Одной из главнейших задач ордена Ленина Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, находящегося в Ленинграде, является научно-оперативное обеспечение арктического мореплавания. Основа этого обеспечения заключается в выдаче морякам прогнозов погоды и льда различной заблаговременности и в разработке навигационных рекомендаций. Научно-оперативная работа требует обоснованного (научного) и быстрого (оперативного) решения возникающих вопросов. Суть этой работы заключается в знании того, что было, что есть и, главное, что будет происходить со льдами и погодой.
Морские льды как стихийная сила гораздо сильнее человека. Даже самый могучий атомоход может завязнуть в самых тонких льдах, если эти льды сжимаются штормовым ветром. И даже самый крупный айсберг может быть обойден на самой легкой лодке, если этот айсберг не блокирован плавающим льдом. Силы природы безжалостны и непреодолимы, но слепы, человек же со всей своей сверхсовременной техникой слаб, но разумен. Этот разум позволяет преодолеть сопротивление природы, но не вопреки ее законам, а в полном соответствии с ними, используя эти законы для нужд человека.
По долгосрочному прогнозу ААНИИ на востоке Арктики и в Анадырском заливе ожидалась тяжелая ледовая обстановка. Действительность оправдала самые мрачные предположения. Трудно пришлось работать ледоколу «Ленинград» в бухте Угольной, а в Арктике будет еще труднее.
Наука старается помочь морякам. В свою очередь, опыт работы флота содействует научным изысканиям.
Современный ледокол, воплощающий в себе вершину научно-технической мысли, можно рассматривать не только как средство для преодоления ледовых препятствий, но и как прибор, инструмент, испытывающий реальную силу льдов в реальных, конкретных физико-географических условиях. Поэтому фиксация и последующий анализ работы ледокола всплоченных и старых льдах открывает широкие возможности для более лучшего и более тонкого понимания загадочных свойств и качеств морских льдов.
Восток Арктики и все дальневосточные моря, включая Анадырский залив, отличаются ярким своеобразием природных и ледовых условий, коренным образом отличающихся от условий западных морей. Если в западных морях все водно-ледовые физико-географические ландшафты имеют нормальный, прямой «зональный» характер, то в восточных морях распределение этих ландшафтов носит «ненормальный», обратный, «азональный» порядок. Если в Карском море чем дальше на север, тем холоднее и ледовитее, то в Анадырском заливе, наоборот, чем дальше на север, тем меньше льдов и даже теплее как на берегу, так и в море.
Опыт работы ледокола «Ленинград» под командованием опытнейшего капитана В. А. Холоденко в первые дни арктической навигации 1977 года подтверждает эти закономерности.
В конце мая ледокол «Ленинград» трое суток давило сжатым массивом на самом юге залива, когда он выручал из ледового плена дизель-электроход «Амгуэма». На севере же в это время развивалась полынья, температура воды в которой, по данным измерений гидролога В. В. Маресина, достигла положительных значений, что гарантировало ее дальнейшее сохранение при любых ветрах. Самый северный припай в заливе на проходах к Эгвекиноту ледокол «Ленинград» преодолел по генеральному направлению от кромки до порта со средней скоростью 0,75 узла, более южный припай бухты Провидения он прошел со скоростью почти на порядок меньше - 0,16 узла, а в самой южной из бухт - в бухте Угольной за четверо суток удалось прогрызть лишь 2,5 мили по генеральному направлению к причалам, что составляет скорость 0,02 узла.
Признание гипотезы о всеобщем проявлении эффекта планетарной трещиноватости, которая обусловлена неравномерностью вращения земного эллипсоида, предопределяет анизотропию (избирательность, неравномерность по направлению) прочностных свойств всех природных льдов, в том числе и мор-ских. То есть прочность морских льдов зависит не только от возраста, толщины, торосистости, но и от направления разрушающей силы. Опыт работы ледокола «Ленинград» подтверждает эту гипотезу. Из двенадцати ярких, продолжительных заклиниваний только два произошли на диагональных к меридиану места курсах, а десять - на ортогональных, то есть на курсах, близких к направлению на север - юг и восток - запад.
Ледовые разведки, выполняемые на ледокольном вертолете, пилотируемом А. Л. Братчиковым, обнаружили, что во всех припайных районах наблюдаются одинаково направленные и постоянно живущие «стационарные» трещины. Любопытно, что местоположение этих трещин одинаково как в открытых, так и в закрытых водоемах, например в бухте Провидения и в соседнем озере Истихет, отчлененном от моря сплошной непрерывной перемычкой.
Обработка судовых журналов ледокола «Ленинград» за пять лет - с 1973 по 1977 год - на основании четырех тысяч почасовых случаев работы в сплоченных и сжатых льдах показала, что околки и заклинивания на ортогональных курсах С-Ю и 3-В встречаются в два раза чаще, чем на диагональных курсах СВ-ЮЗ и СЗ-ЮВ.
Подтверждение факта проявления планетарной трещиноватости в морских льдах имеет важное значение для всего комплекса геолого-геоморфологических и географических наук, свидетельствуя о том, что тектонические разломы есть не наследие былых времен и эпох, а грубая вещественная реальность наших дней.
Исследование временной и пространственной изменчивости этой трещиноватости открывает новые перспективы для активной работы ледокольного флота, который освоит в недалеком будущем высокоширотные и круглогодичные арктические трассы. Но это в будущем. А пока ледоколу предстоит нелегкая и сложная работа. Залогом успешного завершения ее служит надежный и прочный союз моряков, связистов, летчиков и ученых.
Газета «Полярник», 25 июня 1977 года