Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского

Автор-составитель: Костарев Евгений Юрьевич.

 

 

Часть 8.

Загадочная радиограмма.

"Истина бывает часто
настолько проста,
что в неё не верят".

Ф.Левальд.

«Садимся в 3400...»

Именно такая странная фраза содержалась в радиограмме Галковского, которую приняли в Анкоридже и Сиэтле. Некоторые источники настаивают на том, что фраза была иной: «Снижаемся до 3400», однако первый вариант считается более точным.
Нужно сказать о том, что в целях сокращения времени все радиограммы с борта Н-209 передавались цифровым кодом. Радиограмма, принятая в Анкоридже, содержала такую строку:

«48340092.»

Вот как это расшифровывается:

48 – «предполагаем совершить посадку в...».
92 – «Леваневский».
3400 – неизвестно.

Что значит «3400»???

На этот вопрос есть три варианта ответа:

  • Указание на квадрат предполагаемой посадки
  • Предупреждение о смене курса
  • Уведомление о посадке из-за отказа двигателя

Рассмотрим их поподробнее.

 

Квадрат посадки

Можно предположить, что Леваневский решил после отказа двигателя приземлиться на ближайшей к полюсу суше. Вот только суши «3400» в списке кодов не значилось...
Необходимо пояснить, что у штурмана Н-209 была при себе карта Арктики, разбитая на пронумерованные квадраты. При передаче на борт метеосводок это позволяло сократить время связи – достаточно было назвать номер квадрата и ожидаемую погоду. Так вот, квадрат 34 с координатами 70-750 с.ш. и 85-1150 з.д., приходится на район Канадского Арктического архипелага. В частности, на острова Виктория и Принца Уэльского. Здесь встречаются небольшие эскимосские посёлки.
Не исключено, что именно в этом квадрате Леваневский решил совершить вынужденную посадку. Цифры 00 могли означать время предполагаемого приземления – полночь.
Однако поиски в 34-м квадрате советскими летчиками в 1937-38 гг. не велись.

Н-209 мог также приземлиться на острове Элсмир(61). Вполне возможно, что именно его горы, покрытые ледниками, и видели Леваневский с Кастанаевым. Но тогда приходится предполагать наличие в радиограмме ошибки – ибо Элсмир не входит в квадрат 34...

 

Смена курса.

Также возможно, что «3400» означает вовсе не квадрат посадки, а указание нового курса – 34 градуса северной широты и 00 градусов западной долготы. Тогда место посадки Н-209 будет находиться на северном побережье Гренландии - мысе Моррис-Джесеп, где также есть горы. До него от полюса ещё меньше - чуть более 700км против 760 до Элсмира. Тогда место посадки находится именно на 34 градусе западной долготы. Однако в штабе перелёта это поняли иначе, и искать H-209 в этом районе не пытались.
Эта гипотеза имеет лишь одно слабое место: в данном районе много лет действует авиабаза Алерт, пилоты которой наверняка зафиксировали бы с воздуха тяжелый самолет. А этого до сих пор не произошло.

 

Отказ двигателя.

Еще одна версия расшифровки радиограммы(62) – это указание на отказ двигателя. В ее пользу говорит и то, что в таблице радиста не было радиокода «3400». Как предположили штурманы Аккуратов и Коптелов, радиограмму в этом случае следует читать так: «Посадку будем делать в точке с координатами 0 гр. сев. шир., 0 град. з. д. из-за отказа мотора». То есть, садиться Н-209 пришлось на полюсе.
Есть и другой вариант прочтения. В те годы было расхожим выражение «по нулям», означавшее посадку. Тогда радиограмма читается совсем просто: «Будем садиться из-за отказавшего мотора»...

 

Вернуться нельзя-лететь...

Почему Леваневский после отказа двигателя не вернулся на остров Рудольфа, а продолжал лететь в Фэрбенкс? Что им двигало? Ведь до острова Рудольфа было всего 1080 км, в то время как до Аляски – 1950... Радиомаяк на острове был, приземлиться, ориентируясь по его сигналам, было вполне возможно. Пусть бы поломали самолет, но остались бы живы...
На деле все не так просто, как кажется. Да, техническая возможность вернуться у Леваневского была. Но только техническая. Сталин вряд ли простил бы второе возвращение будущего рекордсмена. И даже если бы Леваневскому удалось вернуться на остров Рудольфа и приземлиться там, а потом отремонтировать злосчастный мотор, - еще неизвестно, разрешили бы ему продолжать перелет... Это отступление могло быть расценено как трусость, а в худшем случае – как невыполнение важного государственного задания. И тогда финал предсказуем – пуля в застенках НКВД или лесоповал ГУЛАГа.
Возможно, именно поэтому Леваневский принял решение пробиваться к Аляске – чтобы любой ценой выполнить приказ «вождя народов».

 

 

 

 

Примечания:     

61) Интересная деталь: для поисков самолета Леваневского привлекались даже специалисты - экстрасенсы. Были среди них лозоходцы и ясновидцы, пытавшиеся дистанционно определить курс самолета и место его посадки. Все они указывали на остров Элсмир, утверждая, что самолет лежит именно там, на хребте Юнайтед – Стейкс, у самой поверхности ледника.

62) Часть цифрового кода для радиограмм:
02 - слышу хорошо, 19 - пеленгов нет, 24 – нахожусь, 28 - высота полёта ... метров, 30 - температура воздуха ..., 32 - матчасть работает ..., 34 - отказал ... (прибор, агрегат...), 36 - горючего израсходовано ..., 38 - всё в порядке, 40 - самочувствие экипажа ..., 42 - сворачиваю и иду на ..., 44 - иду на посадку в ..., 48 - предполагаем совершить посадку в ..., 92 – Леваневский, и т.д.

 

далее: Часть 9. Версии профессионалов