Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Авиация заполярья - авиабазы, авиаотряды, аэропорты и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 11 Апрель 2017 13:18

ВСП, 1958, № 253, 25 октября.

 ВСП 1958 № 253 (25 окт.) 16300 часов в воздухе.jpg
16300 часов в воздухе

На воздушных трассах Восточной Сибири, во многих аэропортах нашей необъятной Родины хорошо знают командира корабля коммуниста Ивана Григорьевича. Тищенко. Это — мастер отличных полетов, умелый авиатор. Точно соблюдая все правила полетов, И. Г. Тищенко и члены его экипажа обеспечивают высокое качество летной работы, борются за экономические показатели.
За 25 лет работы в гражданской авиации — из них 23 года в Восточной Сибири — И. Г. Тищенко налетал более 16300 часов. А недавно в жизни авиатора произошло еще одно событие: очередным рейсом из Хабаровска в Иркутск командир корабля, коммунист И. Г. Тищенко одним из первых в Восточно-Сибирском территориальном управлении гражданского воздушного флота закончил безаварийный налет четвертого миллиона километров. Это его достойный трудовой подарок внеочередному XXI съезду КПСС. Авиаторы подразделения горячо поздравили летчика-миллионера и преподнесли ему ценные подарки.
И. ОТМАХОВ.

На снимке: командир самолета «ИЛ-14» коммунист И. Г. Тищенко. Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 13 Апрель 2017 09:57

ВСП, воскресенье, 28 декабря 1958 г., № 305 (11487)

 ВСП 1958 № 305 (28 дек.) Погоду делают люди. Иркутск аэропорт.jpg
ПОГОДУ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

Иркутский аэропорт — международный. Ни днем, ни ночью не умолкает здесь шум авиационных моторов. Приземляются и взлетают в небо воздушные лайнеры «ТУ-104», серебристые «ИЛы» и другие самолеты.
Чтобы обеспечить нормальные условия для самолетовождения, в аэропорту трудится большой коллектив специалистов.
Земля. Летчик в это слово вкладывает нечто свое, связанное с самыми теплыми чувствами. Сразу же, набрав высоту, летчик устанавливает связь с «землей» по радио, чтобы вести самолет точно по заданному маршруту. В пути, когда в непроглядной ночной тьме бывает совсем невозможно ориентироваться, опять же помогает «земля». И в еще большей степени летчику необходима связь с «землей» при посадке.
С наступлением осени и зимой самолетовождению в Иркутском аэропорту часто мешают туманы. Земля, условные обозначения взлетно-посадочной полосы, яркие неоновые огни на столбах — все теряется, делается невидимым под плотным молочно-серым покровом. До недавнего времени для борьбы с туманом в воздух поднимался специальный самолет, оборудованный устройством с поэтическим названием «Метель». Маленькие капельки углекислоты, выброшенные этим устройством, охлаждали водяные пары, и и они выпадали на землю в виде кристалликов снега.
Однако такая борьба с туманом недостаточно эффективна. И вот недавно на линии, которая отделяет аэропорт от Ангары, начались испытания нескольких наземных аппаратов, сконструированных в научно-исследовательском институте Гражданского воздушного флота. Принцип их действия ничем не отличается от установки «Метель» на самолете. Обслуживать аппараты, рассеивающие туман, доверено Георгию Осипову и Владимиру Дудкину, бывшим связистам. Они хорошо освоились на новой работе, но пока еще не знают, кем себя называть.
— Наверное к метео нас не припишешь, — шутит весельчак Владимир Дудкин.
— Мы не предсказываем, мы делаем погоду...
...В субботний день туман с Ангары нахлынул неожиданно. Перед работниками аэропорта, отвечающими за посадки, встал вопрос — принимать ли прилетающие самолеты в Иркутске? Срочно подготавливался к работе самолет специального применения с установкой «Метель». Г. Осипов и В. Дудкин успели быстро включить свои аппараты и они уже порцию за порцией выбрасывали углекислоту в гущу тумана. Минуло немного времени совместной работы установки «Метель» с наземными аппаратами, и небо над аэропортом Иркутска прояснилось.
Земля. Летчики ее могли видеть с самолетов, заходящих на посадку, свободно, не напрягая зрения.
Обратно в аэропорт от аппаратов Г. Осипов и В. Дудкин уходили довольными, потому что сами видели результаты своей чудодейственной работы.
— А что, — первым заговорил возбужденный Владимир. — Можно сказать, что мы с тобой очень нужные люди.
Советские люди продолжают настойчивые попытки изменять погоду, чтобы сделать землю более удобной для жизни.
Л. ЧЕРЕПАНОВ.

На снимках: (внизу) общий вид наземной установки для рассеивания туманов. Вверху — Г. Осипов проверяет исправность аппаратуры.
Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 16 Май 2017 21:05

ВСП, 1960, № 008, 10 января.

 ВСП 1960 № 008 (10 янв.) ВЕРТОЛЕТ К ЗИМОВЩИКАМ.jpg
Вертолет спешит к зимовщикам
Репортаж

Много миллионов лет назад в центральной части Байкала стеной стоял горный хребет. Ныне он затонул, и только группа главных его вершин, чуть возвышаясь над водой, образует живописный архипелаг Ушканьих островов. Острова лесисты. Летом и осенью окутаны непроницаемыми туманами. Зимой засыпаны снегами и огорожены барьерами ледяных торосов.
Природа островов своеобразна. Могучий лиственничный лес поражает своим видом. И в самом деле — вряд ли еще где увидишь такие бутылкообразные стволы с толстой шершав-ой корой. До самого снега (а иной год он выпадает лишь в ноябре) цветут в лесу даурский рододендрон и подснежники, летают бабочки. И еще совсем недавно у каменистых берегов находи.ти приют тысячные стада байкальского тюленя.
Природа островов — ключ к пониманию многих байкальских тайн. И вот поэтому ученые лимнологической станции Академии наук высадились здесь минувшим летом, построили домик и начали регулярные наблюдения. А когда надвинувшиеся с севера льды вынудили уйти последние катера, на зимовке осталось трое: начальник, выпускница географического факультета Ленинградского университета Алла Маркушева, наблюдатели: Валя Алилекова и Михаил Огнев.
Много недель они были отрезаны от мира — озеро то схватывалось тонкой коркой льда, то снова взламывалось штормами. Много недель единственной ниточкой, связывающей зимовщиков с Большой землей, была невидимая радиоволна. На исходе были продукты, требовали замены некоторые приборы, и, когда у берега образовалась достаточно прочная ледяная площадка, зимовщики дали радио: «Ждем вертолет».
...Истекает третий час полета. Внизу на сотни квадратных километров — белое царство льда. Местами его разорвали свежие трещины. Лед тонок, и командир вертолета Владимир Кожарский очень внимательно смотрит на приборы — мало удовольствия, если забарахлит мoтоp... Монотонную песню двигателя слушают бортмеханик Тимофей Мордовской, пилот Юрий Дербенев, сотрудники лимнологической станции Михаил Шамараев и Валентина Паутова. Наконец, сквозь синеватую морозную дымку показалась лесистая шапка Большого острова. Идем на посадку.
Рукопожатие. Восклицания. Выгружаем сгущенное молоко, компот, огурцы, капусту, мясо, лыжи, рыболовные сети, научные приборы. Идем в домик зимовщиков и первое, что видим — новогоднюю елку. Самодельные игрушки. Самодельные, сваренные из сахара конфеты и даже вместо елки сосна — на всех островах не растет ни одной настоящей елочки.
Сгущаются сумерки. Басовитым звоном струн лопается от мороза молодой лед. Над призрачной ледяной пустыней повисает луна. А в домике зимовщиков ярко пылает печь. Готовится ужин. Не умолкают разговоры.
Утром лопасти вертолета метут метелицу колючего снега. Черные фигурки людей на ослепительно белом фоне машут на прощание.
Курс вдоль восточного берега Байкала. Ученые попутно ведут авиационную ледовую разведку. В морозной дымке тают острова. Через месяц по окрепшему льду придут туда уже автомашины.

П. НОВОКШОНОВ.
Спец. корр. «Восточно-Сибирской правды».

ПРЕЖДЕ ВСЕГО - ПОЧТА. Тридцать два письма и две открытки получила на этот раз Алла Маркушева.
Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2020 16:21

1941 г.

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 1, 1 января
 Восточно-Сибирская правда 1941 № 001 (1 янв.) Карпушенко ВСУ ГВФ.jpg

На снимке: Павел Гаврилович Карпушенко — старший пилот Иркутского управления Г. В. Ф. за безаварийную работу генерал-майором авиации тов. Молоковым награжден значком "Отличник аэрофлота", а так же нагрудным значком за налет 600 тысяч километров. В этом году П. Г. Карпушенко впервые будет летать на мощном самолете на линии Иркутск—Якутск.
Фото А. Белинского.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2020 16:24

Восточно-Сибирская правда,1941,№ 5, 7 января

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 005 (7 янв.) пилоты ВСУ ГА.jpg
Пилот отряда спецприменения Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота, кандидат ВКП(б), Василий Петрович Затагин в 1940 году на отлично выполнил все задания командования по патрулированию лесов в Усть-Кутском районе и осуществлению связи между Иркутском и Жигалово. 27 декабря 1940 г. т. Затагин по срочному вызову, с целью оказания помощи истекавшей кровью женщине, вылетел из Иркутска в село Голоустное. За 1 час. 5 минут летчик доставил больную в Иркутск, где ей была оказана срочная медицинская помощь. Среди летчиков т. Затагин пользуется заслуженным авторитетом.

На снимке (слева направо): летчик т. Затагин беседует с молодыми пилотами П. Г. Норкиным, А. Г. Шульгой и П. В. Семиным.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2020 14:42

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 42, 20 февраля

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 042 (20 февр.) санавиация.jpg
ЖИЗНЬ СПАСЕНА
Ночью на санитарном самолете

В 3 часа дня 13 февраля заведующая Заларинским районным отделом здравоохранения тов. Константинова позвонила в Иркутск по телефону 15-63 и сообщила, что в далеком подтаежном селе Хор-Тагне произошел несчастный случай с председателем колхоза «Победитель тайги» Василием Григорьевичем Гореловым (перелом ребер и вследствие этого воспаление легких). Требуется срочная медицинская помощь. Больной при смерти.
Через пятнадцать минут, находящиеся на вахте в честь XVIII Всесоюзной партконференции стахановец-пилот санитарной авиации комсомолец А. И. Королев и бортмеханик В. Лычев на дежурном самолете поднялись в воздух.
До наступления сумерек оставалось три часа. Не получив определенных сведений о месте посадки, летчик смело повел самолет, чтобы спасти человеческую жизнь, выполнить задание.
Пролетев над Черемхово и Залари, Королев повернул самолет влево к Саянскому хребту. Без ориентиров, по компасу, при полуторакилометровой видимости он через два с половиной часа вывел самолет над рекой Тагна. Пролетев еще немного, обнаружил и село Хор-Тагну.
Прежде чем приземлиться, летчику пришлось сделать несколько кругов вокруг села, но при всем желании он не мог найти подходящего места для посадки. С большим трудом ему удалось посадить самолет на небольшом поле в двух километрах от Хор-Тагны. К самолету сбежались все жители села. Больного привезли на лошади, уложили на специальные носилки и перенесли в самолет.
Солнце зашло за горизонт. В сумерках самолет поднялся над тайгой и повернул обратно в путь. Впервые летчику пришлось лететь ночью без специальных приборов и ориентиров, над лесными простоями. Взглянув на компас, Королев направил самолет к железной дороге. Слабые сигнальные фонари на железнодорожной магистрали в течение двух часов служили ему путеводными огоньками. На Иркутском аэродроме отважного летчика встретили сигнальными ракетами.
В 8 часов 30 минут самолет приземлился. Больной был немедленно доставлен в клинику.
Вчера нам из госпитальной терапевтической клиники сообщили, что жизнь больного Василия Григорьевича Горелова спасена.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2020 20:23

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 73, 28 марта

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 073 (28 марта) санавиация Иркутск.jpg
ТРАССЫ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ

Скорая медицинская помощь на самолете теперь обычное явление. Ежедневно с аэродрома поднимаются дежурные самолеты санитарной авиации и совершают полеты в различные концы области. Часто не задумываясь об условиях полета, о посадке, смелые пилоты летят спасать человеческие жизни в районные центры в небольшие деревин, на лесные участки и в таежные поселки. Доставляют медикаменты, консервированную кровь, различные препараты.
400 полетов скорой медицинской помощи совершено в прошлом году. В Иркутск доставлено 175 больных, жизнь которых была на волоске от смерти. Сделано 750 операций. 1.579 больных получили амбулаторную помощь. Доставлено 18,5 тонны медицинских грузов.
Небольшие, подвижные самолеты санитарной авиации под умелым водительством прокладывали и прокладывают трассы по совершенно неизведанным местам. Летали они и в таежную глушь на склонах Саян и в полосу Приленской тайги. Летали в Орляк — центр Окинского аймака, что за Саянскими горами, на границе Танну-Тувинской республики и Монголии. Достаточно сказать, что по прямой до Орлика 600 километров. На пути надо преодолеть Саянские гольцы высотой 3.500 метров. Летали и летают в Нижне-Илимск, в Братск, были в Чуне (самый отдаленный уголок Шиткинского района)... Летчики А. Королев, А. Овсянников, Е. Першаков показали и показывают образцы героизма. Немного остается «белых пятен» на карте области, где еще не побивал самолет санитарной авиации.
На самолетах вылетают квалифицированные специалисты. Они оказывают помощь больным, консультируют специалистов местных медицинских пунктов, устраивают амбулаторные приемы. Не один раз летали на санитарном самолете в самые отдаленные пункты области профессора В. Г. Шипачев, М. М. Орлов, Е. И. Беляев, Н. 3. Мочалин, А. И. Фельдгун. По плану Наркомздрава в прошлом году самолеты «воздушной скорой помощи» должны были налетать 1.200 летных часов, а налетали 2.215 часов. И ни одной аварии.
Несколько лет назад в области был один санитарный самолет. Сейчас их много. В этом году санитарная авиация пополнится отрядом новых специальных медицинских самолетов.
— При помощи самолетов, — говорит начальник санитарной авиационной станции Наркомздрава тов. Чернов, — мы в этом году сможем побывать там, где еще не бывали. Предстоит освоить воздушные пути в Ольхонский аймак (остров Ольхон на Байкале), в Тангуйский район, в Вершину Тутуры — эвенкийское стойбище в Качугском районе. Думаем, что в этом году больше белых пятен на нашей карте не будет.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2020 20:40

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 107, 9 мая

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 107 (9 мая) авиалесоохрана.jpg
АВИАПАТРУЛИРОВАНИЕ
(Беседа с начальником Иркутской лесоавиаэкспедиции тов. А. А. Васильевым)

В прошлом году по авиапатрулированию работало четыре-пять самолетов, нынче будет работать семь. Каждый самолет будет обслуживать площадь около трех миллионов гектаров. Руководство экспедиции думает в порядке рационализации довести погрузку на самолет по площади до 4-х миллионов гектаров. Эго предполагается сделать в северных районах (Киренском, Усть-Кутском и Катангском)
В отличие от прошлого года вместо стандартных маршрутов нынче для каждого полета будет особый маршрут. Полеты будут производиться с учетом ежедневных классов пожарной опасности, которые учитывают относительную влажность, осадки, температуру, облачность, направление и силу ветра и прочее.
Все это позволит лучше охранять леса от пожаров и даст экономию летного времени и денежных средств.
Для работы в Катангском районе выделяется специально переоборудованный самолет. В этом районе будут достроены старые площадки для натуральных работ и выстроены новые для ведения аэровизуальных работ в будущем 1942 году. Экспедиция имеет договоры на обслуживание лесов с «Востсиблесом», «Иркуттранслесом», а леса местного значения будут обслуживаться попутно.
Иркутская лесоавиаэкспедиция соревнуется с однотипной Хабаровской экспедицией; обязательства сторон предусматривают увеличение производительности труда, улучшение качества, экономию средств. В составе экипажей в 1941 году нынче будут работать три женщины
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение Dobrolet » 24 Май 2020 16:40

А. H. АКСЁНОВ ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД. ЛЁТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Фролов П.Д..jpg

Фролов Петр Дмитриевич, командир вертолета, штурман

В августе 1972 года на завод был принят П.Д. Фролов и оформлен в поисково-спасательную службу цеха 16 2-м пилотом вертолёта МИ-4.
При знакомстве выяснилось, что Пётр Дмитриевич в 1942 году получал на заводе самолёт ПЕ-2 и воевал на нём на Калининском фронте. Аэродром, на котором базировались ПЕ-2, располагался всего в 100 км от его родной деревни Гущино. Выполняя полёты в тыл врага, Пётр Дмитриевич пролетал над родным селом, которое фашисты сожгли, оставив одни развалины да торчащие печные трубы. И каждый раз заходя на цель, он, стиснув зубы, мысленно говорил: «Это вам, гады, за наших матерей и сестёр, за разрушенные города и сёла».
Однажды в разведке экипаж обнаружил большую танковую колонну врага, сбросил на неё бомбы и, сообщив координаты противника, возвратился на аэродром. Наземные службы быстро подготовили самолёт к вылету. Две эскадрильи ПЕ-2 сбросили смертоносный груз, рассеяв и уничтожив большое количество танков. В другом разведовательном полёте ^^толет^ штурман в тылу врага самолёт обнаружили «мессершмиты» и стали преследовать.
(1972-1983 гг.). Пётр Дмитриевич, умело маневрируя, проявил выдержку, зашёл в облака и сумел оторваться от противника. Выполнив задание, экипаж сбросил бомбы на железнодорожный состав и блаполучно возвратился на базу, доставив ценные сведения о скоплении противника. Осенью 1942 года экипаж П.Д. Фролова в составе трёх лучших экипажей полка командировали под г. Калинин, где их ждали новые пикирующие бомбардировщики ТУ-2. На них необходимо было провести фронтовые испытания. Экипажи отлично справились с поставленными заданиями: бомбили немецкие укрепления, железнодорожные станции, скопления фашистских войск. По своим тактико-техническим данным ТУ-2 значительно превосходили немецкие «юнкерсы» и «хейнкели», были хорошо вооружены и легко отбивались от вражеских истребителей. Во всех боевых вылетах бомбардировщики ТУ-2 выполняли поставленные задания. Экипажи дружно рекомендовали самолёт к серийному производству.
После фронтовых испытаний ТУ-2 экипаж П.Д. Фролова вернулся в родной полк, к своим привычным «пешкам».
Зима 1943 года. Под Сталинградом наши войска надёжно окружили армию фон Паулюса и всё дальше продвигались на запад, освобождая города и деревни. Авиаполк, в котором служил П.Д. Фролов, поддерживал это наступление, нанося удары по скоплениям вражеских войск.
В одном из неравных воздушных боёв самолёт П.Д. Фролова был подбит и приземлился на территории, занятой противником. Раненый, без сознания, Пётр Дмитриевич попал в плен.
Немцы сорвали у него с груди орден Красного Знамени. Бесконечные допросы, перемещения из лагеря в лагерь не сломили волю советского офицера. Из лагеря под г. Шелюты в Прибалтике П.Д. Фролову с товарищами удалось бежать. Им повезло - они вышли к партизанам бригады им. Ворошилова, которой командовал Ф.Г. Марков.
23 октября 1943 года П.Д. Фролов с другими лётчиками был отправлен на большую землю. После прохождения спецпроверок органами НКВД в г. Подольске был направлен в 9-й запасной полк г. Казани инструктором, где служил до окончания войны, обучая молодых пилотов.
Демобилизовавшись в декабре 1945 года, Пётр Дмитриевич связал свою судьбу с гражданской авиацией.
На самолёте АН-2 обслуживал геологов: Архангельска, Свердловска, Фрунзе, Сталинграда, ведущих поиски нефти, золота, урана.
С 1950 года Пётр Дмитриевич живёт в г. Иркутске.
Переучившись на винтокрылую технику, он работает в Иркутском геологоуправлении с поисковиками якутских алмазов. Один из первооткрывателей, начальник партии Г. Файншейн так охарактеризовал командира вертолёта: он летает туда, куда надо лететь, тогда, когда надо было лететь, чтобы выполнить задание.
Таким был послужной список Петра Дмитриевича до поступления на завод.
Работая в цехе 16, П.Д. Фролов изучил нормативные документы, связанные с испытаниями серийных самолётов и обязанностями экипажа поисково-спасательного вертолёта.
В 1975 году Пётр Дмитриевич назначается командиром вертолёта МИ-8.
Работая в ГВФ, на заводе, П.Д. Фролов совместно с областным военкоматом добивался восстановления боевого ордена, отобранного в плену фашистами.
Здесь на заводе, через многие годы, Петру Дмитриевичу вручили орден Красного Знамени под тем же номером, что и утраченный.
Друзья сердечно поздравили ветерана войны с вернувшейся к нему наградой.
И снова работа: тренировочные полёты, разведка погоды, полёты на полигоны, постоянная готовность к вылету в нештатных ситуациях.
В 1978 году П.Д. Фролов назначается штурманом ЛИСа, с новыми обязанностями справляется успешно.
За участие в боевых действиях на фронтах войны П.Д. Фролов награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны II-й степени, за доблестный труд на заводе - орденом «Знак Почёта».
Пётр Дмитриевич постоянно встречался с боевыми друзьями. Уйдя на заслуженный отдых в 1983 году, Пётр Дмитриевич не терял связь с товарищами по работе, а коллеги не забывают ветерана - 25 ноября 2009 года они сердечно поздравили его с 90-летним юбилеем и пожелали Петру Дмитриевичу здоровья и долгих лет жизни.
Фролов П.Д. 2.jpg


Так случилось, что я знал Пётра Дмитриевича и неоднократно беседовал с ним о его жизни и, в частности, о его работе в Аэрогеологии.
После окончания войны он был демобилизован и почти два года не мог найти работу, так как летчиков было гораздо больше чем требовалось в гражданской авиации. Во время очередного хождения по коридорам МГА, ему посоветовали заглянуть в Министерство Геологии, где разворачивали воздушные исследования и поддержку геологических партий. Так он стал летчиком Аэрогеологии, сначала на По-2, а позже на Ан-2.
Петр Дмитриевич вспоминал как во время одного из первых полетов посадил свой По-2 на вынужденную в лесу. Добравшись до ближайшей деревни, с помощью местных властей организовал разборку и вывозку самолета. После этого добрался до авиаотряда и привез новый винт и подкос шасси для замены поврежденных. На восстановленном самолете продолжил работу по снабжению геологов.
В конце пятидесятых много летал на Ан-2 в Читинской и Амурской областях с бортовым оборудованием для поиска урановых месторождений, но после испытаний в октябре 1961 термоядерной бомбы на Новой Земле все работы пришлось свернуть, так как зашкалило дозиметры, которыми искали месторождения по повышенному радиоактивному фону.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 24 Май 2020 19:07

:shoked: Первый отклик за шесть лет существования темы :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 28 Май 2020 19:46

1941 г.

Восточно-Сибирская правда, 1941, № 129, 4 июня

 Восточно-Сибирская правда 1941 № 129 (4 июня) откр.нав.Москва-Иркутск.jpg
Открытие воздушной навигации на линии Москва—Иркутск

С первого июня, после двухмесячною перерыва, вновь открылась поч-тово-пассажирская воздушная линия Москва — Иркутск.
Вчера в Иркутск прилетел первый рейсовый пассажирский самолет «ПСП—84», пилотируемый летчиком первого класса т. Кондраниным. Самолет доставил из Москвы пассажиров и почту.
Последний раз редактировалось ББК-10 29 Май 2020 11:49, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 28 Май 2020 20:01

Копейка , № 7 от 24 февраля 2010 года

Дважды рожденный для полета

Елена Вторушина. Фото автора

 6_1145.jpg
Петр Дмитриевич Фролов — фронтовик, ветеран Иркутского аэропорта и авиационного завода, пилот-инструктор и инспектор, вертолетчик спасательного отряда, универсальный пилот. Недавно он отметил 90-й день рождения

Иркутянин Петр Фролов воевал в небе, прошел ужасы немецкого плена, из которого сумел бежать. После войны сибиряк нашел в себе силы, чтобы вернуться в авиацию

Короткая война лейтенанта Фролова
Небо поманило его, когда он еще был мальчишкой. Как многие летчики той поры, покорение сияющей выси он начал с аэроклуба, будучи простым рабочим в вагонном депо города Ржева. Потом — высшая школа военных летчиков, и новоиспеченный младший лейтенант Петр Фролов за год до начала войны был направлен на службу в авиационный полк, под Киев. Начало войны прочно ассоциируется у Петра Дмитриевича со... вкусом облепихи. Двадцать первого июня 1941 года отдыхал с друзьями на берегу речки. Встретили они там знакомую девушку и попросились в гости, купив по пути бутылку облепиховой настойки.
В гостях выпивали, разговаривали — и о том, что война очень даже запросто может начаться. Буквально через несколько часов, ранним утром, полк был поднят по тревоге. Началась...
Устаревшие бомбардировщики СБ, которыми был оснащен 33-й авиаполк, не могли соперничать с маневренной новой техникой гитлеровцев. Потери нашей авиации были колоссальны, потребность в новых самолетах — огромна. Тогда и был отправлен младший лейтенант Фролов сотоварищи в Липецк, в центр высшей летной подготовки, осваивать новый самолет Пе-2. А весной 1942-го состоялось первое знакомство Петра с Иркутском. Он получал «пешки», построенные на Иркутском авиазаводе. И сразу — на фронт.
Все, что рассказывает Фролов, мы видели только в кино про войну. Боевые вылеты, ожесточенные бои на Калининском фронте, родная деревня под крылом самолета, стертая с лица земли...
Двадцать девятого января 1943 года в неравном бою звено из восьми пикирующих бомбардировщиков Пе-2 было уничтожено превосходившими по численности и вооружению «Фокке-Вульфами». Надо сказать, экипаж Фролова был на тот момент уже достаточно опытным — 55 боевых вылетов, 4 сбитых немецких истребителя, множество уничтоженных наземных целей. Тогда уцелели 5 человек, катапультировавшись на территорию, занятую немцем. И попали в плен.

Страшное «кино»

Орловская тюрьма, потом — лагеря военнопленных, один сменял другой... Наконец в литовском рабочем лагере у города Шелюты он встретил своих однополчан, также попавших в плен после того трагического боя, — радиста Морозова и стрелка Лабдженидзе, и узнал, что они готовят побег.
— Организатором побега был Юрий Павлович Цуркан, одессит, летчик-истребитель... Мы назначили день побега, делали подкоп до угольного склада, который находился за ограждением лагеря, — рассказывает Петр Дмитриевич с такими подробностями, словно это было вчера. — Копали 25-метровый лаз почти месяц, а последние полтора метра пробивали три дня, не хватало воздуха, ребята не выдерживали там больше 20 минут... Землю вытаскивали из тоннеля в тазике, привязав к нему веревку.
Уходили маленькими группами 20 августа 1943 года. Первая — во главе с Цурканом, вторая — фроловская. Пробирались к своим втроем: сам Петр Фролов, стрелок Алексей Лабдженидзе и пограничник Петр Горелов. Эту дату называет летчик своим вторым днем рождения.
Потом по вражеской территории пробирались ночами на восток, Горелов был убит литовскими полицаями... И как это часто показывают в кино про войну, вышли беглецы на партизанскую бригаду имени Ворошилова. Воевали и там. А в конце октября самолетом были эвакуированы в Москву.

Спецпроверка

Так закончились семь месяцев плена для Фролова. Гораздо меньше повезло главному организатору побега, Юрию Цуркану: он был схвачен тогда и до конца войны находился в лагерях, в том числе в известном лагере смерти Маутхаузене. Но на этом испытания летчика Фролова не закончились. Потому как наша советская спецпроверка бывших пленных — то еще испытание.
— Держали нас в бывшем здании техникума. Вроде и не тюрьма, но было страшно, — признается Петр Дмитриевич. — Страшно и обидно, что тебе, выжившему в смертельном бою, перенесшему плен, побег, воевавшему в партизанском отряде, не верят... День за днем, два месяца подряд капитан Торопихин (фамилию его на всю жизнь запомнил!) задавал каверзные и даже издевательские вопросы: чем копали? куда землю девали из подкопа? ели ее, что ли, что надзиратели вас не заподозрили? кто руководил побегом? И так далее... Трудно представить, но одного летчика, который бежал из плена, угнав фашистский самолет, проверяли таким образом около года!
Спецпроверка для Фролова завершилась удачно — его отправили в Казанский запасной авиаполк для восстановления летных навыков. А вот Жене Добрынину, который бежал после него из того же лагеря, в небе отказали — направили воевать в пехоту...
Командир запасного полка, посмотрев, как летает лейтенант Фролов, оставил его в полку — инструктором. Это был приказ, желания летчика никто не спрашивал. И до самой победы он ковал авиакадры.

Гуру малой авиации

То командирское волевое решение определило в какой-то мере дальнейшую, послевоенную судьбу Петра Дмитриевича. Сначала он подался к геологам. Налетал немало часов в разных геологических экспедициях страны: работал в Иркутском геологическом управлении, обслуживал поисковиков алмазов в Якутии, был в числе первооткрывателей Краснокаменского месторождения урана в Читинской области. И вообще, считался одним из лучших пилотов-съемщиков Восточной Сибири.
Профессор летного дела, с огромным для людей этой профессии стажем — 45 (!) лет, сам освоил 11 типов самолетов и «поставил на крыло» многих летчиков Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Если уж говорил слова: «Ты летать будешь!», то так оно и было.
Это подтверждает одна из поздравительных телеграмм, полученная Петром Дмитриевичем к юбилею: «Поздравляю вас, героя войны и летчика, с юбилеем. Как много значили для нас, едва освоивших летную профессию, ваши слова: «Ты летать будешь!» Вы эти слова мне сказали, и я пронес их через всю жизнь. А ваша жизнь — это образец высокого полета, служения Родине и небу. Спасибо вам за все! Валерий Хайрюзов». На авиазавод Петр Дмитриевич пришел в 1972 году, вторым пилотом вертолета спасательного отряда.
— Поначалу я не очень-то ко двору пришелся, — с улыбкой вспоминает сейчас Фролов. — Здесь все и сами асы, а я ведь и пилотом-инструктором был, и инспектором. Если вижу недостатки, то сразу выговариваю. Не всем это нравилось, и у меня даже мысль зрела уволиться.
Но отношение скептически настроенных коллег изменил всего один ночной вылет вертолетчика. В тяжелых условиях, в Саянах, он разыскал катапультировавшихся летчиков-испытателей, спас их от вполне возможной гибели. Вот тогда зауважали и стали прислушиваться.

Вся жизнь в поисках

Совсем не потому, что сначала искал полезные ископаемые, затем работал поисковиком-спасателем... Он всю свою жизнь после 1945 года стремился найти людей, с которыми был рядом сначала в полку, потом в немецком лагере, далее — на спецпроверке. Так, почти через 30 лет после войны нашел он Юрия Цуркана, того самого отважного одессита, организатора побега. И в каком бы городе ни находился — в командировке ли, в отпуске, — обязательно искал дорогих сердцу и памяти людей. Которых с каждым годом становится все меньше...
Война для лейтенанта Фролова еще не закончилась. Она живет в воспоминаниях, скорби об ушедших друзьях-однополчанах, в сожалениях, что очень поздно встретил Юрия Павловича Цуркана, да так и не успел наговориться с ним вдоволь.
Была память об этом человеке: книга «Последний круг ада», изданная в 1967 году совсем небольшим по советским меркам тиражом — 4 тысячи экземпляров. Автор — тот самый Ю.П.Цуркан. Рассказывается в ней о судьбах советских военнопленных. Есть строки и о Петре Дмитриевиче. Только вот книги нет у него, пропала безвозвратно. И сейчас он снова в поиске: мечтает найти бесценный экземпляр и хотя бы сделать для себя ксерокопию...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авиация Восточной Сибири (ВСУ ГВФ)

Сообщение ББК-10 » 29 Май 2020 11:58

Была память об этом человеке: книга «Последний круг ада», изданная в 1967 году совсем небольшим по советским меркам тиражом — 4 тысячи экземпляров. Автор — тот самый Ю.П.Цуркан. Рассказывается в ней о судьбах советских военнопленных. Есть строки и о Петре Дмитриевиче.

http://www.posledniykrugada.ru/
 cropped-Cover1.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Авиабаза



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения