Страница 2 из 2

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 02 Июнь 2016 12:56
ББК-10
Советская Сибирь, 1936, № 080, 6 апреля.

 Советская Сибирь, 1936, № 080 (1936-04-06) Лапоногов и Романов приветствие.jpg
ЛЕТЧИКАМ ЛАПОНОГОВУ И РОМАНОВУ

ПРИВЕТСТВИЕ тов. ТКАЧЕВА

Вчера на имя летчиков В. А. Романова и И. С. Лапоногова, налетавших по миллиону километров, была получена от начальника гражданского воздушного флота СССР тов. Ткачева приветственная телеграмма следующего содержания:
«Дорогие Владимир Александрович и Иосиф Семенович!
Горячо поздравляю с достижением первого миллиона километров, налетанных вами. Вы овладели в совершенстве сложной техникой авиации, вы становитесь в первые ряды бойцов за великие достижения нашей страны.
Искренне желаю вам успеха в дальнейшей плодотворной работе на благо нашей родины. Жму руки.
С товарищеским приветом ТКАЧЕВ».

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 02 Июнь 2016 21:06
ББК-10
Советская Сибирь, 1936, № 082, 9 апреля.

 Советская Сибирь, 1936, № 082 (1936-04-09) Летчики-стахановцы у тов. К.М. Сергеева.jpg
ЛЕТЧИКИ-СТАХАНОВЦЫ у тов. К. М. СЕРГЕЕВА

7 апреля секретарь Крайкома BKП(б) тов. К. М. Сергеев принял стахановцев-пилотов и бортмехаников восьмого отряда Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота. В составе делегации — знатные пилоты, налетавшие по миллиону километров, тт. Лапоногов и Романов. В беседе участвовали редактор газеты "Советская Сибирь" т. Тимофеев и заведующий промышленно-транспортным отделом Крайкома т. Принцев.
Командир отряда т. Петровский представил т. Cергееву участников делегации: тов. Иванова — пилота налетавшего 700 тысяч километров, тов. Каменева, налетавшего 750 тысяч километров, тов. Консулаки, — имеющего 300 тысяч налетанных километров, бортмехаников Езова и Харламова. С ними на приеме присутствует парторг отряда т. Николаев и заместитель начальника политотдела Западно-Сибирского гражданского воздушного флота т. Завада. I
Расскажите нам о своей работе, о том, что предстоит вам сделать, о наших перспективах, обращается к присутствующим тов. Сергеев.
О работе своего отряда рассказывает т. Петровский.
Раньше Новосибирск поддерживал воздушное сообщение только до Свердловска. В этом году западно-сибирский воздушный флот будет обслуживать прямое сообщение с Москвой. Это ответственное дело поручено восьмому отряду, как более сильному, располагающему хорошими кадрами пилотов, в совершенстве овладевающими летной техникой.
— Отряд в прошлом году и в 1936 году не имеет ни oдной аварии. Из всех самолетов лишь один запоздал на час по причине задержки с места отправления. Для полета из Новосибирска в Москву потребуется не больше суток. Тов. Лапоногов показал прекрасный пример: до Москвы от Новосибирска он летел всего 18 часов.
Это дает наш право утверждать, что полеты будут совершаться даже с экономией времени.
Тов. Сергеев подробно интересуется, какой системы самолеты будут курсировать по линии Новосибирск—Москва, как будут обслуживаться пассажиры, обеспечен ли отдых на аэродромах, питание, сообщение с городам.
— С обслуживанием пассажиров дело поставлено еще неважно, некоторые аэродромы работают плохо, — говорят тт. Петровский, Лапоногов и Романов. — Иногда аэродромы дают неверные метеорологические сводки, запросы о наличии свободных мест от аэропортов иногда поступают только тогда, когда самолет уже находится в пути. Связь организована еще неудовлетворительно. В этом нужна помощь. Сейчас, например, нам не разрешают держать радиосвязь с управлением. Другой раз видишь непорядки, но помочь не в состоянии.
Дальше т. Петровский рассказывает о расширении сообщения с глубинными районами. На север самолеты будут курсировать до Александровска. Открывается сообщение Кемерово — Центральный рудник.
Оживленная бкседа длилась почти два часа. В конце беседы т. Сергеев, обращаясь к стахановцам-пилотам и бортмеханикам, выразил надежду, что по их примеру все летчики гражданского воздушного флота 3aпадной Сибири покажут образцы безаварийных и скоростных полетов.
— Наличие среди вас — говорит тов. Сергеев — таких пилотов-стахановцев, как Лапоногов и Романов, позволяет быть уверенным, что вы с поставленной партией и правительством задачей справитесь, авиасообщение Новосибирск - Москва сделаете образцовым.
После беседы т. Сергеев сфотографировался вместе со стахановцами воздушного флота.

Летчики-стахановцы Западно-Сибирского управления граждвоздухофлота на приеме у секретаря Крайкома ВКП(б) тов. К.М. Сергеева 7 апреля 1936 г. На снимке: в средине тов. Сергеев, рядом с ним летчики, налетавшие по миллиону километров — слева тов. Лапоногов, справа — тов. Романов. Фото Г. ПЕХТЕРЕВА.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 03 Июнь 2016 14:14
ББК-10
Советская Сибирь, 1936, № 095, 24 апреля.

 Советская Сибирь, 1936, № 095 (1936-04-24) Год в воздухе-Лапоногов и Романов.jpg
ЛЮДИ АВИАЦИИ

ГОД В ВОЗДУХЕ

Оба стахановцы. Оба летают с 1916 года. Оба любят авиацию, воздух, самолет. Оба стремятся передать свой богатейший опыт молодым пилотам-комсомольцам. Оба — «миллионщики».
Владимира Александровича Романова, летчика корабля «Илья Муромец», в 1917 году солдаты выбрали командиром. Когда конные банды Мамонтова захлестывали районы Орла, над вражеокими отрядами кружили красные самолеты, на одном из которых был Романов.
С зарождением воздушного Гражданского флота Владимир Александрович сел за штурвал пассажирского самолета. С тех пор он до сегодняшнего дня возит на авиолиниях Сибири почту, живых медведей для зоологического сада, грену шелковичных червей, запасные части для радиостанций и т. д.
Он очень много перевез людей. Был непрерывно в воздухе около года. Год в воздухе!
... Когда киевляне, закинув головы к небу, смотрели на исключительное мастерство летчика, проделывавшего сложные фигуры высшего пилотажа, они знали, что в небе «проветривается» Иосиф Семенович Лапоногов.
«Истребителя» Лапоногов меняет на «пассажира». И вот уже несколько лет над просторами Сибири ходит самолет «АНТ-9», перевозя пассажиров на новые стройки...
На первом всесоюзном совещании стахановцев Гражданского воздушного флота оба «дружка» выйдут на трибуну и расскажут, как они добились перевыполнения плана на 160 проц., как они летают без аварий, как они за двадцать лет летной работы не выбили себе ни одного зуба.
Любите авиацию, как ее любят Лапоногов и Романов! Учитесь у них! Берите с них пример!
А вам, товарищи Владимир и Иосиф, я желаю радости, здоровья и многих лет красивой авиационной жизни.

М. Т. СЛЕПНЕВ,
Герой Советского Союза.

(«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»).

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 03 Июнь 2016 17:45
ББК-10
ВСП 1936 № 151 (3 июля)

 ВСП 1936 № 151 (3 июля) Награды летчикам ГВФ - Лапоногов-Романов.jpg
О награждении летчиков гражданского воздушного флота.

Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: наградить —

ОРДЕНОМ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

1. Лапоногова И. С. — пилота Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота — за 20-летнюю непрерывную летную деятельность и безаварийный налет 1 миллиона километров на линиях гражданскою воздушного флота.
2. Романова В. А. — пилота Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота — за 20-летнюю непрерывную летную деятельность и безаварийный налет 1 миллиона километров на линиях гражданского воздушного флота.
...

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. КАЛИНИН.
И. о. секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР И. УНШЛИХТ.

Москва, Кремль, 1 июля 1936 года

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 24 Июнь 2016 22:56
ББК-10
Советская Сибирь, 1933, № 180, 18 августа.

 Советская Сибирь, 1933, № 180 (1933-08-18) КВС Валентина МОЩЕЕВА.jpg
Валя Мощеева - командир воздушного океана

В 1925 году, когда советские летчики блестяще вели авиомашины от Москвы до Пекина — их самолеты бросали гигантские ползучие тени на отдаленные станции железной дороги там, внизу. За самолетами и их тенями долго и пристально следила с земли Валентина Мощеева — дочь железнодорожного рабочего, и где-то, в извилинах ее мозга уже оформлялось желание — полететь самой, почувствовать мотор и воздух. Отсюда — военная работа по собственному желанию в коллективе ВЛКСМ, отсюда, последовательно, и лагери Осоавиахима.
В 1930 году в Томске объявляется набор в авиошколу. Заявление В. Мощеевой, комсомолки, дочери рабочего, о приеме в школу — одно из первых. Трепетно ждала медкомиссии — пугали из озорства ребята:
— Ну, деваха, ни за что не выдержишь. Знаешь, как испытывают в комиссии? Сразмалху в подполье бросают — и чтоб даже не ахнула! Под самим ухом из револьвера бахают— вздрогнешь — не примут!
— Трепотня. Не может быть. Все равно пойду.
И пошла. Из 25 женщин, проходивших комиссию, только семь удовлетворяли предъявляемым требованиям. В их число была и В. Мощеева.
III набор краевой школы Осоавиахима перенес всю тяжесть реорганизационного периода школы, но ни на один миг Мощеева не пожалела о том, что выбрала трудную профессию пилота. В первый — с инструктором — полет воздух показался стальным: он больно рвал раскрытый от острого восторга рот, раздирал ноздри. А потом быстро привыкла и к воздуху, и к аппарату. Неожиданный самостоятельный полет провела как по маслу: на первом же развороте, оглянувшись на кабинку, обнаружила, что никого, кроме нее, на самолете нет, и, не дрогнув, ни на миг не растерявшись, повела машину спокойно и уверенно.
— А я когда полетела в первый раз, так вся школа собралась у самолета. Ребята тогда еще имели скверную привычку — относиться с презрением к женщинам-курсанткам. Ну и подсмеивались, мол, сядешь, как корова на лед.
Это говорит вторая женщина, пилот-инструктор краевой летной школы, тов. Павлова. В ней ярко выражена гордость женщины новой эпохи, новых взаимоотношений. И к самолету ее привело то же чувство гордости: девочкой она увидела в фото-журнале снимок американки-летчицы.
— Чорта с два! Научусь не хуже американки!
И научилась. С фабрики, куда поступила после школы, ушла-таки в авиошколу, а оттуда, почти одновременно с В. И. Мощеевой, хотя из разных школ — на курсы инструкторов при центральной школе Осоавиахима.
Обе комсомолки возвратились пилотами-ннструкторами и вместе работают в краевой летной школе — "единственные" две женщины-пилотки на весь край. Работают, ни в чем не уступая ииструкторам-мужчинам. Обе уже успели выпустить по группе пилотов, обе имеют значительные производст-
венные показатели: т. Мощеева за последние десять месяцев имеет 163 летных часа, 948 посадок и ни одной аварии. Тов. Павлова с февраля по август налетала 160 часов, имея 854 посадки и тоже — ни одной аварии. Обе уже делали прыжки с парашютами.
Передо мной — советские летчицы. Но меня по-женски озадачивают спокойствие моих собеседниц, равнодушие, с которым они рассказывают о своих прыжках. Мне неоднократно приходилось видеть прыжки с парашютами и каждый раз, когда ухо улавливает смягченный рокот сбавленного газа, а глаз замечает на высоте 500-700 метров выползающую из кабинки букашку летчика — рука непроизвольно прикрывает сердце, словно заслоняя от него и самолет, и отважного пилота.
С быстротой 7 метров в секунду мчится земля навстречу белому шелковому зонтику, ручкой которого служит слегка раскоряченная синяя фигура пилота. Черной жадной пастью раскрывается аэродром, и парашютист, сгибая колени, вытягивает носки, что бы легче самортизировать спуск.
Когда над аэродромом повисают парашюты Мощеевой и Павловой — около школы замирают в горестном страхе две - молчаливые фигуры — матерям пилоток «освоить» профессию дочерей очень трудно.
Кстати, о матерях. Обе пилотки замужние. И я не могу удержаться от чисто женского вопроса:
— Хорошо. Но как вы будете совмещать самолет и ребятишек?
В улыбке сверкают зубы и лукавые глаза собеседниц.
— Ребята? Конечно, беременная не полетишь. Но что пилот может совмещать самолет и ребятишек — вот вам доказательство: зам. оперативным сектором ЦС Осоавиахима Кокорина — пилот, прекрасный руководящий работник. И тем не менее, у нее пара ребят и каких еще ребят!
Сельхозавиация, санитарная авиация, связь, учебные заведения настойчиво требуют кадров. И пилот-женщина в формировании этих кадров играет весьма существенную роль.
И когда страна Советов вынуждена будет вооруженной рукой дать отпор нападению извне авиошколы, тыловые организации, поля не останутся без летных кадров: Мощеевы, Поляковы, Кокорины и сотни им подобных пилоток по-рабочему, просто и уверенно заменят мужчин на самолетах и в школах, сядут в кабинки и твердо включат мотор.
К. ГАЙЛИТ.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 25 Январь 2017 17:53
ББК-10
Советская Сибирь, 1936, № 163, 16 июля.

 Советская Сибирь, 1936, № 163 (1936-07-16) нач.ГВФ Ткачев в Новосибирске.jpg
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
тов. ТКАЧЕВ В НОВОСИБИРСКЕ


Вчера в 8 часов 40 мин вечера в Новосибирск прилетел начальник Главного управления гражданского воздушного флота тов. Ткачев. Вместе с ним прилетели заместитель начальника ГУГВФ тов. Широкий и другие работники ГУГВФ. Самолет идет под управлением пилота Тимашева.
Toв. Ткачев обследует трассу Москва — Владивосток, по которой в дальнейшем будет открыто пассажирское сообщение на аэропланах. Сейчас пассажирское сообщение существует только до Новосибирска.
На аэродроме тов. Ткачева встретили начальник Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота тов. Гончаров, его заместитель тов. Бородатов, начальник политотдела тов. Нальберский и другие работники Западно-Сибирского управления.
Тов. Ткачев предполагает пробыть в Новосибирске до завтра.

*
Самолет, на котором прилетел тов. Ткачев, представляет собой свободно несущий моноплан американской фирмы «Дуглас». Два его мотора по 710 лошадиных сил каждый позволяют аэроплану развивать скорость до 295 километров в час.
Это чрезвычайно комфортабельная четырнадцатиместная пассажирская машина, снабженная всеми удобствами для пассажиров.
И. ПОПОВ.


Советская Сибирь, 1936, № 165, 18 июля.

 Советская Сибирь, 1936, № 165 (1936-07-18) ТКАЧЕВ ЕДЕТ НА ВОСТОК.jpg
Начальник ГУГВФ
тов. Ткачев
вылетел на восток


Вчера в час дня начальник Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) комкор тов. Ткачев, его заместитель комдив тов. Широкий, помощник начальника политуправления ГУГВФ тов. Кривцов и другие работники ГУГВФ вылетели на аэроплане на восток.
В беседе с вашим корреспондентом комкор тов. Ткачев заявил:
— Продолжить пассажирскую линию от Новосибирска до Иркутска и открыть таким образом прямое пассажирское сообщение на самолетах Москва — Иркутск мы намерены во второй половине 1937 года.
С открытием новой линии Новосибирск приобретет значение базового аэропорта. В связи с этим потребуется реконструировать аэровокзал и улучшить и благоустроить аэродром.
Этой линии придается большое значение. Ее будут обслуживать более скоростные аэропланы. Безопасность самолетовождения будет обеспечена радиомаяками.
Комкор тов. Ткачев предполагает через несколько дней вернуться в Москву.
И. ПОПОВ.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 25 Январь 2017 20:58
ББК-10
Советская Сибирь, 1936, № 191, 18 августа.
 Советская Сибирь, 1936, № 191 (1936-08-18) фото летчик Гиренко.jpg
 Советская Сибирь, 1936, № 191 (1936-08-18) фото техник Низяева.jpg


Летчик Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота т. Гиренко, стахановец прекрасно овладевший техникой самолетовождения.

Тов. Hизяева, комсомолка, отличница, техник по авиаприборам. Не снимке: т. Низяева перед осмотром «АНТ-9» на новосибирском аэродроме.

Фото АКМОЛИНСКОГО.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 26 Январь 2017 11:50
ББК-10
Советская Сибирь, 1937, № 113, 18 мая.

 Советская Сибирь, 1937, № 113 (1937-05-18) Л-118.jpg
Вчера с Новосибирского аэродрома вылетел по. маршруту Новосибирск — Москва пассажирский самолет AHT-9. На снимке; комсомольская команда, работающая на линии Москва — Новосибирск. В центре справа командир экипажа Л-118 Б. А. Консулаки.
Фото А. ВИШНЯК.


ВОЗОБНОВИЛАСЬ ПАССАЖИРСКАЯ АВИАСВЯЗЬ С МОСКВОЙ

17 мая в 5 часов утра с Новосибирского аэродрома вылетел в Москву первый пассажирский самолет «AНT-9» Л-118. Самолет повел летчик-комсомолец Б. А. Консулаки, имея на борту экипаж в составе пилота Китновского, бортмеханика Езова и семь пассажиров.
В 5 часов 30 минут утра с аэродрома взял старт на Москву второй самолет «АНТ 9» Л-165, вылетевший под командованием пилота Бычкова. Самолет повез 200 килограммов почты и 210 килограммов груза. Он же захватил отставшего от курьерского поезда в Новосибирске интенданта З-го ранга Тихоокеанского флота Овчинникова. В вагоне поезда у Овчинникова осталась жена, ребенок, вещи и все деньги. По расчетом пилота самолет Л-165 будет в Свердловске на 2 часа раньше экспресса.
С сегодняшнегo дня из Новосибирска ежедневно будут вылетать в Москву один пассажирский самолет и два почтовых.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 26 Январь 2017 13:21
ББК-10
Советская Сибирь, 1938, № 189, 17 августа.

 Советская Сибирь, 1938, № 189 (1938-08-17) Летчики Гиренко и Богомазов.jpg
Летчики

Всего несколько лет назад сыну столяра-модельщика Коле Гиренко только в мыслях удавалось подняться над бескрайними просторами большой советской земли. Он долго и мучительно, как влюбленный, вынашивал свою мечту — стать пилотом.
В те годы Коле Гиренко был хорошо известен только поселок Дружковка. что в Донбассе, и ничего больше. Здесь, под южным небом, в соседстве со всесоюзной кочегаркой, он родился и вырос. Здесь же, в поселке. он окончил 6 классов неполной средней школы.
Сейчас Николай Антонович Гиренко хорошо знает воздушные пути и, в частности, такую большую трассу, по которой идут самолеты из Сибири в сердце нашей великой родины — в красавицу Москву, где живет и работает великий Сталин, отец, учитель и друг всех трудящихся.
Николай Антонович — пилот пассажирского самолёта гражданского воздушного флота.
Окончив авиационную школу, тов. Гиренко получил назначение в Новосибирск и здесь работает вот уже пятый год. За это время он был в воздухе свыше 2.700 часов.
Два года он работает на линии Москва — Новосибирск и ни одной аварии, ни одной даже самой незначительной поломки не было. Вот отличный показатель дисциплинированности и знания машины.
Гиренко необычайно скромен. Когда мы попросили рассказать его о своей работе, он удивлённо переспросил:
— Как работаю? Да очень просто. Как только пассажиры сели по местам и дано разрешение к взлету, подымаемся в воздух и ведем самолет точно по заданному курсу. Во и все. И так каждый раз.
Потом добавил:
— Некоторые мои товарищи могут рассказать о разных непредвиденных случаях в воздухе. У меня их не было и я об этом не сожалею.
И все-таки Николай Антонович рассказал об одном «случае».
12 июля тов. Гиренко вел самолет в Москву. В числе пассажиров был депутат Верховного Совета РСФСР Александр Филиппович Тамара, ехавший на Первую Сессию высшего органа власти республики. По пути сел еще один депутат Верховного Совета. Тов. Гиренко в один день до-
ставил народных избранников г. Москву, причем самолет находился в пути на час меньше, чем предусмотрено расписанием.
— Такие «случаи» мне по душе, — говорит тов. Гиренко. — С ними я в дружбе. Доставив на час раньше народных избранников в Москву, я с честью выполнил задание.
*
Сын слесаря и табачницы, ростовчанин Константин Григорьевич Богомазов учился в той же самой школе, в какой и Гиренко. Это — старые друзья. У них много общих черт. Константин Григорьевич такой же скромный и скупой на рассказы, как и его товарищ.
В Новосибирском аэропорту он с 1934 года и за это время не было ни одной аварии. Сейчас он водит пассажирские машины в Москву. Раньше совершал ночные рейсы с почтовыми самолетами. И все было благополучно. А вот недавно произошел такой случай.
На участке Курган — Омск, в полете (на высоте 900 метров) вдруг отказал левый мотор. Бортмеханик тов. Кавелин, осмотрев мотор, заявил:
— Совсем отказал.
Пришлось итти на вынужденную посадку. Константин Григорьевич сделал все, чтобы не повредить машину. Мигом выбрал посадочную площадку и благополучно приземлился. Связались по радио с пролетавшим по трассе самолетом. Вскоре была оказана техническая помощь.
Готовясь к Дню авиации, тов. Богомазов досрочно — 11 августа — на 103 процента выполнил план текущего месяца, подготовил пилота для самостоятельной работы на тяжелых машинах. Но эти подробности стали известны нам только после долгих и упорных расспросов.
— Разве это моя заслуга? Хорошо работать, готовить кадры — это моя святая обязанность, — говорит Константой Григорьевич. — Мы обязаны работать так, как учит нас товарищ Сталин.
*
И Гиренко, и Богомазов в один голос заявляют:
— Если завтра война, если враг нападет, мы пересядем на боевые воздушные корабли и будем беспощадно громить врага на его же территории.
В этих словах выражены мысли всей огромной семьи летчиков гражданского воздушного флота.
По первому зову партии и правительства летчики гражданской авиации, как и весь советский народ, все, как один, станут на защиту матери-родины, которую ведет от победы к победе гениальный Сталин.
К. ГАЛКИН.

Гиренко Николай Антонович (1912-?)

СообщениеДобавлено: 26 Январь 2017 20:08
ББК-10
Гиренко Николай Антонович (1912-?)
Летчик.


Сергиенко А. М. АГОН - авиационная группа особого назначения. - М.: Андреевский флаг, 1999.
Книга в сети: http://militera.lib.ru/h/sergienko_am/index.html


Для полета в Италию был назначен экипаж из отдельной транспортной эскадрильи ГВФ в следующем составе: командир корабля Николай Антонович Гиренко, второй летчик Николай Иванович Дедович, бортмеханик Владимир Васильевич Иванов и бортрадист Виктор Александрович Кожевников. Обязанности штурмана были возложены на заместителя главного штурмана АДД полковника В.И.Соколова.

 =Советская Сибирь, 1936, № 191 (1936-08-18) фото летчик Гиренко - фр.jpg
Николай Гиренко родился 6 апреля 1912 года в деревне Жуковка Донецкой области. Он был пятым ребенком в семье. Трудно было поднимать на ноги шесть детей матери — Аграфене Терентьевне, ставшей вдовой в 36 лет. Но Коля не огорчал, был послушным, учился в школе городка Дружковка, что лежит между Константиновкой и Краматорском. Пошел сразу в третий класс.
Увлекся игрой на гитаре. После окончания семилетки устроился кузнецом на одном из металлургических заводов.
Молодого рабочего хвалили: рука твердая, глаз верный, быстро все схватывает — будет хороший кузнец. Помимо работы стал руководить струнным оркестром. Комитет комсомола даже предложил путевку в музыкальный техникум. Соблазн, конечно, был велик, но тут, почти одновременно, на заводе был объявлен набор в летную школу. Заметались, забурлили в юношеской душе мечты и планы. В конце концов решил так: уж где-где, а именно в авиации нужны и твердая рука, и верный глаз, а музыка, она никуда не денется, да и не мужское это дело всю жизнь перебирать струны гитары.
Общежития, учебные классы и аэродром Батайской авиационной школы запомнились на всю жизнь. Метр за метром брал он здесь высоту своего летного мастерства, сперва в теории, а потом и на практике, когда пришли долгожданные минуты первого взлета и самостоятельного парения над землей.
В августе 1933 года школа досрочно выпустила группу своих питомцев. Среди них был и Николай. Первая самостоятельная работа в качестве пилота на У-2 в Иркутске. Затем Омск, Новосибирск. 2 июня 1941 года в жизни летчика своеобразный рубеж — он налетал 300 000 км, за что и был награжден нагрудным знаком.
Война застала Гиренко в Архангельске. В августе на Карельский фронт прибыл авиаотряд гражданского воздушного флота, которым командовал Н.А.Опришко. На его основе была создана карело-финская отдельная авиагруппа, преобразованная позже в 5-й отдельный авиаполк ГВФ. Имея разные по типам самолеты, полк выполнял разнообразные задачи. Но особое место занимала работа на партизан. Активно участвовал в ней и летчик Гиренко. Где только не бывал его маленький П-5.
С 18 августа 1943 года Николай Гиренко стал командиром корабля Ли-2 в отдельной транспортной эскадрилье ГВФ. В эту эскадрилью, как я уже писал, выполнявшую самые ответственные правительственные задания, плохих летчиков не брали. 28 сентября майор А.П.Лебедев проверил технику пилотирования новичка, поставил ему отличную оценку и допустил к полетам в сложных условиях. А на следующий день, он же, майор Лебедев, по приказу командира эскадрильи передал экипажу старшего лейтенанта Н. А. Гиренко свой самолет за номером Л-3463.
Очень быстро экипажу стали доверять важные правительственные задания. Все чаще и чаще на борту самолета в качестве пассажиров появлялись представители НКО, ЦК ВКП/б/, иностранных посольств и миссий, члены правительства. Взлет, посадка. Мелькали перед глазами пассажиры, аэродромы, города. Одно задание сменялось другим. И все ответственные, специальные, правительственные.
23 октября 1943 года под прикрытием истребителей экипаж доставил из Москвы в Старую Торопу командующего 10-й армией генерала В.С.Петрова. 8 февраля 1944 года взяли курс на Ковров, куда перебросили наркома вооружения Д.Ф.Устинова. 14 февраля отвезли в Киев представителя СНК СССР. 16 февраля доставили в Днепропетровск группу генералов во главе с заместителем командующего 4-й танковой армией генерал-майором А.И.Рыжковым. Ответственный полет выполнил экипаж 13 апреля. На борту находился посол США в Советском Союзе господин Уильям Аверелл Гарриман, который решал вопросы снабжения в Мурманске и Архангельске, куда поступали военные грузы США по ленд-лизу.
Таким образом, к июню 1944 года летчик Н. А. Гиренко имел достаточный опыт по выполнению правительственных заданий. Среди них еще не было заграничных полетов. И вот время для первого из них настало. 7 июня самолет с бортовым номером 2 взял курс на юг. Пассажиры, быстро перезнакомившись, вели оживленные разговоры. Общих тем для обсуждения было предостаточно. Что же касается Жарко, то он, попав впервые на самолет, прильнул к иллюминатору и не отрывался от него до самой посадки в Баку.
Остановка была короткой, лишь для того, чтобы заправиться и пообедать. Вечером этого же дня приземлились в Тегеране. Здесь к летевшим присоединился А.А. Лаврентьев.
Во время войны в Иране было организовано советское транспортное управление (СТУ), под руководством генерала Карпина. В самом управлении был отдел воздушных сообщений. Его-то и возглавлял Алексей Алексеевич Лаврентьев. А должность его называлась так: начальник авиаотдела СТУ и уполномоченный ГУ ГВФ. Название длинное, обязанностей много, а штат — с гулькин нос.
Заданию лететь в Бари Лаврентьев не обрадовался, но командировка давала возможность познакомиться с заместителем штурмана АДД и открывала возможность решить наболевшие вопросы, которые были в сфере деятельности штаба авиации дальнего действия. Этим проблемам, как и предстоящим переговорам с союзниками, он и посвятил все время перелета.
Погода была хорошей. Совершив очередные промежуточные посадки в Хаббании, Каире и Тунисе, уже 10 июня экипаж приземлился в Бари.
Прилетевших встретил заместитель начальника советской военной миссии в Югославии полковник С.В.Соколов. Ему было поручено возглавить советскую делегацию на переговорах с союзниками. На следующий день экспертная комиссия, не теряя времени, приступила к работе.
Что же касается югославских товарищей во главе с М.Джиласом, то они из Бари катером отбыли на остров Вис. Их приезда ожидало все
руководство Югославии во главе с И.Тито.
Н.А.Гиренко, завершив трудный и ответственный перелет, стал выполнять с А.С.Шорниковым задания начальника советской военной миссии в Югославии. В формируемом АГОНе стало два экипажа транспортной эскадрильи.


Орден Красной Звезды
Гиренко Николай Антонович 1912 г.р.
Звание: пилот
в РККА с 09.07.1941 года
Место призыва: НКО Приказ № 0047 от 9/VII-41 г.
Место службы: 1 отряд Карело-Финская особ. ав. группа КарФ
Дата подвига: 01.02.1942-19.02.1942
№ записи: 10807586
 6.jpg
 7.jpg
 11.jpg

Фронтовой приказ № 169 от: 20.03.1942 ВС Карельского фронта
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 682524 ед.хранения: 46
№ записи: 10807567
 57.jpg
 58.jpg
 59.jpg
 60.jpg


Орден Отечественной войны I степени
Гиренко Николай Антонович 1912 г.р.
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 06.1941 года
Место призыва: по линии Аэрофлота
Место службы: ГВФ
№ записи: 21005250

 1.jpg
 4.jpg
 13.jpg

Фронтовой приказ № 203/н от: 21.04.1944 ВС АДД
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 686044 ед.хранения: 4022
№ записи: 21005218
 68.jpg
 69.jpg


Орден Отечественной войны I степени
Гиренко Николай Антонович 1912г.р.
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 1941 года
Место службы: трансп. аэ авг ОСНАЗ АДД
Дата подвига: 10.07.1944,12.08.1944-15.08.1944
№ записи: 44947246

 1.jpg
 3.jpg
 8.jpg

Фронтовой приказ № 667/н от 06.11.1944 АДД
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 690306 ед.хранения: 1198
№ записи: 44947219

 78.jpg
 79.jpg
 80.jpg


Орден Красного Знамени
Гиренко Николай Антонович 1912г.р.
Звание: капитан
в РККА с 1933 года
Место службы: авг ОСНАЗ ВВС
Дата подвига: 10.07.1944-25.12.1944
№ записи: 43022894

 1.jpg
 17.jpg
Фронтовой приказ № 56/н от: 23.06.1945 ВВС КА
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 690306 ед.хранения: 2105
№ записи: 43022891
 20.jpg
 21.jpg
 22.jpg

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 05 Февраль 2017 19:49
ББК-10
Советская Сибирь, 1938, № 190, 18 августа.

 Советская Сибирь, 1938, № 190 (1938-08-18) Учлеты Новосибирска.jpg
Группа комсомольцев новосибирских предприятий, заканчивающих изучение летного дела при Новосибирском аэроклубе без отрыва от производства и идущих нынче в армию. Слева: Седунов И. Е., Анопченко В. В., Панурко Б. Г., Бурлак И. И., Гусельников П. Т., Долгов И. М., Соколов А. Л.
Фото БЕЛЯНИНА Г. А. (СОЮЗФОТО).

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 27 Апрель 2020 13:01
ББК-10
Советская Сибирь, 1939, № 191, 18 августа.

 Советская Сибирь, 1939, № 191 (1939-08-18) люди нашей трассы.jpg
Люди нашей трассы

Над крыльями — небо и солнце, впереди — безграничный простор, а внизу — неспокойное море неприветливых, косматых облаков...
Самолет шел на высоте 1.700 метров.
Шел час, полтора, два. Пилот начинал недоумевать — пора бы и дойти. И в самом деле, подтверждая его мысленные расчеты, радист коротко сообщил:
— Свердловск.
Самолет развернулся и пошел в облака. Белесая мгла сразу стиснула машину и с боков, и сверху, и снизу. Пассажиры насторожились. Но молодой командир корабля снижался так спокойно и уверенно, что казалось, будто он спускается, насвистывая, по знакомой лестнице в гости к старим друзьям.
Зачернела земля, странная отсюда, расплывчатая. Но вот все яснее и яснее вырисовываются горы, тайга... Прямо на деревьях лежат облака. Местность совершенно незнакомая.
Пилот понял, что радист ошибся. А бензина осталось на 20—25 минут... А в пассажирской кабине — люди, вылетевшие по срочному заданию. Впрочем, дело сейчас уже не в задании. Дело шло о человеческих жизнях.
Самолет снова кинулся в густые, ставшие жуткими, облака.
Командир подозвал радиста:
— Маяк проскочили. Заблудились. На какой антенне работал?
— На жесткой.
Командир покачал головой. Работать надо было на выпускной.
— Настраивайся!
Обескураженный, расстроенный радист вернулся к себе.
Через двадцать минут самолет опустился в Свердловском аэропорту. Пассажиры так и не узнали, какай опасности они подвергались.
Это было два года тому назад. Молодой радист тов. Симаков тогда только что поступил в комсомольский экипаж Новосибирского аэропорта и совершал свой первый ответственный рейс.
Теперь, через два года, его имя знает вся трасса. Он считается одним из лучших наших радистов. А сам себя он считает выучеником молодого командира комсомольского экипажа тов. Консулаки.
В тот полет молодой командир был уже немолодым пилотом.
Борис Александрович Консулаки причастен к авиации, можно сказать, с детства. Он родился в то счастливое время, когда в школьные годы ему никто не мог помешать заняться любимым делом — авиамоделизмом. Затем — школа планеристов новосибирского Осоавиахима, затем— летная школа. В 1932 году тов. Консулаки был уже сам инструктором летной школы, потом — командиром звена, командиром отряда. С 1935 года он работает на линии Новосибирск — Москва. Здесь он и создал в 1937 году, зачиная стахановское движение в порту, первый комсомольский экипаж. В том же году он был награжден орденом Красной Звезды. Сейчас Борис Александрович — начальник, летной части аэропорта.
Вот и вся биография.
Но за этими краткими данными — свыше семисот тысяч пройденных километров, все Поволжье, вся Центральная Россия, Нарым, Заполярье, северо-восток и Дальний Восток. За ними — большая и серьезная работа.
В прошлом году тов. Консулаки вместе с бортмеханиками Зеленцовым и Калашниковым начал изучение высотного профиля полета. Это значило изучение полета без видимых ориентиров, изучение характера обледенения, характера облачности. Дело грудное, но только не для советского пилота. Первый потолок в 3.000 метров очень скоро сменился потолком в 6.200 метров и, наконец, в 7.500.
А в этом году вместе с Борисом Александровичем Консулаки на нашей трассе работает целая группа пилотов-высотников и скоростников. Достаточно назвать фамилии летчиков-стахановцев тт. Богомазова, Тютяева, Бычкова, Руднева, Уварова, Меснянкина, Галицкого, Рудницкого...
Вместе с ним и растут и их товарищи по работе — механики, такие, как сменный инженер Сулейманов, как техники Сидоренко, Михеенко, Еняков, Тимофеев, бортмеханик Широков, бортрадисты Симаков, Бахтин, Князев...

Все они — прекрасные мастера своего дела, люди, объединенные одним стремлением, воодушевленные одним чувством — безграничной любовью к своей великой родине. В нужный момент одни из них радостно и уверенно сядут да штурвалы боевых машин, другие будут безукоризненно обслуживать материальную часть грозных для врага воздушных кораблей.
А пока они блестяще справляются с той работой, которую им поручает правительство.
Приведем только две цифры: 29 экспериментальных высотных полетов дали экономии 18.850 килограммов горючего. К этому добавим, что при высотных полетах в два и три раза увеличивается срок службы моторов.
Мы уже не говорим об экономии времени, о колоссальном культурном значении скоростной воздушной связи. Нет такого уголка в необъятной нашей стране, куда но мог бы прилететь советский самолет, прилететь быстро, спокойно, надежно. Нет таких путей, которые не отважились бы исследовать сталинские соколы.
Впрочем, для них это не отвага, не подвиг, а любимая профессия. Тов. Консулаки не только про себя говорит, что для него каждый полет — не просто полет, очередной рейс, а увлекательная экскурсия в новый заманчивый мир. Его давно уже не страшит облачность, он даже любит пройти этим причудливым надземным лабиринтом, повстречаться с каким-нибудь гигантским гротом, с воздушным замком, сложенным из легких, залитых солнцем облаков...
Советский летчик — не только изумительный мастер своего дела, но и его поэт.
Е. ИВАНОВ.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 03 Июнь 2020 10:28
ББК-10
Советская Сибирь, 1939, № 148, 28 июня

 Советская Сибирь, 1939, № 148 (1939-06-28) Новосибирский аэроклуб.jpg
Боевая учеба курсантов Новосибирского аэроклуба. На снимке: комиссар летной части тов. Шинкаренко С. И. проводит с курсантами аэроклуба политинформацию.
Фото Г. Белянина.

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 03 Июнь 2020 22:40
ББК-10
Советская Сибирь, 1939, № 149, 29 июня

 Советская Сибирь, 1939, № 149 (1939-06-29) Пилот-жертва клеветы Горбачев.jpg
СУД

ПИЛОТ—ЖЕРТВА КЛЕВЕТЫ

В мае прошлого года Всесоюзное общество Красного Креста командировало в распоряжение Западно-Сибирского управления аэрофлота опытного пилота Анатолия Горбачева, который был послан в отряд скорой помощи при Нарымском окружном отделе здравоохранения. Здесь он работал честно, добросовестно, без аварий. За короткое время, в исключительно трудных условиях тов. Горбачев налетал свыше 200 часов. Без отказа, в любое время он вылетал на своей машине туда, где требовалась неотложная помощь врача. Его не страшили ни отсутствие исследованных трасс и подготовленных посадочных площадок, ни пурга и морозы.
Казалось бы, такой пилот кроме похвалы и всяческой поддержки ничего не мог заслужить. Но случилось иное.
В Колпашевском аэропорте работала некая Ярлыкова. Она начала клеветать на Горбачева, посылая в разные организации заявления, что Горбачев «воздушный хулиган», что он «беспробудный пьяница» и даже социально опасный элемент.
Эти слухи дошли до управления аэрофлота. Не проверив материалов, начальник группы санитарной авиации Демин 14 марта издал приказ об увольнении Горбачева якобы за воздушное хулиганство и систематические пьянки.
Честный пилот, имеющий большой стаж безукоризненной работы, оклеветанный, остался не у дел. При расчете ему не выдали заработанных пяти тысяч рублей.
Горбачев обратился с жалобой в Нарымский окружной исполнительный комитет. Была создана специальная комиссия, которая после детального разбора дела, пришла к выводу, что Горбачев стал жертвой клеветы.
Дело разбиралось Новосибирским народным судом 21 участка. Увольнение признано неосновательным. По решению суда весь заработок летчика, включая оплату 20 дней вынужденного прогула, должен быть выплачен тов. Горбачеву полностью.
Решение правильное, но вызывает недоумение «невмешательская» позиция суда к клеветнице Ярлыковой, которая остается безнаказанной.



В качестве версии. А не этот ли А. Т. Горбачев из "летающей скорой помощи" после "финского залета" по совету Страубе "откомандировался" в Зап. Сибирь?
Dobrolet пишет: viewtopic.php?f=8&t=4443#p34110
К моему глубочайшему изумлению выяснил, что про Страубе ничего нет в Персоналиях. Более того - в сети одно единственное фото в составе экипажа Красного медведя, времен спасения Нобиле. Даже обстоятельства и дата смерти Георгия Александровича в сети сильно разняться:
«Летающая скорая помощь» должна была лететь когда это было надо и садиться где прикажут. Случалось, что экипаж в плохую погоду терял ориентировку. Так, в 1937 году, экипаж самолета СССР-К-8 (летчик А.Т. Горбачев, механик А.Н. Васильев) получил приказ эвакуировать в Ленинград больную женщину. Летчики смогли добраться до места назначения и приняли больную на борт, но на обратном пути потеряли ориентировку и совершили вынужденную посадку на сопредельной территории Финляндии. Шел 1937 год, отношения СССР и Финляндии были весьма напряженные. Те мне менее финские врачи оказали помощь больной, а власти Финляндии возвратили самолет и экипаж в СССР. К сожалению, расследование случая вынужденной посадки сопровождалось «оргвыводами». Экипаж не пострадал, но начальник санитарной авиации Северного Управления ГВФ, один из старейших полярных летчиков СССР, Георгий Страубе, был отстранен от работы. Сердце его не выдержало и он умер от сердечного приступа. (http://rusaviagold.narod.ru/Airplane/Sha2/SH2_main.htm)

Авиация Западной Сибири (ЗСУ ГВФ)

СообщениеДобавлено: 09 Июнь 2020 13:43
ББК-10
Советская Сибирь, 1938, № 288, 17 декабря

 Советская Сибирь, 1938, № 288 (1938-12-17) рейсы ПС-40.jpg
Регулярные рейсы самолета "ПС-40"

С 1 января открывается ежедневное регулярное движение скоростных почтовых самолетов "ПС-40" по магистрали Москва - Владивосток. Западно-Сибирское управление Гражданского воздушного флота будет обслуживать линию Москва — Иркутск.
Среди летно-технического состава и работников портов Западно-Сибирского управления развернулось социалистическое соревнование за лучшую подготовку к открытию регулярного сообщения. Аэропортам, которые подготовку к открытии линии проведут образцово, выделены две премии. Первая — в 3 тысячи рублей, вторая — в 2 тысячи