежный морской всепогодный ночной ледовый разведчик с радиолокатором и авиагоризонтом АГК-47Б. Летали без ограничений, ежесуточно, в любую погоду, какую только могла преподнести природа за три месяца арктической ночи.
Летали втроем с корабельным гидрологом Р. Борисовым, он умел по цвету льда распознавать пресный лед, вынесенный в моря северными реками, и отличался этот лед от морского стальной прочностью. Однажды ледокол застрял в лабиринтах огромных торосов. При разведке мы нашли трещину, уходящую далеко в глубь прозрачной воды, доложили по радио капитану ледокола В. Красавскому. Удары по торосам в этом месте оказались удачными. Наши полеты на дальность до 150-200 км стали систематическими. Погода часто менялась, тогда переходили на пилотирование по приборам и набирали безопасную высоту. А посадку на корабль выполняли, мягко говоря, в экстремальных погодных условиях. Когда я первый раз сближался с атомоходом в плотном тумане, то увидел признаки огней лишь в 30 м. Выручал штурман М. Рябов, который видел по локатору нос корабля, отнимал длину корабля - 80 м и докладывал мне точное расстояние до площадки. Каждая посадка была испытанием на надежность вертолета и слаженную работу экипажа. Весь экипаж ледокола во главе с капитаном В. Красовским очень переживал за каждый наш вылет в арктические льды.
Ввиду исключительно хороших результатов - скорость проводки караванов во льдах увеличилась в 2 раза, экспедиции удалось сэкономить дорогое атомное топливо. Капитан собирался оставить вертолет и на летнюю навигацию. Однако я не согласился: летчикам нужно было восстановить аппетит, сон, зрение. Отсутствие дневного света, вибрация ледокола, постоянные полеты в сложных метеорологических условиях губительно действовали на организм.
Результат арктических полетов на Ка-25 - доказанная нами возможность летать в арктических условиях при любой погоде. Соосный вертолет еще раз подтвердил свою уникальность. Я убежден, что перспективные северные нефтяные залежи рано или поздно заставят рассматривать соосные вертолеты как всепогодный безальтернативный воздушный транспорт. В этом историческая заслуга атомохода «Сибирь», смелых руководителей и участников экспедиции, решившихся на эксперимент в Арктике.
Николай Бездетнов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР
В 1982 г. в издательстве «Знание» вышла брошюра В. Гордейчика об арктических походах наших ледоколов, о людях, в них участвовавших. В ней был рассказ и о нашей экспедиции. Материал, скорее всего, автор брал из корабельного вахтенного журнала: «Летчик-испытатель Николай Бездетнов, штурман-испытатель Михаил Рябов, гидролог Руслан Борисов успешно провели первые в истории ледовые разведки в условиях полярной ночи на новом вертолете - одном из вариантов широко известного во всем мире Ка-25К. По 7 часов в сутки летали они в 50-градусный мороз, в туман, в метель и снегопад... Носились над торосами на 15-метровой высоте... Садились на корму атомохода «Сибирь» при скорости ветра 35 м в секунду в пургу.
Капитаны других судов, находившиеся тогда поблизости, только удивленно разводили рука- ми, слушая в эфире переговоры с таинственным вертолетом. Уж больно похож на мистификацию - ледовая разведка в кромешной тьме полярной ночи.»
В 2006 г. исполнилось 45 лет с того дня, когда старшим летчиком-испытателем фирмы «Камов» Д. Ефремовым выполнен первый полет на боевом противолодочном вертолете Ка-25ПЛ.
В этом же году минуло 30 лет со дня спуска на воду атомного ледокола «Сибирь». В 1978 г. ледокол и вертолет «встретились» на передовом фронте освоения северной природы и очень удачно друг друга дополнили. Тогда наш атомный ледокольный флот, начав круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, в период
полярной ночи остро нуждался в достоверных данных о состоянии льда по курсу следования. Выполняя решение правительства страны, «камовцы» снарядили высокоширотную летную экспедицию в составе: Н. Суриков - начальник, М. Рябов - штурман-испытатель, С. Аристов - инженер по эксплуатации, В. Максимьяк - инженер, И. Злобарь - техник-радист, И. Пятовский - инеженер-автопилотчик, А. Щеголихин - техник-электрик, В. Черныш, Е. Губанов - авиамеханики.
Прикомандированные: Е. Исаенко - инженер-конструктор боевых радиолокационных установок из Киева, В. Цикович - руководитель полетов, диспетчер Быковского авиаотряда. А так как я испытывал противолодочные комплексы в море именно на этом вертолете, то летчиком выбрали меня.
Перелетели на Ка-25 из Люберец в Мурманск с посадкой на корму «Сибири». 16 ноября уже отчалили от специальной атомной пристани в исторический поход. Успешная вертолетная разведка льдов в ночной Арктике проводилась впервые в мировой практике. Ка-25 зарекомендовал себя как надежный морской всепогодный ночной ледовый разведчик с радиолокатором и авиагоризонтом АГК-47Б. Летали без ограничений, ежесуточно, в любую погоду, какую только могла преподнести природа за три месяца арктической ночи.
Летали втроем с корабельным гидрологом Р. Борисовым, он умел по цвету льда распознавать пресный лед, вынесенный в моря северными реками, и отличался этот лед от морского стальной прочностью. Однажды ледокол застрял в лабиринтах огромных торосов. При разведке мы нашли трещину, уходящую далеко в глубь прозрачной воды, доложили по радио капитану ледокола В. Красавскому. Удары по торосам в этом месте оказались удачными. Наши полеты на дальность до 150-200 км стали систематическими. Погода часто менялась, тогда переходили на пилотирование по приборам и набирали безопасную высоту. А посадку на корабль выполняли, мягко говоря, в экстремальных погодных условиях. Когда я первый раз сближался с атомоходом в плотном тумане, то увидел признаки огней лишь в 30 м. Выручал штурман М. Рябов, который видел по локатору нос корабля, отнимал длину корабля - 80 м и докладывал мне точное расстояние до площадки. Каждая посадка была испытанием на надежность вертолета и слаженную работу экипажа. Весь экипаж ледокола во главе с капитаном В. Красовским очень переживал за каждый наш вылет в арктические льды.
Ввиду исключительно хороших результатов - скорость проводки караванов во льдах увеличилась в 2 раза, экспедиции удалось сэкономить дорогое атомное топливо. Капитан собирался оставить вертолет и на летнюю навигацию. Однако я не согласился: летчикам нужно было восстановить аппетит, сон, зрение. Отсутствие дневного света, вибрация ледокола, постоянные полеты в сложных метеорологических условиях губительно действовали на организм.
Результат арктических полетов на Ка-25 - доказанная нами возможность летать в арктических условиях при любой погоде. Соосный вертолет еще раз подтвердил свою уникальность. Я убежден, что перспективные северные нефтяные залежи рано или поздно заставят рассматривать соосные вертолеты как всепогодный безальтернативный воздушный транспорт. В этом историческая заслуга атомохода «Сибирь», смелых руководителей и участников экспедиции, решившихся на эксперимент в Арктике.