Страница 1 из 2

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 20 Февраль 2008 09:09
Иван Кукушкин
"Российская газета" - Средняя Волга: Саратов №4592 от 19 февраля 2008 г. Андрей Куликов
http://www.rg.ru/2008/02/19/reg-saratov/samolet.html


Впервые за последние 15 лет российские бомбардировщики-ракетоносцы провели дозаправку в воздухе большой группой - сразу шестью самолетами.

Дозаправка, в которой участвовали 12 экипажей: 6 бомбардировщиков ТУ-95МС и 6 заправщиков ИЛ-78 - была проведена над Баренцевым морем в ходе проходивших в Арктике учений одного из авиационных полков Энгельсской дивизии. В учениях участвовало 30 самолетов. Как рассказал корреспонденту "РГ" помощник командира дивизии Юрий Помелов, наши бомбардировщики обогнули острова Северной земли и дошли до моря Лаптевых.

В ходе беспосадочного полета самолеты провели в воздухе по 15 часов, а в целом учения продолжались трое суток. Во время полетов в северных широтах также были проведены тактические пуски ракет, учебные бои с российскими истребителями МИГ- 31.

В дальней авиации дозаправка в воздухе считается одной из вершин мастерства пилота. По словам командира дивизии генерал-майора Александра Блаженко, в настоящее время дальняя авиация наверстывает упущенное за предыдущие годы, осваивает действия в воздухе большими группами самолетов, которые раньше не практиковались из-за отсутствия горючего. Поэтому особое значение имеет то, что экипажи бомбардировщиков, принимавших участие в учениях, наполовину были укомплектованы молодыми летчиками.

Когда корреспонденты "РГ" прошлым летом побывали в Энгельсской авиадивизии, летчики, вернувшиеся тогда с ракетных стрельб из Заполярья, признались, что мечтают долететь до Северного полюса.

- В этот раз наши самолеты прошли над водами Северного Ледовитого океана, но до полюса не дошли, - рассказал Юрий Помелов.

Так что пока задумка летчиков из Энгельса осталась не реализована. Думаем, временно.

http://www.rg.ru/2008/02/19/reg-saratov/samolet.html

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 20 Февраль 2008 09:15
Иван Кукушкин
От винта

Кого напугали учения стратегической авиации России
Мария Балабанова, Юрий Гаврилов, Александр Саможнев, София Кузнецова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4588 от 14 февраля 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/02/14/avia.html


Спутники-шпионы НАТО нацелили свои объективы на северные границы России, где вчера начались беспрецедентные по масштабам учения нашей стратегической авиации.

Сигнал на взлет, прозвучавший вчера днем, поднял в воздух в общей сложности двадцать ракетоносцев Ту-95СМ, которые за внушительные габариты и не менее внушительную мощь на Западе прозвали Bear -медведь, и бомбардировщиков Ту-22М3. Продолжительные - до 10-12 часов - беспосадочные перелеты им обеспечат самолеты-танкеры Ил-78 - прямо в небе они дозаправят "стратегов". Активная фаза учений продлится около суток. За это время экипажи выполнят десятки задач: от воздушного патрулирования над "безориентирной" местностью до промежуточного приземления на арктических аэродромах и учебного бомбометания. Недавно командующий Дальней авиацией генерал Павел Андросов в разговоре с корреспондентом "РГ" упомянул, что сейчас очень важно поставить на крыло летную молодежь. Такая возможность представилась на этих учениях, и экипажи "стратегов" почти наполовину укомплектовали лейтенантами и капитанами.

Обычно военные не любят распространяться о деталях своей боевой работы. Но для "Российской газеты" сделали исключение. Подробную легенду крупнейших воздушных маневров нам рассказал помощник главкома ВВС Александр Дробышевский. Общая схема выглядит следующим образом. Стратегические бомбардировщики Ту-95МС вчера стартовали с авиабазы "Энгельс" под Саратовом и взяли курс к Северному полюсу. Одновременно с аэродрома Сольцы в Новгородской области вылетели восемь ракетоносцев Ту-22М3.

Недалеко от макушки мира их маршруты пересеклись: здесь стратегов догнали воздушные танкеры из Рязани и перекачали им топливо.

В Дальней авиации такая операция сродни высшему пилотажу. Представьте себе многометровую тяжеленную махину бомбера, которого на 15 минут - столько времени обычно длится дозаправка - надо "привязать" к Ил-78 гибким шлангом длиной чуть больше двадцати метров. Стоит летчику чуть резче повести штурвалом, и струя топлива с напором две тонны в минуту окатит самолет и забьет фонтаном в небо.

На нынешних учениях дозаправка обошлась без ЧП, и самолеты от Северного полюса опять разлетелись по своим маршрутам. Путь Ту-95МС лежал к самому восточному аэродрому Дальней авиации - арктическому Анадырю. "Двадцать вторые" после маневрирования над северными морями отправились бомбить полигон "Дубровичи" под Рязанью.

Итоги этого учения генерал Андросов подведет в ближайшие дни. Но уже сейчас понятно, что возвращение российской стратегической авиации в большое небо окончательно состоялось. За последние полгода дальние бомбардировщики России летали над Атлантикой, Индийским и Тихим океанами. Теперь вот полностью освоили Северный Ледовитый. Строго говоря, это давно обжитые нашими пилотами районы. Просто интенсивность вылетов "за угол" в разные годы была разной. В 80-х самолеты с красными звездами на фюзеляже появлялись там чуть ли не каждый день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ракетоносцев ограничивали в зонах патрулирования. А новый старт авиационно-ядерному ренессансу дал президент Владимир Путин - с его благословения в августе прошлого года наши "Туполевы" и "Ильюшины" одновременно появились сразу в четырех отдаленных от России регионах мира.

Генерал Андросов как-то сказал, что прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил. Поэтому мы вынуждены демонстрировать свой флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания наших стратегов не остаются и южные границы России. Хотя на воздушное патрулирование экипажи летают без ядерного оружия на борту, с цветами их нигде не ждут. Где бы ни появились российские самолеты, бомбардировщики сразу окружают перехватчики. Вот и на нынешних учениях без назойливого внимания натовцев не обошлось. В штабе Дальней авиации подсчитали, что за полгода на условный перехват наших стратегов поднимали более двухсот истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до английских "Торнадо" и французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром российских машин. Другие подлетали к нашим бомбардировщикам и топливозаправщикам на расстояние в три-четыре метра и фотографировали их во всех ракурсах. Как-то возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российскими ракетоносцами три часа.

Обычно дальше молчаливой разведки дело не идет. Но случаются и громкие скандалы, которые, как правило, раздувают не рядовые летчики и даже не генералы, а политики от обороны. Как раз накануне учения "дальников" шум подняли в Токио. МИД этой страны обвинил экипаж российского Ту-95МС в нарушении границы Японии: мол, наш бомбардировщик целых три минуты находился в воздушном пространстве архипелага Идзу. Правда, никаких фото- и видео-свидетельств нарушения дипломаты не представили, а совершать такие полеты над нейтральными водами никто не запрещает.

Вообще к соблюдению международных правил полетов в Главном штабе ВВС России относятся исключительно щепетильно. Во-первых, обо всех таких вылетах военные через министерство иностранных дел обязательно уведомляют заинтересованные государства. Во-вторых, маршруты "дальников" заранее оговариваются, их прокладывают в стороне от гражданских авиалиний, и они не несут никакой угрозы пассажирским лайнерам. Наконец, для воздушного патрулирования российские военные самолеты не оснащают даже обычным и уж тем более ядерным оружием.

Каких-то серьезных прецедентов в небе после возобновления полетов "за угол" не было. Но это не значит, что натовские перехватчики превратились в голубей мира. История знает множество случаев, когда наши советские и российские пилоты сталкивались с воздушным хулиганством и даже откровенными провокациями. Например, американские "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков реактивной струей своих машин. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского ракетоносца истребитель США пропорол своим килем крыло краснозвездного стратега. Наш экипаж тогда чудом дотянул до родного аэродрома.

Досье "РГ"

Времена наиболее активного патрулирования западных широт нашими стратегическими бомбардировщиками выпали на 1985 -1987 годы. Тогда Дальняя авиация совершала до 170 вылетов в год, а время максимального нахождения в воздухе достигало 16 часов. Патрулирование выполняли 68 экипажей, суммарно проводя в небе 1224 часа. Сто два самолета в этот период решали задачи с дозаправкой топливом в воздухе.
иносми о полетах

Регулярные плановые полеты в акватории Тихого океана серьезно встревожили Запад.

Всплеск эмоций у американских военных вызвал полет двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС над флагманом ВМС США авианосцем "Нимитцем" на высоте несколько сот метров. Причем мнения высокопоставленных представителей Пентагона по этой "горящей" теме разошлись.

"Мы сейчас озабочены тем, не является ли это симптомами возвращения к мышлению времен "холодной войны", каков смысл этих полетов и как нам лучше всего реагировать на это", - заявил, в частности, агентству Ассошиэйтед Пресс заместитель главы комитета начальников штабов ВС США генерал Джеймс Картрайт.

С коллегой не согласился начальник штаба ВМС адмирал Гэри Рафхед. Он считает, что в советские времена воздушное патрулирование, совершаемое русскими над океанами, было довольно обычным явлением. Все происходящее является лишь частью процесса возрождения российской военной мощи. Провокационных целей в данном конкретном случае не преследовалось.

Вашингтон пытается понять, действительно ли недавний полет российских бомбардировщиков рядом с американским авианосцем - это возврат к типу мышления "холодной войны", и решить, как на это должен реагировать Пентагон, пишет по поводу происходящего агентство Рейтер.

В свою очередь Би-би-си отмечает, что впервые с 2004 года российский бомбардировщик пролетел столь близко от американского авианосца. И обращает внимание, что инцидент произошел на фоне обострившихся противоречий между Вашингтоном и Москвой по размещению элементов американской ПРО в Польше и Чехии.

Громкие заявления по поводу мнимой российской угрозы сделала газета Нью-Йорк сан. Новый инцидент не случайно произошел спустя несколько недель после столкновения в Персидском заливе катеров "стражей исламской революции" с американскими военными кораблями, утверждает издание. Это говорит о том, что американские войска сталкиваются с новыми вызовами в мировых водах. С вызовами, которые ранее приходились лишь на годы "холодной войны".

Итоги оживленной дискуссии вокруг действий российской стратегической авиации подвел глава пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормик. Он заявил, что администрация Буша не усматривает угрозы национальной безопасности в ее полетах.

http://www.rg.ru/2008/02/14/avia.html

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 20 Март 2008 15:53
Bills Bons
Документальный фильм о разведывательных полетах стратегических бомбардировщиков и морских ракетоносцев СССР Ту-16, Ту-95 над мировым океаном в годы холодной войны. Уникальные кадры воздушных инциндентов с американскими истребителями и истребителями других стран НАТО.
Рассказ о последнем полете Ту-16 комэска Александра Захаровича Плиева в феврале 1968 года на разведку, закончившийся катастрофой у берегов Норвегии, недалеко от авианосца “Эссекс” - самолет упал в море и взорвался. Кадры, снятые одним из моряков “Эссекса”.
video: 512x384 00:43:49 25fps XviD 1.2Mbps
audio: 48KHz 00:43:49 Mono 64Kbps mp3
Загрузить (423.08 Mb)^

http://video.aviacia.ru/333
http://www.russianpilot.com/?p=708
http://www.army.lv/?s=1816
http://ship.bsu.by/main.asp?id=5074

Изображение

Запись передачи телеканала “Россия”.

Много интересного по данной теме размещено здесь:

http://www.vrazvedka.ru/forum/viewtopic.php?t=3968
http://nvo.ng.ru/notes/2000-11-17/8_dream.html

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 16 Апрель 2008 13:43
[ Леспромхоз ]
16.04.2008 09:47
В Арктике началось учение дальней авиации по поиску и спасанию терпящих бедствие экипажей

16 апреля на базе авиагарнизона Тикси в рамках командно-штабного учения Дальней авиации ВВС России будет отработан вопрос по поиску и спасению экипажа терпящего бедствие, сообщил помощник главкома ВВС полковник Александр Дробышевский.

"К учению привлекаются экипаж самолета Ан-12, который будет осуществлять радиолокационный поиск экипажа по радиомаяку, а также два вертолета Ми-8, осуществляющие непосредственный подъем и эвакуацию экипажа", - сообщил А.Дробышевский.

Кроме того, по его словам, в учениях участвует личный состав авиабазы Тикси. "Всего в учении примут участие более 100 офицеров специалистов поисково-спасательных служб Дальней авиации", - сообщил представитель ВВС.

Руководит учением командующий дальней авиацией генерал-майор Павел Андросов.

По информации ВВС, экипажи самолетов и вертолетов ВВС не раз участвовали в спасательных операциях в Арктике. Так, 15октября 2004 года экипажи вертолетов Ми-8 с авиабазы Тикси спасли 30 человек с сейнера, затертого льдами в 200 км от Тикси.Источник: ИНТЕРФАКС

http://gudok.ru/index.php/news/12932

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 10 Июль 2008 00:05
[ Леспромхоз ]
Над Арктикой и Атлантикой патрулируют российские стратегические бомбардировщики
9 июля 2008, 15:24

Сегодня четыре стратегических бомбардировщика Ту-95МС выполняют 14-часовой полет на воздушное патрулирование над Северным Ледовитым и Атлантическим океанами.

Как сообщил помощник главкома ВВС Владимир Дрик, бомбардировщики взлетели с авиабазы «Украинка» в Амурской области. Сегодня утром они совершили дозаправку в воздухе от самолетов-заправщиков Ту-78».

Российские самолеты, как передает ИА «ИФ», сопровождают истребители НАТО.
http://www.b-port.com/news/archive/2008-07-09-23/

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 10 Июль 2008 00:14
[ Леспромхоз ]

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 01:16
Bills Bons
Полезная информация по-данной теме:

"ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА",№ 7 (482) 21 — 27 февраля 2004,"Зеркало недели":

http://www.zn.ua/3000/3150/45622/


Неофициальный частный сайт "Морская Авиация" с огромной базой данных и фото военморлетов ипр:

http://www.moravia.ru/

Подобный сайт Главной базы Морской Авиации (МА) Тихоокеанского Флота (ТОФ) на Дальнем Востоке РФ (СССР) Монгохто (Каменный Ручей,Долина Смерти идр.):

http://mongokhto.narod.ru/

Аналогично:сайт гарнизона Морской Авиации Федотово (Кипелово,Вологда-18) Северного Флота (СФ):

http://www.vologda18.narod.ru/

Подобное:сайт гарнизона Хороль МА ТОФ:

http://khorol-avia.clan.su/

Инфа о всех погибших и умерших военных летчиках штурманов-навигаторов (многие из них из ДА и МА СССР-РФ):

http://chvvakush.info/Memory.aspx

Сам сайт здесь:

http://chvvakush.info/

Сайт 219го ОДРАП:

http://www.odrap.ru/

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 23 Июль 2008 01:54
Bills Bons
Фотодополнения по-теме,но времён холодной войны между США и СССР:

http://www.bellabs.ru/Fotab/HostileW.html
http://forum.keypublishing.co.uk/showthread.php?t=56858

Легендарный художественный фильм о МА СССР :"Случай в квадрате 36-80" (прямая бесплатная закачка):

http://russtv.ru/content2/russ/russ_neofit/russ_neofit13.shtml

eMule-закачка:

http://www.friends-forum.com/movie_17976.html

Информация о фильме:

Год выхода:1982.
Жанр: Отечественный
Режиссер: Михаил Туманишвили.
В ролях: Борис Щербаков, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов, Ивар Калныньш, Паул Буткевич, Валерий Малышев, Витаутас Томкус, Михаил Чигарев, Владимир Седов (...адмирал), Борис Цымба, Игорь Комаров, Александр Пашутин (...капитан Гремячкин).
О фильме: Военно-политический боевик. В Северной Атлантике, где проводят учения советские корабли, терпит аварию американская атомная ракетная подводная лодка (ПЛАРБ) "Баракуда" с вышедшим из строя атомным реактором. Советский самолет-разведчик ТУ-16-Р фиксирует это и докладывает об этом командованию Северного Флота.На помощь американцам вылетает другой советский самолет-спасатель ТУ-16 "Фрегат".Но у американского флотского командования совершенно другие коварные тайные планы.Патрульная служба ВМС США,в лице четырехмоторного самолета R-3-A-"Оrion",пытается помешать советскому реактивному самолету-спасателю океанской военно-морской авиации ТУ-16. А тем временем с неуправляемой лодки в сторону советских кораблей уже направляются две крылатые ракеты.Советские военморлеты и военморы делают невозможное и спасают мир от катастрофы...
Выпущено: Мосфильм.
Продолжительность: 01:09:23
Язык: Русский
Формат: DivX
Качество: SatRip
Видео: 01:09:23. 528x384. 700mb. 1285kbps. 0.26b/px. Divx 6.8
Звук: 48kHz. 128kbps. 2ch. CBR.
700 MB.

Тяжёлая и очень печальная,грустная старая газетная статья "Челябинский рабочий" за 12.03.2003г.: "Катастрофа над Японским морем:Вот уже более 20 лет воды чужого моря хранят страшную тайну гибели российских летчиков":

http://www.chrab.chel.su/archive/12-03-03/5/A131601.DOC.html

Здесь об этом экипаже подробнее:

http://www.moravia.ru/memorial/detail/19/
http://www.moravia.ru/memorial/

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 25 Июль 2008 00:54
[ Леспромхоз ]
Авиацией Военно-воздушных сил Северного флота осуществлен очередной этап полетов в дальней морской зоне - над акваторией Баренцева и Норвежского морей
24 июля 2008, 18:24

Сегодня, 24 июля, авиацией Военно-воздушных сил Северного флота осуществлен очередной этап полетов в дальней морской зоне. Полеты выполнялись над акваторией Баренцева и Норвежского морей противолодочными самолетами Ту-142мк и Ил–38.

Как сообщили в службе информации и общественных связей Северного флота, полеты проводятся в соответствии с годовым планом боевой подготовки.

Все поставленные перед экипажами самолетов задачи решены успешно с высокими показателями. Проведенные в ходе полетов испытания новых образцов бортового радиоэлектронного оборудования и комплексов управления оружием показали их высокую эффективность.

Вблизи территориальных вод иностранных государств самолеты ВВС Северного флота сопровождала авиация НАТО. Инцидентов при этом не возникло. Все полеты военной авиации Северного флота в дальней морской зоне были проведены в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями России с зарубежными странами.

Полеты дальней авиации ВМФ России в районе архипелага Шпицберген и над прилежащей к нему морской зоной свидетельствуют о возросшем значении, придаваемом Российской Федерацией арктическим пространствам и безопасности морских путей на них, освоению российской части богатейшего арктического континентального шельфа, а также о готовности нашей страны отстаивать свои национальные интересы и суверенные права в северном регионе, уточнили в пресс-службе СФ.

Следует отметить, что экипажи самолетов состояли в основном из молодых летчиков, только начавших служить в авиации Северного флота. В условиях общего экономического подъема России в последние годы обеспечение Вооруженных Сил вообще и Северного флота в частности значительно улучшилось. Это позволяет выполнять программу летной подготовки экипажей в полном объеме и обеспечить приобретение необходимого опыта и навыков молодыми специалистами, сообщили в службе информации и общественных связей Северного флота.

http://www.b-port.com/news/archive/2008-07-24-29/

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 29 Июль 2008 17:15
Bills Bons
"Пролетая над Фолклендами. "

Олег ДЗЮБА, специально для ежемесячника «Совершенно секретно»,статья 90х или нач. 2000х гг.



Дело было у острова Святой Елены. Британский авианосец «Гермес» получал топливо с корабля сопровождения. Английская эскадра следовала в сторону Аргентины к Фолклендским островам. (Фолкленды с 1833 года являются владением Великобритании. Но Аргентина тоже предъявляла права на эту территорию. И в апреле 1982 года их спор вылился в крупномасштабные военные действия. – Ред.) За английской эскадрой следил с небес советский авиаразведчик. А как поется в известной песне, сверху видно все: в объектив попадают любые подробности конструкции и вооружения. Впридачу к фотосъемке ведется и радиотехническое слежение, при котором все, что излучают корабли в эфир, прослушивается, записывается, расшифровывается и анализируется.
«Гермес» в иллюминаторе

– До сих пор интересно, попадали эти сведения от нас к аргентинцам? – вспоминает полковник Георгий Бульбенков. – Ведь Великобритания считалась вероятным противником, а с Аргентиной нам воевать вряд ли бы пришлось... Мы британцев по Южной Атлантике от Бискайского залива вели, как только их армада на Фолкленды пошла. Летали из Анголы и прослеживали весь путь. Вроде обыкновенный сухогруз идет, с уровня волн ничего не разобрать, а мы отчетливо видим, что палуба истребителями-бомбардировщиками «Харриер» заставлена. Они по бокам грузы разместили, прикрыв свои самолеты, а на носу площадку оборудовали. Всего-то и дел – откатить на нее самолет! «Харриеры» ведь вертикального взлета, им разгоняться не нужно…
В наше относительно спокойное время военное столкновение Великобритании и Аргентины из-за далекого Фолклендского архипелага в 1982 году подзабыто, а тогда война из-за горсточки забытых богом островков взбудоражила весь мир. В сверхсекретное авиационное подразделение Северного флота, базировавшееся в поселке Федотово близ Вологды, поступили задания на рейды над пустынными акваториями Южной Атлантики.
Мой собеседник возглавлял разведку одного из «федотовских» авиаполков, а позднее служил на той же должности в созданной там же авиадивизии. Британскую армаду ему пришлось и провожать, и встречать. Когда корабли шли к будущей зоне океанских сражений, нужно было выяснить, какое оружие имеется у них на борту, нет ли атомного. Потом, когда они двинулись назад, снова пришлось рассматривать упомянутый «Гермес», поскольку поступали сообщения, что в авианосец угодили аргентинские ракеты и возможен затяжной ремонт.
– В одном из полетов командир экипажа говорит: «Как бы не сшибли нас! В такой гнилой угол Атлантики забрались, никто не отыщет, связи нет, а океан все проглотит!» – рассказывает полковник Бульбенков, перебирая фотографии. – Я отвечаю – мы же разведчики, давай поближе… Казалось, какая нам разница, потрепали аргентинцы «Гермес» или нет, но авианосец это носитель ядерного резерва. Один он не ходит, обычно с ним в океане целая АМГ, авианосно-многоцелевая группа. Перед авианосцем разведывательный корабль выдвигали, чтобы он самолет отыскал. Но мы их всегда находили раньше, чем они нас. Бывало, едва не на бреющем полете шли, чтобы под зону слежения локатора «поднырнуть»...
А с «Гермесом» интересно получилось. Великобритания продала его Индии, и авианосец под другим названием теперь участвует в учениях вместе с нашими кораблями.
Спасая К-219

Морские авиаторы появились под Вологдой сорок один год назад. Но история аэродрома началась двумя годами раньше, когда на Кольском полуострове в согласии с директивой Главного штаба ВМФ приступили к формированию Отдельного разведывательного дальнего авиационного полка. Расположился он в Североморске, потом командование решило перебазировать его в Вологодскую область. Новорожденный поселок сначала именовался Кипелово, по названию ближайшей железнодорожной станции. А нынешнее имя получил в 1966 году после гибели в авиакатастрофе первого командира полка Александра Федотова.
После отставки Хрущева полк стремительно расправлял крылья. Никита Сергеевич не очень-то жаловал ВМФ, делал ставку на ракеты. С его уходом советский военно-морской флот вновь начал бороздить океаны, в которых прежде сновали в основном американцы да англичане. Новые задачи потребовали новых разведданных. Дальних плаваний не могло быть без дальних полетов. Первый выполнили 6 декабря 1965 года подполковники Гладков и Никонов. Домой они вернулись через 17 часов 38 минут. А рекорд полка установил экипаж Данилы Флегонтова. С дозаправкой они провели в воздухе 22 часа.
На одном из снимков, сохранившихся у Бульбенкова, к Ту-95 почти вплотную приник норвежский самолет.
– Не хотелось натовцам нас в Атлантику пропускать, – комментирует он. – Над проливом между Исландией и Фарерами F-15 просто крылья нашим самолетам стригли. Норвежцы тоже лихачить любили. Летчики – парни молодые, как им характер не показать! Бывало, от их крыла до нашего всего-то метров двадцать оставалось.
«Холодная война» не признавала расстояний. На первых атомных субмаринах НАТО стояли ракеты «Поларис» дальностью 4–6 тысяч километров, тогда подлодки надо было искать в относительно ближних водах. Потом появились ракеты «Посейдон», с большей дальностью, и полеты стали «подлинней». Наконец, американцы вооружились «Трайдентами», тогда пришел черед взлетать на задания с Кубы. Ракеты могли взлететь из любого моря, так что приходилось присматривать за всеми подозрительными квадратами. Никто из летчиков до назначения в Федотово и не представлял, в скольких странах побывать доведется.
На Кубе пришлось приземляться и в мрачный для нашего подводного флота день катастрофы ядерной субмарины К-219. Снимок в архиве Бульбенкова сохранил облик аварийной подлодки за тринадцать часов до того мгновения, как она скрылась под волнами, унося в пучину парня из городка Красавино Вологодской области Сергея Преминина. К той секунде, когда в высоте сработал затвор фотокамеры, Преминин уже заглушил реактор, спасая экипаж от гибели, но сам навсегда остался в реакторном отсеке. Позднее ему было присвоено звание Героя России.


В том полете участвовало четыре экипажа. Разведчики отыскали К-219, а два противолодочных самолета сбросили ее экипажу контейнеры с необходимым для выживания грузом. Летели из Федотова с посадкой на Кольском полуострове, но домой дотянуть уже не могли и пошли на посадку в Гаване.
Бывали и над Индийским океаном, где приводнялись после испытаний прототипы многоразового космического корабля «Буран». Планеры, по парению которых изучали поведение будущих челноков при реальных посадках, садились в тропических водах. Их отыскивали с воздуха и передавали координаты спасательным судам.
Ледовая разведка в Арктике тоже не обходилась без летчиков из Федотова. В июле 1978 года два экипажа дежурили над Северным Ледовитым океаном, обеспечивая знаменитой экспедиции Дмитрия Шпаро успех в достижении полюса.
«Медведи» против «Орлов»

За время существования части противолодочники обнаружили 149 чужих субмарин. Но вот пришли другие времена. В небе, на суше и в морях стало потише. Разведывательный полк перебросили в Псковскую область, а после тридцатилетия части вообще расформировали. В 1994 году расформированы были и 35-я противолодочная авиационная дивизия, и 135-й противолодочный полк, тоже дислоцировавшиеся в Федотове.
Поселок, считавшийся в эпоху дефицита едва ли не единственным оазисом благополучия в Вологодской области, поник. Для уволенных в запас офицеров было удачей найти работу в кочегарке. Оставшиеся в Федотове вспоминали присказку шестидесятых годов: «Среди болот и снега белого какой-то черт создал Кипелово». Одно время шли разговоры о создании в Федотове терминала для коммерческих грузов, но и они смолкли. Аэродром считается запасным на случай непредвиденных ситуаций на бортах пассажирских трансконтинентальных лайнеров, постоянно летающих над Вологдой. Был, правда, эпизод с приземлением в Федотове самолета Бориса Ельцина, навещавшего Череповец незадолго до расстрела Белого дома. Эпизод запомнился, в частности, тем, что от штаба приказано было срочно убрать все велосипеды, на которых авиаторы добирались к своим самолетам.
Штабы вероятных противников о федотовцах забыли на целых четыре года. А потом два вологодских «медведя» вытянули из гнезд трех натовских «орлов». «Игл», или, по-русски, «орел», это американский перехватчик. А «медведем» в НАТО именуют российский самолет Ту-142. Встреча произошла над Атлантикой. «Они вились над нами, как мухи», – рассказывает участник полета полковник Павел Можейко.
Американцы поднялись на перехват с Исландии, наши же самолеты уходили на задание с вологодской земли. После перестройки сверхдальние полеты россиян почти прекратились, и появление «медведей» вызвало, кроме тревоги, еще и нескрываемый интерес иностранных пилотов.
– Они, видимо, решили, что нас уже и на свете нет, – смеется Можейко. Спрашиваю:
– Ходила молва, что вы с американскими пилотами знали друг друга чуть ли не в лицо?
– Во всяком случае, самолеты друг друга узнавали с полувзгляда. Потом у них сменилось поколение авиаторов. Те, кто сопровождал нас в небе в «холодную войну», уже перестали летать, а новички никак не могли наглядеться и нафотографироваться...
Взгляд на событие с другой стороны удалось отыскать в паутине Интернета. «Медведей» первыми засекли норвежцы, и, кажется, это стало для них полной неожиданностью. Из неофициальных источников явствует, что натовцы наших просто «проморгали». Как бы то ни было, норвежцы тут же передали по своим инстанциям доклад о прохождении неизвестными самолетами их зоны ответственности. О нарушении границ речи не шло, но локаторы-то шарят за тысячи километров.
Сообщение дошло до Исландии, где управление сил ПВО срочно принялось переводить группу своих перехватчиков из 12-часовой готовности в одночасовую. В исландской зоне ответственности на перехват поднялись «Иглы» в сопровождении самолета-заправщика на случай затяжного слежения. Американский майор Брайен потом сообщил прессе, что подобных событий не было четыре года. Перехватчики не поднимались в небо по тревоге с 1999 года. Брайен особо отметил, что полет двух Ту-142 ни в коем случае не представлял угрозы и не имел враждебных намерений. «Мы вели диалоги и дискуссии сначала с Советским Союзом, а теперь с Россией, – сказал он. – То, что случилось, происходит время от времени, когда они поднимают свои самолеты к нашим границам, просто чтобы проверить наше время готовности».
Можно не сомневаться, что и американцы не брезгуют проверками нашей боеготовности. Контакты контактами, а оборонное дело расслабления не терпит.
Из Оленьей в Гавану


– Эти в Баренцевом море лежат, эти в Бермудском треугольнике. – Петр Викторович Беломестнов подолгу вглядывается в портреты погибших летчиков на уединенном и до недавних пор секретном кладбище. – Две могилы без хозяев, пустые гробы хоронили. Остальные четыре с экипажами.
В древности могилы без останков называли кенотафами. Такие надгробья ставили, когда воин погибал вдали от родных краев и останки его нельзя было доставить домой. Старинный обычай вспомнили в наше время, когда пришла пора полетов над всей планетой и всеми океанами.
Беломестнов в Федотове выслужил все звездочки, от двух лейтенантских до трех полковничьих. Уволился в запас, возглавлял поселковый жилкомхоз. Почти всех, кто покоится здесь, хорошо знал. Вот только первого командира части – полковника Федотова – в живых не застал. Прибыл после училища для прохождения службы, когда в глухом еще лесу уже появилась первая офицерская могила. Самолет угодил в зону обледенения, упал километра за полтора от посадочной полосы и запылал. Деньги на памятник собрали жены погибших.
– Моим командиром поначалу был подполковник Растяпин. Его экипаж вторым погиб, через пять лет после Федотова, – вспоминает Беломестнов. – В полете пожар приключился. Вроде потушили, но самолет вдруг упал. Считается, что лопасти оборвались. К ним не спускались на дно: слишком глубоко. А вот самолет Аркадия Красносельского подводники, кажется, навещали. Говорят, глубина всего метров шестьдесят. Вроде бы сняли документы с борта, оружие. Тела остались в самолете. Но, может быть, и легенда, сейчас не узнать.
В справке из «Сборника авиационных происшествий в авиации ВМФ» говорится: «4 августа 1976 года. Ночь. В 20 ч. 15 мин. при перелете Гавана-Оленья при изменении эшелона произошло внезапное сваливание самолета в плоский штопор. Экипаж хладнокровно предпринимал попытки для вывода самолета из режима сваливания, но самолет оставался неуправляемым, а возникшие перегрузки не позволяли экипажу воспользоваться средствами спасения». Иными словами, никто не смог приводниться с парашютом в нейтральные тропические волны с надеждой выжить.
– Да нет же, никто к ним не опускался! – опроверг коллегу полковник Бульбенков. – Американцы, может, и отправлялись ко дну за документами. Но никаких секретных бумаг там уже не было.
Бывшему начальнику разведки истина ведома. Ему довелось лететь в Гавану после катастрофы Ту-95. Была надежда, что кому-то удалось уцелеть на поверхности воды, тогда можно было навести на них какой-то из ближайших советских теплоходов. Командование интересовала и судьба секретных документов, находившихся у экипажа. Их запросто могли обнаружить американцы. От неминуемой в этом случае замены шифров и позывных спас случай. Портфель с бумагами удалось выловить экипажу нашего сухогруза, направленного радиограммой из Москвы в район падения самолета. Едва бесценная находка оказалась на борту, как в небе появился противолодочный самолет США «Орион». От его приборов ничто не ускользнуло бы, а для захвата столь лакомой добычи американцы наверняка послали бы и надводные корабли.
Военные самолеты США не остались безразличны и к прилету федотовцев. Американские перехватчики встретили их и от морской могилы товарищей проводили до самой Кубы. Истребители не обделяли наших вниманием и на обратной пути, пока не убедились, что вологжане окончательно легли на обратный курс.
Сейчас история федотовских частей уцелела лишь в воспоминаниях ветеранов и в устных преданиях. После расформирования почти все материалы наглухо осели в архивах, если не утрачены. В девяностые годы даже памятникам пришлось не сладко. Охотники за цветными металлами пробрались мимо шлагбаумов и попытались сорвать барельеф с монумента на первой могиле. Снять все же не сняли, но исковеркали. Хорошо, что областные власти не поскупились на реставрацию, иначе бы оставаться ему после налета вандалов раскуроченным по сей день.

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 06 Август 2008 23:07
Bills Bons
"Дерзко, но нецелесообразно".

25 лет назад на полюсе финишировала лыжная экспедиция «Комсомолки»
Владимир СНЕГИРЕВ. — 21.06.2004 "Комсомольская правда".

Старая площадь

25 лет назад в аэропорту «Шереметьево-1» встречали экспедицию «Комсомольской правды», триумфально вернувшуюся после своего 76-дневного лыжного похода на Северный полюс. Первого в истории.


Цека не дремлет

16 марта 1979 года семь лыжников, семь моих друзей - Дима Шпаро, Юра Хмелевский, Толя Мельников, Володя Леденев, Вася Шишкарев, Володя Рахманов и Вадим Давыдов - покинули далекий островок с игривым названием Генриетты и по зыбким льдам двинулись на север. Когда для лыжников скалы острова уже растаяли в морозной дымке, на Старой площади вдруг спохватились: кто позволил?

Слово - главному действующему лицу тех дней, первому секретарю ЦК ВЛКСМ Борису Пастухову.

- Я пришел к секретарю ЦК КПСС Зимянину. Рассказал ему, какие у нас храбрые ребята - на лыжах впервые в мире хотят штурмовать полюс. Когда я закончил, у Зимянина глаза вспыхнули: ну, здорово! Я еще подумал: слава Богу, кажется, зацепило, поддержит. Потом встал из кресла, стал ходить по кабинету, вслух размышлять. И погасли глаза. «Нецелесообразно это сейчас, вернуть бы группу».

Я пытался рыпаться. Да, говорю, торосы, трещины, морозы, все это есть, но мы максимально подстраховались. Ребята готовились к переходу почти десять лет. У них хорошее снаряжение, отличная радиосвязь. Но Зимянин ни в какую. Не сметь! Словом, ушел я от него ни с чем. А через два дня опять иду в этот кабинет: «Вы, конечно, правы, Михал Василич, но экспедиция уже стартовала, не успели мы ее остановить. Возвращать обратно - это целая операция». Он мне с матерком (а Зимянин мастерски умел ввернуть крепкое словцо): «Вернуть!» Вернуть, и никаких возражений. «А вам еще предстоит объясняться с Сусловым. Я это дело так не оставлю, вынесу на Секретариат». Заседания Секретариата бывали по вторникам. Но до этого кто-то меня надоумил напроситься к Суслову на прием. И вот в 12.00 я у Михаила Андреевича в кабинете. Второй раз в жизни. Рассказал ему все, он внимательно, но без всяких эмоций выслушал. Никаких вспышек в глазах. Потом говорит: «Пусть идут». И все. Я ему: «Но вот Зимянин грозился вынести это дело на Секретариат». Тогда Суслов задал еще несколько вопросов. Он спросил: «Есть ли у экспедиции оружие?» «Да, есть карабин». - «Как со связью?» - «Связь вполне надежная, много раз опробованная. Кстати, Лубянка тоже в этом заинтересована, в испытании их системы связи». - «Есть ли авиационная подстраховка?» - «Есть». Он еще подумал-подумал и сказал напоследок только одну фразу: «Вы сознаете, что отвечаете за это своей головой?» «Да, Михал Андреич».


Прямое попадание

Перелом «наверху» в отношении к экспедиции я почувствовал на своей шкуре: в один прекрасный день мне было сказано, что отныне несколько раз в день следует передавать точные координаты группы в главный штаб ВМФ и в штаб военно-морской авиации. Потом морские летчики и вовсе затребовали меня к себе на Скаковую аллею, долго расспрашивали о системе нашей радиосвязи и еще много о чем. «Вам это зачем?» - не понимал я. «Дана команда быть в постоянной готовности на предмет оказания помощи вашей экспедиции».

Много лет спустя подробности поведал бывший командующий военно-морской авиацией генерал-полковник Владимир Дейнека.

- 1979 год. Я - командир отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия авиации Северного флота. Базируюсь на Кольском полуострове. У меня четырехтурбинные самолеты Ту-142. В апреле меня вызвал командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант Ручков и поставил задачу: осуществить поиск полярной экспедиции, установить с лыжниками связь. «Фактом своего появления над ними ты окажешь ребятам моральную поддержку», - завершил генерал.

Прежде ни я, ни кто-нибудь другой в полку на полюс не летал. Из Москвы, из штаба, к нам прибыл главный штурман военно-морской авиации и прямо сказал: задание поступило со Старой площади, то есть из ЦК, так что оплошать мы ну никак не должны. Я решил идти сам, а ведомым определил экипаж майора Маракулина.

Первый полет состоялся 18 мая, мы его специально совместили с плановым парашютным сбросом, который осуществлял Ил-14 из Якутии. Полярные летчики на «Иле» вывели нас по радио в нужный район. А там солнце яркое слепит, гряды торосов, как шрамы, исполосовали океан, ничего за ними не рассмотреть. Тогда принимаю решение: Маракулина оставить наверху на высоте 1000 метров, а сам опускаюсь до 200 метров и начинаю поиск. Летчик с «Ила», когда меня увидел, обалдел совершенно: «Ты только близко не подходи, а то мою машину сдуешь, как пылинку». И вот я прохожу прямо над красной палаткой. Дима Шпаро мне потом рассказывал, что ребята перепугались. Такой огромный самолет над ними промчался, аж льды заколыхались. Мы переговорили по УКВ-связи с участниками экспедиции, спросили, что им сбросить, когда придем в следующий раз. «Нам ничего не нужно, - ответили лыжники. - Приятно, что вы над нами, большое вам спасибо за заботу». Спустя 10 часов 57 минут мы вернулись на аэродром.

Второй вылет состоялся через четыре дня, когда до полюса им оставалось чуть больше ста километров. Мы также находились в небе почти 11 часов: нашли лагерь, сбросили ребятам посылочку (контейнер лег прямо рядом с палаточкой - вот как сработал штурман Бессонов, отвечавший вообще-то за бомбометание), потом прошли по курсу экспедиции до полюса, чтобы посмотреть ледовую обстановку, вернулись и по радио рассказали ребятам о том, что видели.

Третий полет был уже на полюс, 31 мая, когда вы там находились.

- Из низких облаков вывалилась гигантская машина и прошла прямо над нашими головами. И прямо к нашим ногам упала посылка от вас, а в ней - бутылочка коньяка, которая пришлась весьма кстати.

- Мы тоже радовались - и за экспедицию, и потому что свою задачу выполнили. Непросто это было - найти микроскопическую точку в Арктике. Благодаря вам военная авиация отработала уникальную методику по поиску малоразмерных и нерадиолокационно-контрастных целей. А сам я больше на полюс никогда не летал.

...За те штучные полеты экипажи самолетов Ту-142 не были отмечены ни наградами, ни благодарностями. Все прошло в режиме большой секретности. Но Дейнека быстро пошел в гору и уже вскоре стал командовать военно-морской авиацией Советского Союза.

http://www.kp.ru/daily/23300/29778/print/

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 06 Август 2008 23:32
Иван Кукушкин
Bills Bons пишет:... Тогда принимаю решение: Маракулина оставить наверху на высоте 1000 метров, а сам опускаюсь до 200 метров и начинаю поиск. Летчик с «Ила», когда меня увидел, обалдел совершенно: «Ты только близко не подходи, а то мою машину сдуешь, как пылинку». И вот я прохожу прямо над красной палаткой. Дима Шпаро мне потом рассказывал, что ребята перепугались. Такой огромный самолет над ними промчался, аж льды заколыхались.

Да, 200 метров - это сила.

Изображение
«Ту-142М» на Яндекс.Фотках

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 07 Август 2008 00:32
Bills Bons
200м.-это ерунда! В советское время экипажи военно-морской авиации на самолетах Ту-16 (они конечно поменьше, чем ТУ-95) летали над морем на высотах в 15-30 м., так, что над водной гладью оставались буруны. Вспомните док.фильм "Битва над океаном", где говорится про экипаж ТУ-16 морской авиации СФ Плиева - он летел над палубой американского авианосца! Сам помню:70-е гг., гарнизон, коробки пятиэтажек ДОС (домов офицерского состава) и ТУ-16 с близлежащего аэродрома проносились рядом так низко, что потоком воздуха от их турбин сносило все телевизионные антенны с крыш домов! А ведь высота пятиэтажки, построенной стройбатом, не превышает 15 м.! Конечно, это было злостным нарушением и за это сурово наказывали командиров и штурманов самолетов. Но, это считалось шиком-пролететь низко над своим домом. Дети, играющие на улице, в эти моменты все подымали головы, тыкали в небо свои маленькие пальчики и хором кричали: "Папа! Папа! Это мой папа! Нет, это мой, а не твой папа! Нет, мой папа!"Офицеры, находившиеся в этот момент дома в этих пятиэтажках, резко бросались к домашним настольным телефонам и звонили на КДП (командно-диспетчерский пункт аэродрома): "Что за борт????!!! Мать вашу!!!!"По-прилету на базу, экипажи ТУ-16, свалившие все ТВ-антенны с Досов получал "дюлей", а потом в полет уходили другие летчики, которые звонили на КДП,и все повторялось вновь. Круговорот! )))

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 07 Август 2008 00:47
Bills Bons
Тяжелый,грустный и шикарный фильм (драма) о военно-морской авиации Северного Флота времен ВОВ "Торпедоносцы".Бесплатная прямая закачка,качество-отличное,здесь:

http://www.aerozone.ru/?action=details&back_link=%3Fcat%3Dvideo_fiction&id=77

ДБ-3Ф (ИЛ-4):

Изображение

Долететь до полюса

СообщениеДобавлено: 12 Август 2008 20:24
Bills Bons
ТУ-95МС:

Изображение Изображение

Изображение Изображение