Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского

Автор-составитель: Костарев Евгений Юрьевич.

 

 

Часть 10.

Тайна горного озера.

 

"Исчезнувшие самолеты всегда
обнаруживаются не там,
где их разыскивали".

И.П. Мазурук, полярный и
военный летчик,
участник поисков Н-209
в 1937-1938 гг.

 

Таежная находка.

Летом 1965 года экипаж советского вертолета(63) случайно обнаружили на берегу горного озера Себян-Кюэль(64), что в 400 км от Якутска, холм явно искусственного происхождения. На нем лежала грубо отесанная старая доска с выжженной или вырезанной ножом надписью:

«Здесь 13 августа 1937года в результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж... Леваневский...»

Под этими словами было еще 3 или 4 фамилии, одна из которых заканчивалась на «...ский». Большинство же прочесть было невозможно – доска подгнила. К ней была прибита металлическая пластинка от консервной банки, на которой было нацарапано то же самое.
Ранее, вероятно, доска была прибита к двум столбикам с метр высотой и повернута надписью в сторону озера; однако со временем столбики подгнили, и доска отвалилась.

Попов известил о своей находке тогдашнего директора Арктического и Антарктического института – корреспондента АН СССР А.Ф. Трешникова, - а также еще ряд заинтересованных людей(65). Доску с надписью Попов снял и передал экипажу другого вертолета, базировавшегося в Жиганске, чтобы те по эстафете передали ценную находку в Москву.
Казалось, злой рок продолжал преследовать всех, кто был связан с Н-209... Вертолет потерпел крушение, и доска сгорела вместе с машиной.

Отчаиваться, впрочем, было рано. Оставались и другие находки, сделанные в районе Себян-Кюэль. Так, эвенкам удалось найти неподалеку от холмика памятный знак в виде креста(66) и клепаный авиационный бачок из дюраля. Экспедиция из Уфы, состоявшейся в 1982 году(67), тоже недаром потратила время: ее участникам удалось установить, что за несколько лет до войны в районе озера действительно разбился неизвестный самолет. И именно в августе 1937 года...

 

Якутская версия

С самого начала эта гипотеза о месте крушения Н-209 была под сомнением. Казалось невероятным, что экипаж допустил такую чудовищно огромную навигационную ошибку – 83 градуса!
Однако Аккуратов доказал обратное. Широта Фэрбенкса и Себян-Кюэль примерно одинакова (разница – всего 40 км). От места отказа двигателя самолет мог пролететь еще 2200 км на трех оставшихся – и совершить посадку на широте Фэрбенкса. При таком отклонении от курса встречный ураганный ветер становится для самолета боковым – и потому не так сильно влияет на его скорость и расход топлива.
А потерять ориентировку из-за неисправности радиоаппаратура, да еще в сложных метеоусловиях было проще простого...
Если принять гипотезу о том, что Н-209 все же долетел до Якутии, то «ледяные горы», увиденные летчиками, - это, возможно, покрытые снегом отроги Верхоянского (Черского) хребта. Их высоты между Тикси и Себян-Кюэль достигают 2000 метров. Перелететь их было вполне возможно для Н-209.
А дальше события могли разворачиваться следующим образом.

 

Конец полета.

...Окончательно потеряв веру в свои приборы, экипаж продолжал лететь в облаках. Приходилось сверяться с худо-бедно работающим гирополукомпасом, чтобы хоть примерно представлять, куда они направляются. Что Фэрбенкс им сегодня не светит – было уже давно понятно. Оставалось искать хоть какую-то твердую землю – на воду сухопутный Н-209 садиться не мог.
- Спустимся под облака! – решил Леваневский. – Глядишь, обледенение исчезнет.
Терять высоту было опасно, но ничего другого не оставалось. Спустились под облака. Чтобы уменьшить асимметричный снос, задросселировали первый двигатель, противоположный отказавшему четвертому. Работающие второй и третий, таким образом, тянули на себе всю махину самолета.
Наконец, внизу показалась земля. Что это была за местность – Аляска или Сибирь, - никто сказать не мог. Самолет снижался и снижался, горючее было на исходе. Еще несколько минут – и моторы встанут. А затем последуют падение и страшный удар об землю...
Площадку для посадки высматривали всем экипажем. Однако под крылом были только горы и лес, окутанные ночной теменью. Ни единого мало-мальски ровного места, где можно было бы притереть тяжелую машину к земле...
- Смотрите! – вдруг вскрикнул кто-то. – Озеро!
Озеро, да еще не затянутое толстым льдом, было плохой заменой твердой земле. Однако выбирать не приходилось – другого места для приземления не было и не предвиделось.
- Штурману и радисту - уйти из носовой кабины! – приказал Леваневский(68), направляя самолет на озеро.
- Есть, - отозвались те, переходя в хвостовую кабину радиста.
Гул моторов оборвался внезапно, и по ушам летчиков ударила зловещая тишина. Винты еще  вращались по инерции, но толку от них уже не было – топливо кончилось.
Еще секунда... другая... красно-синяя машина, с шумом рассекая воздух, спланировала на озеро и, взметая волны, коснулась поверхности полуубранными колесами. А вслед за тем самолет скапотировал и перевернулся на спину(69)...
Уцелевшие члены экипажа успели выбраться из покалеченной машины прежде, чем она затонула, и вплавь добраться до берега. Однако аварийный запас остался на борту машины, и потому выживших летчиков ждала медленная смерть от холода(70).
Одному из летчиков(71) удалось не только выплыть к берегу, но и вытащить на себе рацию. Потом он сумел развести костер и отогреться, а утром отправился на поиски друзей. Увы, он нашел только их закоченевшие тела...

На восточном берегу озера, у протоки, летчик похоронил друзей, а потом поставил над могилой памятник – доску, на которой выжег:

«Здесь 13 августа 1937года в результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж... Леваневский...».

Соорудив возле могилы шалаш, летчик некоторое время пытался выйти на связь с Большой землей. Арктические радиостанции ловили его отрывочные, искаженные передачи в диапазоне(72), но никто не смог понять, кто пытается достучаться до них из глубин сибирской тайги...

 

Проверка якутской гипотезы.

Известно, что в разные годы эту доску видели 16 свидетелей. Остается, правда, вопрос: умели ли они читать по-русски. Даже сегодня на Крайнем Севере не все коренные жители умеют объясняться на русском...
Однако в то же время возникает и другой вопрос – зачем всем шестнадцати свидетелям врать? Да еще в разные годы...
Неясно также, почему могила летчиков находится почти в километре от озера, возле протоки?

В пользу якутской версии говорит множество фактов. Во-первых, это единственное ровное место во всей округе. Следовательно, можно предположить, что в случае экстренной посадки, когда выбирать было уже не из чего, летчики могли попытаться посадить машину именно на его поверхность.
Во-вторых, на поверхности озера иногда видны масляные пятна. Откуда они тут могли взяться, если в озеро никто не сливает масло и прочие горюче-смазочные материалы? Возможно, их появление связано с неким объектом, лежащим на дне озера – с двигателем, например. Или двигателями.
Обследование дна озера гидролокатором дало интересные результаты. На глубине 70 – 100 метров, вблизи района расположения памятной доски, видно нечто, напоминающее очертаниями самолет. Хотя это «нечто» и давало электромагнитный всплеск, отмечавшийся и в других частях озера, но параметры его позволяют предположить, что это – Н-209. Диаметр холма из наносного ила, покрывающий этот объект, равен 50 метра, а высота – 1,5. Зафиксировать объект при помощи телеаппаратуры в 80-хх годах не удалось – видимость на глубинах более 60 метров сильно ограничена, и на пленке осталось лишь мутное бесформенное пятно.
Результат геомагнитной съемки(73) показал, что объект под слоем ила имеет очертания крупного самолета(74). Из-за глубины озера и толстого слоя донных отложений поднять объект на поверхность не удалось; не сумели без соответствующего оборудования пробиться к нему и водолазы. Доставить же специальную технику к озеру было невозможно – слишком уж глухое это было место...
В августе 1986 года поисковикам удалось просканировать весь участок каменистого дна на площади в 0,2 км2 при помощи видеокамеры с мощной фарой. Результат был потрясающ – самолета в озере не обнаружили!
По сообщениям заведующей музеем питерской Академии гражданской авиации, Н.М. Соловьевой, в ходе поисков на дне озера был обнаружен самолет времен Второй Мировой войны. Возможно, это один из «ленд-лизовских» самолетов, перегонявшихся с Аляски в СССР. Однако подтверждение данной информации отсутствует, и неизвестно, садился ли в годы войны на озеро какой-то из перегонявшихся «Дугласов» или «Кобр»...
Однако это еще не означает, что Себян-Кюэль не имеет отношения к гибели экипажа Н-209. Возможно, лежащую на дне машину за годы еще больше занесло илом. Или же машина разбилась на подлете – то есть, в горах....

 

Неизвестная радиостанция.

14 августа 1937года из Якутска в Москву сообщили следующее:

«14.08. 12часов 25минут захвачен конец неизвестной радиостанции на волне 26,54 метра, по тону похожей на РЛ и точно на его настройке тчк. Принята цифра 83, повторяемая три раза и знак АС (служебное выражение: «временно прерываю передачу" или "ждите". ). Во время работы тон этой станции резко менялся. Соловей, радист из Якутска».

Если предположить, что 83 – это угол, на который Н-209 отклонился от намеченного курса, то получится как раз значение меридиана, на котором расположено озеро Себян-Кюэль! Число 83 передавалось замедленно – возможно, работавший нарочно пытался растянуть время передачи, давая возможность запеленговать его.
Еще целых десять дней после исчезновения Н-209 арктические станции продолжали принимать сигналы неизвестной станции.

 «15 августа. Все полярные станции продолжают непрерывно слушать на волне самолёта. Несколько раз радиостанции слышали работу на волне самолёта Леваневского, но из-за слабой слышимости ничего достоверного принять не удалось».

Спустя три дня после исчезновения самолёта 16 августа поступило интересное сообщение из Иркутска:

«В 11 часов 23 минуты до 11 часов 30 минут на волне 26,54 метра слышали сигналы неисправно работающего передатчика. Начало работы и окончание в соответствии с аварийным расписанием. Разобрать что-либо невозможно, но по характеру и продолжительности сигналов похож на РЛ.»

В тот же день, но уже в 21 час 45 минут, радиолюбитель Нестеров Виктор Александрович из г. Переславль-Залесский Ярославской обл., на приемнике СВД-1 на волне 55 метров принял позывной сигнал рации. Он повторялся так:

«РЛ с самолёта Леваневского»
- и повторялся 2 раза, слышимость была хорошая. Нестеров эти слова разобрал хорошо, потом слышимость ухудшилась. Через 10 секунд передача повторилась, но слышимость уже была неразборчивой.

В 22 часа 15 минут того же дня, на той же волне, передача была на иностранном языке. Но слышно было, что тот, кто передает, плохо знает этот язык.

Вечером того же дня пришла телеграмма из Архангельска:

«Радиостанция РЛ была слышна при прослушивании на 55 метрах. Принята отрывочная микрофонная передача в 22 часов 30 минут - РЛ вызывает Москву».

Отдельные станции Аляски (США) 16 августа так же местами неясно слышали работу на волне самолёта, но нет уверенности, что работала именно его рация.

22 августа, т.е. спустя 10 дней с момента исчезновения Н-209, радиостанция Дальстроя НКВД приняла неясный сигнал с позывами «RL».

В тот же день Якутск дважды слышал «РЛ» на 48 и 55 метрах. Можно было разобрать только отдельные знаки, значит батареи могли еще давать энергию.

26 августа 1937года радиоэксперт армии США, лейтенант Фрэнк Джонсон, прослушав слабые сигналы на волне «РЛ», пришел к выводу, что советский самолёт, похоже, совершил вынужденную посадку в каком-то каньоне Арктического побережья США или Канады(75).

24 сентября, еще через месяц с небольшим с момента исчезновения Н-209, нарком связи Берман сообщил в управление связи Дальстроя, что в Москве тоже слышали позывной «РЛ».

Радист Главдальстроя НКВД в бухте Нагаево Алексей Иванович Виноградов искал «РЛ» на волне 42 метра и в течение вечера и ночи еще 7 раз ловил позывной, похожий на РЛ. Причем эти РЛ называла неизвестная рация с позывными DH и WEBB. У любителей-коротковолновиков обычно были цифровые обозначения. Что это могло значить, так и осталось неясным...

30 сентября ( по другим данным 13 сентября) 1937 года в Охотском море, возле Магадана, пароход «Батум» принял на волне 54 метра загадочную и странную радиограмму:

«Широта 83о норд, долгота 179о вест. РЛ».

Это сообщение довольно интересно. Если взглянуть на карту и найти там место, соответствующее данным координатам – мы увидим, что оно расположено в открытом море. Точнее, в районе полюса относительной недоступности, западнее района поисков Н-209, на дрейфующем льду.

 
А в Куйбышевской области радиолюбитель принял такую радиограмму:

«Высылайте помощь, мы на 96 градусе...».

Возможно, это был последний призыв о помощи... В течение полутора месяцев после исчезновения самолета радисты разных стран принимали радиограммы, которые вполне могли быть отправлены с борта Н-209(76). А потом передачи прекратились(77)...
Продовольствия у экипажа было ровно на полтора месяца...

Итак, какие же выводы мы можем сделать, зная, что полтора месяца после исчезновения Н-209 неизвестная станция подавала сигналы на его частотах?
Как мы помним, радиостанция «Онега», установленная на Н-209, могла работать на волнах от 26 до 1200 метров, а ее передатчик позволял отправлять радиограммы на волнах диапазона 17-20 метров. Позывные «РЛ», принятые после исчезновения самолета разными радистами, передавались на волнах 26 – 55 метров. В этом же диапазоне шли почти все передачи в полете.
Громоздкое ламповое радиооборудование демонтировать было непросто, тем более, если самолет тонул. Можно предположить, что все передачи за эти полтора месяца велись с борта самолета, совершившего-таки вынужденную посадку на твердой поверхности. Выбор невелик – суша или лед, на воде машина долго бы не продержалась.
В то же время, авторитетные ученые и радисты, в числе которых можно назвать А. Берга и Э. Кренкеля, считали, что сообщения эти не заслуживают доверия. Возможно, люди выдавали желаемое за действительное, хотя и искренне хотели помочь попавшим в беду летчикам.
Радиограммы, принятые 14, 15 и 16 августа, однако, все же были опубликованы в Правительственном сообщении, в которое вошли только тщательно проверенные факты.
На доске, найденной у озера, было написано, что Леваневский погиб. Еще одна надпись, частично уничтоженная временем, заканчивалась на «...ский», - скорее всего, это был радист Галковский. Единственный, чьей фамилии на доске не значится, и кто кроме этих двоих знал радиодело, был штурман Левченко. Скорее всего, если сигналы действительно подавались с радиостанции Н-209, - это была его работа.

 

Последний.

...Он уже отчаялся наладить связь. Раз за разом его сигналы уходили в эфир – и, похоже, зря. Никто не отзывался... или его станция не принимала ответ...
Запас продуктов подходил к концу, давали себя знать ушибы, полученные при посадке. Он понимал: еще немного, - и конец.
- Надо уходить, - решил наконец штурман. – Людей искать... А то загнусь тут... никто и не узнает...
Он шел вокруг озера, потом вдоль вытекающей из него реки. Он искал какое-нибудь стойбище. Должны же тут быть люди!
Штурман помнил, что в этих краях кочуют эвенки. Значит, можно наткнуться на них, - а тогда он спасен!
Мысль эта придала ему уверенности, - и он упрямо шел дальше, уже без продуктов, на одном желании выжить(78)...

 

Свидетели.

- Когда я была маленькой, - рассказывала поисковикам летом 1982 года одна из свидетельниц, Захарова Варвара Афанасьевна, - на озере Себян-Кюэль утонул самолет. Об этом мне отец с матерью рассказывали.
Поисковики переглянулись.
- А почему никто об этом не знает?
- А кроме нас тут никто и не кочевал.
Варвара Афанасьевна помолчала, потом продолжала:
- Справа от озера есть гора Дудара, а еще правее – остроконечная гора. Когда мы незадолго до войны кочевали мимо нее, отец крикнул: «Идите сюда, здесь лежит медведь!». Когда мы подошли, то увидели, что это умерший русский. Он был в меховой одежде, лежал лицом вниз. Около головы был воткнут в землю нож, рядом валялся планшет. Около костра стояла миска, в которой он варил кожу от унтов, поэтому он был в одних портянках.
- Когда примерно это произошло?
- В конце августа или начале сентября.
- Кто-нибудь еще побывал рядом с умершим?
- Да, побывал. Первыми, как отец говорил, рядом с ним побывали наши однофамильцы – братья Захаровы...
Другая местная жительница, 104-летняя Татьяна Степановна Захарова, бывшая охотница и первый секретарь сельсовета в этих местах, вспоминала: «Плохое это дело. Об этом и тогда мало кто знал. Первыми около мёртвого русского были плохие эвены братья Захаровы. Один из них убил около 10 человек. Одного только за то, что по слухам, тот был связан с красными. До 1938 года в наших краях скрывались белые банды, и об этом погибшем русском все молчали, боялись Ивана Захарова, который мог за это убить!».
Поисковикам удалось поговорить и с другими эвенками. 80-летняя Е.Н. Степанова вспомнила, что в 30 км от озера, в районе Сутана, один старик перед войной видел умершего русского. На нем был одет летный меховой комбинезон. «Старик тогда испугался и не подошел», - вспоминала Степанова.
Как знать, быть может, все они видели одного и того же человека? Который, кстати, мог умереть не своей смертью, а быть убитым... И нож в руке... вполне возможно, что им он защищался.

...Экипаж Леваневского перед вылетом снимали на кинопленку. В годовщину перелета эти кадры иногда прокручивали по телевидению, - и однажды Мария Иннокентьевна Кривошапкина, увидев их, воскликнула:
- Вот этот человек, которого я видела в тайге умершим!
Потом она рассказала ошарашенным людям, смотревшим телевизор вместе с ней, что когда ей было 10 лет, они наткнулись в тайге неподалеку от озера Себян-Кюэль на человека в комбинезоне.
- Он лежал у костровища лицом вниз, - говорила Мария Иннокентьевна. - В его руке был нож, воткнутый в землю. За несколько дней до этого мои слышали грохот, пошли в ту сторону и наткнулись на этого мертвого. Старики запретили детям ходить в ту сторону. 
Что интересно, поисковикам удалось найти не только свидетелей произошедшей на озере катастрофы, но и вполне материальные ее доказательства. Так, некто В.П. Кейментинов, по свидетельствам очевидцев, таскал откуда-то со стороны озера обломки самолета. Поисковой экспедиции уже в 80-хх удалось раздобыть у его родственников часть топливного бака и обшивки неизвестного самолета. Экспертиза доказала, что обломки самолета могут принадлежать только советским самолетам типа ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6, Г-2), либо ДБ-А (Н-209).
Грохот же, который слышали якуты в 1937 году в районе озера, может означать шум моторов самолета, садившегося на озеро или где-то поблизости от него.
Но, как оказалось (и это подтвердили шесть свидетелей), на берегу озера Себян-Кюэль ранней осенью 1937 года был найден еще один труп летчика. Эвенкийка Мария Христофоровна Кривошапкина рассказала, что этого летчика увидела лежащим на спине.
- Это был не эвенк, - рассказала она, - а здоровый носатый русский. Лицо его было белое(79), глаза уже выклевали вороны...
Далее она вспомнила такие детали, что заставляют полагать, что это был Леваневский(80).
- Летчик был одет странно для здешних краев, - между прочим сказала свидетельница. - Черный костюм, белая рубашка, на ногах хромовые полуботинки...

О мертвом русском на дальнем берегу первого озера рассказывали оленеводу А.П. Слепцову его покойная бабушка, а А.А.Алексееву - его покойные родители.
Надо заметить, что у обоих мертвых летчиков были планшеты. По правилам, принятым в авиации, планшеты положены только пилотам и штурманам. Стало быть, летчиками, которых видели эвенки, могли быть Левченко, Леваневский или Кастанаев. Необходимо подчеркнуть, что кочующие эвены всегда говорят только то, что видели. Врать они не умеют. Другое дело, что они могут не все рассказывать постороннему человеку. Да и столбов с памятными досками они не ставят ни на своих, ни на чужих могилах...

На доске, напомним, были написаны фамилии погибших 4 или 5 членов экипажа, а экипаж самолета Н-209 состоял из 6 человек. Естественно, тот, кто писал надпись на доске (Левченко?) не указал своей фамилии. А после ухода Левченко с озера эвены обнаруживают на берегу труп летчика в костюме, по приметам похожего на Леваневского. Но фамилия Леваневского на доске есть. Значит, Левченко был уверен, что командир погиб. Кого же тогда нашли на берегу?
Здесь, скорее всего, произошло следующее. Как я уже писал выше, вероятно, после приводнения Леваневский утонул. Его труп Левченко найти не сумел, но, будучи уверенным в гибели командира, занес его фамилию в скорбный список. А когда он ушел от озера, труп Леваневского выбросило на берег прибоем. Другого объяснения я здесь не нахожу...

 

Итоги.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что озеро Себян-Кюэль вполне могло стать последней посадочной площадкой для Н-209 и его экипажа. Слишком уж много совпадений – и доска с надписью о катастрофе самолета, и рассказы местных жителей о двух погибших, и сигналы неизвестной радиостанции после исчезновения Н-209, и возможное отклонение его от курса вследствие выхода из строя  правого двигателя...
Этот район вообще называют «Якутским треугольником» - по аналогии с Бермудским. Малоизученный, почти ненаселенный... По воспоминаниям Ю.В. Лобанова, руководившего одной из экспедиций, троп в Якутии почти нет. «Гигантские просторы, чудовищный бурелом, труднопроходимые болота, туман - можно пройти в десяти метрах и не заметить друг друга. Особенно опасны встречи с медведями. А огромное количество комаров, таежные пожары! Однажды выпавший 2 августа снег  завалил палатку. Как-то весной работали при морозе минус 40! Передвигались на лошадях, оленях и пешком. С собой брали только соль, сахар, спички, сухари. Питались "подножным" кормом, в краю непуганых зверей, дичи и рыбы, грибов и ягод это не трудно. Вечная мерзлота служила для нас естественным холодильником. Вести раскопки там сложно и долго: грунт тает со скоростью несколько сантиметров в сутки, костер применять нельзя».
И именно в этой местности за полвека произошло несколько авиакатастроф. Так, в феврале 1939 года на озере Серен-Кюэль разбился Н-263 (командир экипажа – Лутц), годом раньше на Себян-Кюэль – Н-240 (командир экипажа – Самохин). И это далеко не весь список...
Искать Н-209 в Якутии стали только с 70-80-хх, - и то не на государственных началах, а силами добровольцев. А ведь всего-то и надо для начала, что произвести обследование дна водолазами. Самолет за столько лет наверняка занесло илом, и найти его без водолазов будет ой как нелегко!
А настоящие профессионалы-водолазы у нас есть. Вспомните хотя бы операцию по подъему затонувшего атомного подводного крейсера «Курск» - ведь российские водолазы сыграли в ней не последнюю роль.

Да, конечно, в якутской версии катастрофы есть много белых пятен... и все-таки даже самая фантастическая версия может оказаться реальной. Как сказал Аккуратов – «В Арктике всякое бывает!»...


63) Вертолетчики Е.В. Попов, А.А. Кирсанов и Анохин. В 1982 г. Е.В.Попов жил в Ленске (Якутия), бортмеханик А.А.Кирсанов в Якутске, пилот Анохин - в Хандыге (Якутия)

64) Координаты 65 градусов 17,303 мин. с.ш.,130 градусов 09,244 мин. в.д.

65) Среди прочих были академик Е.К Федоров,  В.И. Аккуратов, а также офицеры органов госбезопасности.

66) Кстати, по международному коду визуальных сигналов «Земля – Воздух» крест означает «Двигаться не способны».

67) Состав: руководитель – врач-офтальмолог, кандидат наук Эрнст Мулдашев, члены экспедиции – начальник отдела КБ Уфимского авиаинститута им. С.Оржоникидзе, кандидат технических наук Юрий Лобанов и писатель Михаил Чванов

68) В своей носовой кабине Левченко и Галковский подвергались наибольшему риску в случае аварии.

69) Самолет изначально не был приспособлен для посадок на воду, хотя в силу большого объема сразу затонуть не мог.

70) Находясь в холодной воде, человек замерзает и теряет сознание через 10-30 минут (в зависимости от погодных условий). В воде при 40С незакалённый человек без защитной одежды в большинстве случаев погибает от переохлаждения уже спустя 30-40 минут.

71) Возможно, это был Кастанаев или Левченко.

72) Если это действительно были передачи с рации Леваневского, то они доказывают – самолет не погиб при взрыве или посадке на воду в море. Кому-то все же удалось спастись самому и вытащить с собой рацию.

73) Сейчас этот снимок хранится у себян-кюэльского геофизика Сергея Стативы.

74) Примечателен и такой факт. Когда летом 1986г. поисковую экспедицию на озеро доставлял самолёт Ан-2, то командир самолёта, - Герой Советского Союза, лётчик-испытатель КБ имени Антонова, - Юрий Владимирович Курлин сказал: «Если бы пилот такого класса, как Леваневский имел здесь вынужденную посадку, то попытался бы выбросить самолёт вон на тот мыс», - и показал на участок, где поисковой экспедицией как раз и была обнаружена указанная магнитная аномалия.

75) Если Н-209 совершил вынужденную посадку в горах Якутии, Аляски, Гренландии, или Канадского Арктического архипелага, то горы становились своего рода экраном для радиоволн и не позволяли принимать сигналы самолёта с земли.

76) Если они и в самом деле отправлялись с борта Н-209, то машина должна была быть целой. А это условие могло быть соблюдено лишь при посадке на ровное место. Т.е., как вариант – на лед.

77) Список зафиксированных случаев приема радиограмм от радиста с позывным «РЛ» см. в Приложениях, пункт 8.

78) Прежде, чем наступит гибель организма от голода, он может израсходовать 40-50% резервов жировой клетчатки. Тканевых запасов должно хватить на 37-42 суток полного голодания в состоянии покоя. При ходьбе и работе, тканевых запасов хватает на 13-20 дней. Наиболее мучительно голод ощущается лишь  первые 3-5 дней.

79) Признаки сильного обморожения.

80) В экипаже Н-209 все были перед стартом одеты в костюмы, и только после взлета сменили их на комбинезоны. Кто именно из летчиков решил и дальше лететь "при параде", мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

 

далее: Часть 11. После всего...