Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Природа, наука и ледоколы
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Одной из главнейших задач ордена Ленина Арктическо­го и Антарктического научно-исследовательского института, находящегося в Ленинграде, является научно-оперативное обеспечение арктического мореплавания. Основа этого обеспечения заключается в выдаче морякам прогнозов пого­ды и льда различной заблаговременности и в разработке на­вигационных рекомендаций. Научно-оперативная работа тре­бует обоснованного (научного) и быстрого (оперативного) решения возникающих вопросов. Суть этой работы заключа­ется в знании того, что было, что есть и, главное, что будет происходить со льдами и погодой.
Морские льды как стихийная сила гораздо сильнее человека. Даже самый могучий атомоход может завязнуть в самых тонких льдах, если эти льды сжимаются штормовым ветром. И даже самый крупный айсберг может быть обойден на самой легкой лодке, если этот айсберг не блокирован пла­вающим льдом. Силы природы безжалостны и непреодоли­мы, но слепы, человек же со всей своей сверхсовременной техникой слаб, но разумен. Этот разум позволяет преодолеть сопротивление природы, но не вопреки ее законам, а в пол­ном соответствии с ними, используя эти законы для нужд че­ловека.
По долгосрочному прогнозу ААНИИ на востоке Аркти­ки и в Анадырском заливе ожидалась тяжелая ледовая обста­новка. Действительность оправдала самые мрачные предпо­ложения. Трудно пришлось работать ледоколу «Ленинград» в бухте Угольной, а в Арктике будет еще труднее.
Наука старается помочь морякам. В свою очередь, опыт работы флота содействует научным изысканиям.
Современный ледокол, воплощающий в себе вершину научно-технической мысли, можно рассматривать не только как средство для преодоления ледовых препятствий, но и как прибор, инструмент, испытывающий реальную силу льдов в реальных, конкретных физико-географических условиях. По­этому фиксация и последующий анализ работы ледокола всплоченных и старых льдах открывает широкие возможности для более лучшего и более тонкого понимания загадочных свойств и качеств морских льдов.
Восток Арктики и все дальневосточные моря, включая Анадырский залив, отличаются ярким своеобразием природ­ных и ледовых условий, коренным образом отличающихся от условий западных морей. Если в западных морях все водно-ледовые физико-географические ландшафты имеют нормаль­ный, прямой «зональный» характер, то в восточных морях распределение этих ландшафтов носит «ненормальный», обратный, «азональный» порядок. Если в Карском море чем дальше на север, тем холоднее и ледовитее, то в Анадырском заливе, наоборот, чем дальше на север, тем меньше льдов и даже теплее как на берегу, так и в море.
Опыт работы ледокола «Ленинград» под командованием опытнейшего капитана В. А. Холоденко в первые дни аркти­ческой навигации 1977 года подтверждает эти закономерности.
В конце мая ледокол «Ленинград» трое суток давило сжатым массивом на самом юге залива, когда он выручал из ледового плена дизель-электроход «Амгуэма». На севере же в это время развивалась полынья, температура воды в которой, по данным измерений гидролога В. В. Маресина, достигла положительных значений, что гарантировало ее дальнейшее сохранение при любых ветрах. Самый северный припай в за­ливе на проходах к Эгвекиноту ледокол «Ленинград» преодо­лел по генеральному направлению от кромки до порта со средней скоростью 0,75 узла, более южный припай бухты Провидения он прошел со скоростью почти на порядок мень­ше - 0,16 узла, а в самой южной из бухт - в бухте Угольной за четверо суток удалось прогрызть лишь 2,5 мили по генеральному направлению к причалам, что составляет ско­рость 0,02 узла.
Признание гипотезы о всеобщем проявлении эффекта пла­нетарной трещиноватости, которая обусловлена неравно­мерностью вращения земного эллипсоида, предопределяет ани­зотропию (избирательность, неравномерность по направлению) прочностных свойств всех природных льдов, в том числе и мор-ских. То есть прочность морских льдов зависит не только от воз­раста, толщины, торосистости, но и от направления разрушаю­щей силы. Опыт работы ледокола «Ленинград» подтверждает эту гипотезу. Из двенадцати ярких, продолжительных заклини­ваний только два произошли на диагональных к меридиану мес­та курсах, а десять - на ортогональных, то есть на курсах, близ­ких к направлению на север - юг и восток - запад.
Ледовые разведки, выполняемые на ледокольном верто­лете, пилотируемом А. Л. Братчиковым, обнаружили, что во всех припайных районах наблюдаются одинаково направлен­ные и постоянно живущие «стационарные» трещины. Любо­пытно, что местоположение этих трещин одинаково как в от­крытых, так и в закрытых водоемах, например в бухте Провидения и в соседнем озере Истихет, отчлененном от моря сплошной непрерывной перемычкой.
Обработка судовых журналов ледокола «Ленинград» за пять лет - с 1973 по 1977 год - на основании четырех тысяч почасовых случаев работы в сплоченных и сжатых льдах по­казала, что околки и заклинивания на ортогональных курсах С-Ю и 3-В встречаются в два раза чаще, чем на диагональ­ных курсах СВ-ЮЗ и СЗ-ЮВ.
Подтверждение факта проявления планетарной трещиноватости в морских льдах имеет важное значение для всего комплекса геолого-геоморфологических и географичес­ких наук, свидетельствуя о том, что тектонические разломы есть не наследие былых времен и эпох, а грубая веществен­ная реальность наших дней.
Исследование временной и пространственной изменчи­вости этой трещиноватости открывает новые перспективы для активной работы ледокольного флота, который освоит в недалеком будущем высокоширотные и круглогодичные арк­тические трассы. Но это в будущем. А пока ледоколу пред­стоит нелегкая и сложная работа. Залогом успешного завер­шения ее служит надежный и прочный союз моряков, связистов, летчиков и ученых.

Газета «Полярник», 25 июня 1977 года



Вернутся к оглавлению сборника