Страница 1 из 1

У-2 / По-2 испытательный, гусеничный.

СообщениеДобавлено: 24 Апрель 2008 06:13
Иван Кукушкин
У-2 / По-2 испытательный, гусеничный.

"Война в ввздухе" №136. Иванов С.В. "У-2/По-2"

Несколько позже была предпринята попытка увеличения проходимость У-2/По-2 по грунту с помощью гусеничного шасси. Северная часть СССР была зоной ответственности Главсевмориути (ГУСМП - Главное управление Северного морского пути) - гигантская организация, имевшая десятки тысяч работников, отвечала за снабжение северных районов Советского Союза. Большую часть года эти территории были покрыты льдом и снегом, что позволяло использовать самолеты на лыжном шасси. Но на время короткой весны снег таял, и раскисший грунт делал эти районы практически недоступными. Н.А. Чечубалин, позже работавший в отделе изобретений ГУСМП, занялся решением задачи сделать эти территории доступными и весной. В 1937 году он спроектировал гусеничное шасси для У-2. Гусеница состояла из текстолитовых роликов диаметром 50 мм и длиной 300 мм, заключенных в боковые направляющие, а сама тележка шасси при виде сбоку имела ромбовидную форму, напоминавшую первые английские танки. Поднятый нос тележки не позволял ей «зарываться» при преодолении препятствий.

Испытания подтвердили высокую проходимость гусеничного шасси, но оно было довольно дорогим в производстве, имело большой вес и создавало дополнительное аэродинамическое сопротивление. Несмотря на это, гусеничные шасси, аналогичные испытанному на У-2, были выпущены для биплана Р-5 и двухмоторного транспортного самолета Ли-2 (ДС-3).

Ещё одна попытка оснастить самолет гусеничным шасси была предпринята в 1947 году под руководством С.А.Мостового, талантливого инженера, работавшего в Главсевморпуги (в 1946 году по его инициативе десять По-2 были оснащены цельнометаллическими поплавками). Мостовой усовершенствовал шасси Чечубалина, и испытания вновь продемонстрировали его высокую проходимость. Но поуже упоминавшимся причинам гусеничное шасси не нашло применения на По-2 (такая же участь постигла аналогичные посадочные устройства, разрабатывавшиеся в США).

Изображение

Н-неизвестные

СообщениеДобавлено: 02 Май 2008 16:51
Alexander Belov
По некоторым данным, шасси Чечубалина испытывалось на санитарном варианте У-2 (обозначался как С-1), борт СССР-К-49:
 К49 С-1 У-2 (1).jpg
 К49 С-1 У-2.jpg

Установлено гусенично-лыжное шасси, чтобы взлетать и садиться даже в весеннюю распутицу.

У-2 / По-2 испытательный, гусеничный.

СообщениеДобавлено: 13 Февраль 2013 16:20
Dobrolet
Разбираясь с поплавками Мостового для Н-402-Н-406, подумал, что раз инженер работал в системе ГУСМП, то на гусеницы он поставил, скорее всего, один из полярных По-2. По типу это лимузин По-2Л образца 1946 года с закрытой кабиной пилота. Бортовой, к сожалению, на фото не виден. Зато окраска очень интересная - по стилю закруглений в носовой части и полосы с молнией-зигзагом напоминает Фокке-Вульфы Н-400/Н-401. Испытания самолет проходил в 1947 году, так что по времени тоже совпадает. Одно смущает - надпись АЭРОФЛОТ на носу.
 Нх По-2Л (10) шасси Мостового.jpg
 Нх По-2Л (11) шасси Мостового.jpg

Гусеничное шасси для самолётов

СообщениеДобавлено: 08 Март 2016 18:24
Адольф Милованов
РГАЭ, фонд 9570, опись 6, дело 5.
Лист 161.
Приказ № 1500 по ГУСМП при СНК СССР. г.Москва.
22 октября 1939г.
«О реализации изобретения «Гусеничные шасси для самолётов».
П. 1. Одобренное Управлением Полярной авиации предложение «Гусеничное шасси для самолётов» конструкции изобретателя т. Чечубалина, включить в тематичный план Бюро Изобретений на 1939 год. …
П. 4. В целях правильной организации постройки опытного образца, привлечь автора предложения т. Чечубалина в качестве руководителя работ с содержанием за счёт средств, отпущенных на постройку.
Зам. начальника Главсевморпути при СНК СССР – Шевелёв.

Лист 162.
Распоряжение № 18 По Бюро Изобретений Главсевморпути.
г. Москва 22 октября 1939 года.
П. 1. Зачислить руководителем работ конструктора т. Чечубалина с содержанием согласно денежного аттестата, сроком с 1 октября 1939 до 1 января 1940 года.
Основание: Приказ по Главсевморпути № 1500 от 22 октября 1939г.
П. 2. Тов. Чечубалина Н.А. откомандировать для руководства работами по постройке гусеничного шасси на завод № 18 в г. Воронеж сроком до 1 января 1940г.
Основание: Распоряжение 1-го Главного Управления НКАП №394018 от 7 октября 1939г.
Нач. Бюро Изобретений Главсевморпути /Н. Ходеев/

Лист 163.
Распоряжение по Бюро Изобретений Главсевморпути № 4 от 27 мая 1940г. … Срок продлён до 1 июня 1940г. /Н. Ходеев/

Лист 164.
Приказ № К-618 По Главному Управлению Северного Морского Пути при СНК СССР. г.Москва. 19 июля 1940г.
«О премировании изобретателя т. Чечубалина Н.А.»
В результате всесторонних государственных испытаний «гусеничного шасси для самолётов» построенного Бюро Изобретений по предложению Воентехника 1-го ранга т. Чечубалина Николая Афанасьевича установлено, что изобретение имеет большое практическое значение.
В связи с этим принято решение о его широком внедрении во все виды авиации.
За проявленную инициативу и настойчивость, изобретателю «гусеничного шасси» Воентехнику 1-го ранга тов. Чечубалину Н.А. объявляю благодарность и премирую денежной суммой в размере 5000 рублей из средств Бюро Изобретений.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР – Папанин
Зам. Нач. Главсевморпути – Шевелёв
Нач. Управления Полярной авиации – Мазурук
Нач. Бюро Изобретений – Н. Ходеев.