Страница 1 из 2

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 13 Май 2011 08:42
[ Леспромхоз ]
13 Мая 2011 года, 09:18
http://www.b-port.com/news/item/61460.html

Появилась мысль пересадить дрейфующие полярные станции на плавучие платформы. В июне ее обсудят на Морской коллегии

Идея создания плавучей металлической исследовательской платформы, на которой может быть размещена исследовательская арктическая станция, будет представлена на заседании Морской коллегии при правительстве РФ в июне, сообщил глава Росгидромета Александр Фролов. Об этом пишет РИА Новости.

Россия - единственная страна в мире, которая регулярно организует дрейфующие ледовые станции в Северном ледовитом океане. Однако ненадежность арктического льда и сокращение его площади в связи с потеплением климата заставила полярников думать о более надежной «основе» и возможности проводить зимовку в более комфортных условиях.

Директор НИИ Арктики и Антарктики Иван Фролов рассказал о том, что он и его коллеги вышли с предложением спроектировать и построить плавучее сооружение для дрейфующей станции. По его словам, эта платформа может представлять собой «что-то типа баржи», но усиленного ледового класса, которая сможет вмораживаться в лед и дальше дрейфовать. По оценке Ивана Фролова, стоимость платформы составит около 700 миллионов рублей.

«У нас уже есть технико-экономическое обоснование. Мы рассчитываем в июне представить ТЭО на заседании Морской коллегии в Нарьян-Маре. Если получим одобрение, то тогда это уже будет конкретное поручение с финансово-экономическим обоснованием, тогда мы начнем проектирование, будем подбирать исполнителей», - сказал глава Росгидромета. По его словам, уже получены предложения от организаций, заинтересованных в использовании такой платформы: «Игроки есть - Академия наук, ВМФ».

Глава Росгидромета также сообщил, что новое научно-экспедиционное судно Росгидромета «Академик Трешников», построенное «в пару» к «Академику Федорову» и спущенное на воду в конце апреле, в начале 2012 года выйдет на ходовые испытания. «Мы получим два корабля очень хорошего класса. Таких в мире немного, около пяти, и один из них «Академик Федоров». Мы сможем на двух кораблях строить более сложные экспедиции. Один корабль - это всегда риск», - сказал Фролов.

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 13 Май 2011 19:09
Александр Андреев
Интересно, что выбор между высаженной на лед станцией и вмороженным судном, обсуждался еще в начале XX века. Исходя из опыта дрейфов "СП" и "Г. Седова"
выбор был сделан в пользу станции, высаженной на лед. Немаловажная причина этого выбора состоит в том, что судно обычно вмораживается в лед под креном, и с дальнейшими подвижками направление крена и его абсолютная величина меняются, что создает известные проблемы как в научной деятельности, так и в быту станции. Одним из нереализованных проектов был т. н."арктический шар" с гироскопическим механизмом, поддерживающим внутренние помещения станции в нормальной ориентации.
Не сомневаюсь что этот вопрос был изучен специалистами ААНИИ и учтен при проектировании. Очень интересно мнение из первоисточника, т. е. из ААНИИ. В первую очередь от СВФ :)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 10:25
SVF
Да, тема конечно не нова. Из предпоследних дисскусий на тему - обсуждение использования "Красина" для организации станции в 80-х годах, настойчивые попытки пробить "Полярный Одиссей" в последние годы. К числу тех, кто возражал - уважаемые люди: В.Т. Соколов, В.В. Лукин и др. Основные аргументы - судно (ледокол) или платформа будут влиять на точность измерений чутких приборов, оказваать влияние на дрейф и т.п. Плюс заморчки, связанные с Регистром (платформа должна выдерживать мощные нагрузки и одновременно быть достаточно мореходной для перехода по чистой воде после выхода на кромку).
На мой взгляд, идея имеет право на существование и реализацию. Тем более, есть известные примеры. Из последних - эксперимент "Шеба" (канадский ледокольчик дрейфовал почти год в море Бофорта (в конце 90-х).
То, что мне симпатизирует в этом деле - использование судна (платформы) делает эксперимент активным: понесло станцию не туда - летом перешли в нужный район, продолжаем работать. Плюс конечно безопасность (разломы, трещины - по-барабану), комфортные условия жизни и работы, энергообеспеченность и т.п.
Если тебя смущают воздействия на приборы - отойди на 500-1000 м, сделай выносной пункт, измеряй спокойно (кстати, так поступали на "Шебе"). Ну и конечно, отсутствие заморочек, свзанных с поиском льдины. Сейчас дрейфуем не там, где надо, а где льдину найдем.
По поводу нового проекта. Он разработан в ААНИИ, в отделе Ледовых качеств судов (рук. В.А. Лихоманов) в прошлом году по заказу Росгидромета. Может кто еще принимал участие (ЦНИИМФ, ЦНИИ им. Крылова) - не знаю, в понедельник выясню. Меня тоже в качестве консультанта привлекали.
Посмотрим, что получится. Денег то пока на строительство нет (все уходит на "Академик Трешников").

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 10:51
Иван Кукушкин
А "Одиссея" то почему тогда "потопили"?

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 11:00
SVF
Проект кривой был - потенциальный крематорий во льдах.

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 11:10
Иван Кукушкин
Хмм. Простое и понятное обьяснение :)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 18:36
SVF
ИК, извини за краткость, надо было срочно бежать.
Под "крематорием" я имел ввиду много дерева, что вкупе с запасами соляры создает опасный прецедент. Плюс наши корабелы высказывали много нареканий по поводу конструкции и прочности корпуса проектируемого "Одиссея".

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 21:59
Иван Кукушкин
Дык я имено так и понял и именно это и имел ввиду - сосредоточение всего в кучу в горючеопасных условиях аргумент такой, увесистый. А при достаточно сильной изоляции в дрейфе в зиму - то жизненно важный.
Тем более, что платформа вроде как (по идее) должна обеспечить возможность проводить зимовки с большим "размахом" и соответствующим оборудованием, так что возможные ссылки на опыт с "Тарой" не совсем уместны.
Тут материал конструкции имеет одно из решающих значений.

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 14 Май 2011 22:12
SVF
Приятно иметь дело с понимающим человеком :tnxman: .

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 15 Май 2011 09:31
[ Леспромхоз ]
SVF пишет:Проект кривой был - потенциальный крематорий во льдах.


А известны случаи "крематориев" на деревянных судах во время дрейфа или вообще в полярных регионах
(случаи самовозгорания каменного угля можно не учитывать).
Есть ли статистика пожаров на станциях "СП"?

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 15 Май 2011 11:38
SVF
Пожаров во время дрейфа деревянных судов вроде не было - дрейфов было не много, да и с горючкой у них проблемы были.
На "СП" пожары были, но статистики нет- информация закрыта.
Я говорил о потенциальных возможностях. Известно, что самая низкая аврийность мирового флота - в Северном ледовитом океане, хотя там самый большой риск судоходства. Просто интенсивность плавания гораздо ниже, чем в остальных районах Мирового океана.

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 06 Октябрь 2011 08:18
[ Леспромхоз ]
Проект дрейфующей обсерватории в Арктике
http://ria.ru/arctic_mm/20110930/446585927.html
 446566235.jpg

© РИА Новости, Инфографика. Василий Шихачевский

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 06 Октябрь 2011 22:23
RUS
padsee пишет:Проект дрейфующей обсерватории в Арктике
http://ria.ru/arctic_mm/20110930/446585927.html
446566235.jpg

© РИА Новости, Инфографика. Василий Шихачевский


На этой картинке у вертолета бортовой номер Н-70. А у нас под этим номером самолет Молокова значится. Нестыковочка :)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 06 Октябрь 2011 23:46
Иван Кукушкин
SVF хотел возродить Н-ки на "малой авиации", применяемой на СП.
Наверное оно и есть, ни где же не написано, что это пилотируемый вертолет :)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 07 Октябрь 2011 09:52
SVF
Не, ребята, я тут ни причем. Наверное, художник грамотный попался, ПолярПост читает ;)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 22 Октябрь 2011 14:45
[ Леспромхоз ]

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2013 12:35
[ Леспромхоз ]
"Советский Сахалин", № 228, 3 октября 1935 г.

 Сов_Сахалин_2 октября 1935-227 Судно для многолетнего дрейфа.jpg
Судно для многолетнего дрейфа

В Ленинграде начато проектирование деревянного полярного судна типа "Фрам". Специальная конструкция судна будет приспособлена для многолетнего дрейфа во льдах высоких широт Арктики.
— Это судно, — сообщил проф. В. Ю. Визе, — должно быть закончено постройкой в начале 1937 г. В том же году намечено начать на нем ледовой дрейф, который продолжится около 3—4 лет. Главная задача такой экспедиции — всестороннее изучение глубоких частей полярного бассейна, в течение круглого года скованных мощным ледяным покровом. Пробить этот покров не в состоянии даже самые сильные ледоколы.
Экспедиция сможет повторить в некоторой части работу экспедиции на "Фраме", совершенной Нансеном в 1893—1896 гг. В то время методика океанографического исследования была весьма несовершенна, и поэтому многие вопросы по океанографии Арктики остались тогда неразрешенными. Их должно разрешить советское дрейфующее судно.

Интересно, чем дело закончилось?

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2013 15:45
SVF
РЖУНЕМОГУ :x

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2013 18:39
[ Леспромхоз ]
С.В. "будь ласков", проясни:
Над этно-ботаником?
Или над "Фрамом" ?

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2013 18:52
Иван Кукушкин
Над тем, что "дело еще не закончилось". В прошлом году решили использовать железо. :)

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 02 Апрель 2013 18:57
[ Леспромхоз ]

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 03 Апрель 2013 09:03
SVF
Иван Кукушкин пишет:Над тем, что "дело еще не закончилось". В прошлом году решили использовать железо. :)


Вот-вот, об этом и речь. Может в 2037 и построят. К столетию идеи :yes:

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 01 Июль 2017 22:27
Иван Кукушкин
http://www.rbc.ru/business/30/06/2017/5 ... 00f2cca257

БИЗНЕС, 30 ИЮН, 12:22 70 377
Правительство задумалось о сокращении расходов на Арктику

... как стало известно РБК, по итогам еще двух совещаний — выездного заседания госкомиссии по развитию Арктики в порту Сабетта на Ямале 14 июня и последовавшего за ним совещания под руководством премьера Дмитрия Медведева 16 июня — сумму расходов на развитие Арктики решили сократить еще больше, до 12 млрд руб. Об этом РБК ​рассказали два участника обоих совещаний. Один из них пояснил, что такая цифра следует из последней редакции программы, разосланной на этой неделе ​в профильные ведомства для согласования. Оба собеседника ожидают, что правительство утвердит программу до конца лета.

Больше половины урезанной программы — 7 млрд из 12 млрд руб. будет израсходовано на проектирование и строительство ледостойкой дрейфующей платформы «Северный полюс» для «Росгидромета», подконтрольного Минприроды, сказал один из собеседников РБК. Эта платформа предназначена для полярных исследований, в том числе в области метеорологии и движения льдов.

До сих пор подобные исследования полярники проводили, дрейфуя на льдине в течение нескольких месяцев, но из-за глобального потепления в последнее время стало все сложнее находить прочные льдины, на которых безопасно размещать людей и дорогостоящее оборудование, сказал РБК источник в Минприроды. С появлением новой платформы приостановленные исследования можно будет возобновить в условиях, безопасных для ученых и техники, добавил он. Создание ледостойкой платформы для научной работы в Арктике потребует не менее 6 млрд руб., говорил 18 мая министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. По его словам, Минприроды ищет российскую компанию, которая возьмется за проект.

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 09 Октябрь 2017 11:34
Иван Кукушкин
 СП-платформа.jpg
"Коммерсант" сообщает (Газета "Коммерсантъ" №187 от 09.10.2017, стр. 9): https://www.kommersant.ru/doc/3433833?f ... r_business
Рисунок: Концептуальный облик ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Изображение 2014 года (с) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

«Адмиралтейские верфи» уходят в дрейф
ОСК построит научное судно за 7 млрд рублей для замены льдин

По данным “Ъ”, строительством специального судна для исследований в глубокой Арктике — ледостойкой самодвижущейся платформы «Северной полюс» — займутся «Адмиралтейские верфи». Реализация проекта в 2018–2020 годах уже учтена в стапельном расписании предприятия. На создание плавучей обсерватории для Росгидромета государство выделит 7 млрд руб. Эксперты отмечают, что строительство платформы необходимо на фоне таяния льда в Арктике, из-за которого все сложнее найти достаточно стабильную льдину для организации долговременной дрейфующей станции.

Как выяснил “Ъ”, основным претендентом на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» стали входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Адмиралтейские верфи». В ОСК “Ъ” подтвердили, что проект строительства платформы учтен в стапельном расписании предприятия на 2018–2020 годы. Согласно одобренной в конце августа редакции госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики, на строительство платформы планируется потратить 6,967 млрд руб., ее заказчиком выступает Росгидромет.

Дрейфующие станции «Северный полюс» используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды и т. д. В Росгидромете “Ъ” пояснили, что в связи с потеплением климата в Арктике сократилось число многолетних льдов толщиной 2–3 м, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций. Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива два-три года, встроенное оборудование, вертолетную площадку и срок службы 25 лет.

По мнению члена научного совета при СБ РФ, директора консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, у «Адмиралтейских верфей» достаточно опыта для создания платформы с ледовым классом Arc8. Пока не будет сдано это судно, работы в Арктике планируется вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) в основном учеными из Германии, России и США на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна ледового класса Arc8 «Поларштерн». Его дрейф запланирован на 2019–2020 годы. Также, отмечает господин Григорьев, рассматривается вариант использования для исследовательской работы ледокола «Капитан Драницын», принадлежащего «Росморпорту»,— но он, хоть и переоборудован для перевозки пассажиров, все-таки не является специализированным научно-исследовательским судном. Кроме того, стоимость аренды ледокола близка к 2 млн руб. в сутки, что достаточно затратно для проекта.

Руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Сергей Писарев подтверждает, что найти льдину для многомесячных исследований в дрейфе все сложнее. С 1998 года реализовано пять зарубежных проектов с использованием судов, которые вмораживались в лед и служили базой при измерениях в дрейфе, такая технология нивелирует риски потери оборудования из-за расколов льда. Сама идея строительства ледостойкой самодвижущейся платформы в России обсуждается уже около восьми лет, уточнил господин Писарев. Это специализированное научно-исследовательское судно, которое схоже с самоходной баржей, по мореходным качествам оно уступает ледоколу, зато имеет экономичный двигатель, внутри установлены мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и др. Использование такой платформы эффективнее и экономичнее, чем вмороженного ледокола, уверен Сергей Писарев.

По его словам, сейчас в центральной Арктике активно устанавливают роботизированные исследовательские буи. Если Россия хочет сохранить позиции в регионе и развивать перевозки по Севморпути, нужно иметь хотя бы одну обитаемую дрейфующую наблюдательную платформу и несколько групп автономных роботизированных дрейфующих измерителей в ее окрестностях.

Анастасия Веденеева

Плавучая исследовательская платформа

СообщениеДобавлено: 24 Октябрь 2017 12:17
soergizmo
[ Леспромхоз ] пишет:По оценке Ивана Фролова, стоимость платформы составит около 700 миллионов рублей.


Иван Кукушкин пишет:Больше половины урезанной программы — 7 млрд из 12 млрд руб. будет израсходовано на проектирование и строительство ледостойкой дрейфующей платформы

"Аппетит приходит во время еды"(с)