Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
На фоне похолодания Арктики
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Средства массовой информации — радио, пресса, телевидение — нередко сообщают о начавшемся и ожидаемом в будущем потеплении нашей планеты, которое особенно проявится к концу века. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно найти точку отсчета, определить, с чем сравнивать происходящие в природе изменения. Такую возможность открывают объективные масштабы лунного и солнечного времени.
Водная оболочка Земли, уровень в морях и океанах упорядочиваются в гравитационном лунном времени между новолуниями и полнолуниями. Воздушная оболочка Земли, атмосферные процессы в ней лучше упорядочиваются в магнитно-электрическом солнечном времени, которое описывается матрицей солнечной активности и ее 11-летними циклами. Криогенная, ледовая оболочка Земли, находящаяся между водой и воздухом, подчиняется и лунному, и солнечному времени. В 11-летних циклах солнечной активности от цикла к циклу меняется знак магнитного «солнечного ветра», истекающего с поверхности Солнца. Поэтому земные процессы в двух соседних циклах отличаются друг от друга и становятся похожими через один цикл. Другими словами, на текущий год следует ожидать тех событий в природе, которые наблюдались примерно 22 года назад, то есть в 1966— 1968 годах.
В 1986 году закончился 21-й и начался по международному счету 22-й 11-летний цикл. Самым высоким за 200 лет наблюдений был 19-й цикл с максимумом в 1957 году. Верификация, или оценка надежности климатических изменений, в частности термических (по материалам от Риги и Мурманска на западе до Магадана и Владивостока на востоке, включая Диксон, Тикси и Певек), свидетельствует, что значения земных элементов в низких 20-м и 21 -м циклах укладываются между предшествующими значениями 16-18-го и 17-19-го циклов. Значит, текущие природные изменения на планете носят естественный характер и для своего объяснения не требуют привлечения антропогенных или техногенных факто­ров. Значит, в советской Арктике за последние два десятилетия проявляется не потепление, а, наоборот, похолодание. Это похолодание соответствует росту уровня Каспийского моря, о чем еще в 1943 году писал президент Географического общества академик Л. С. Берг в своей небезызвестной статье с интригующим названием «Уровень Каспийского моря и условия плавания в Арктике».
Очередной, 22-й 11-летний цикл, начавшийся в 1986 году, будет низким. Следовательно, до конца века в арктических морях будет сохраняться повышенный фон ледовитости с низкими температурами и сокращенными навигационными сроками. К этому дальнейшему похолоданию надо серьезно готовиться, не уповая на гипотетическое потепление.
На фоне общего похолодания высоких широт (и соответствующего иссушения низких широт в тропиках) в начале каждого 11-летнего цикла наблюдается 2-3 легких в ледовом отношении года. Именно в это время мы сейчас и живем.
К природным особенностям 1988 года в Восточной Арктике относятся следующие события: рекордно низкая температура воздуха зимой в Тикси (в декабре -34,1 градуса, что перекрыло рекорд 1946 года, когда было -33,9 градуса), рекордно низкая температура воздуха на мысе Шмидта в третьей декаде декабря -34,1 градуса, перекрывшая рекорд 1957 года, когда было -33,9 градуса, небывало высокие уровни моря на баре реки Колымы в январе, феврале, июне и августе. Эти уровни, создаваемые нажимными северо-западными ветрами, отражают нажим льдов на берега Восточно-Сибирского моря. Наконец, небывало большое развитие Сибирской полыньи и малая ледовитость восточной части моря Лаптевых в июне предопределили быстрое вытаивание льдов в Янском заливе и на западных подходах к Новосибирским проли­вам.
Зимние холода компенсировались летним таянием. Температуры воздуха в Тикси были похожи на 1968 год. И к концу июля в средние сроки вся трасса от Тикси до мыса Дежнева, южнее 10-метровой изобаты, очистилась от сплоченных льдов.
Во второй половине навигации, в августе и сентябре, трассу Тикси — Индигирка от нажимов льда с севера укрывают Новосибирские острова. Трасса Индигирка — Колыма защищена сидящим на мели барьером многолетних стамух. Трасса Айон — Биллингс открыта для поступления льдов с севера. И здесь, дрейфуя на восток, непрерывно пульсируют сплоченные перемычки, требующие ледокольного обеспечения для всех судов.
К особенностям ледовых операций в текущую навигацию следует отнести два ранних силовых эксперимента в феврале и июне. В феврале в силу вынужденных обстоятельств ледокол «Ермак» пытался пробиться в Анадырский лиман. Азональный характер водно-ледовых ландшафтов этого залива, в котором полынья находится на севере, а массив на юге, предопределил неудачу похода. Эксперимент подтвердил, что в северные пункты залива — в Провидения и Эгвекинот — зимой плавать можно, а в более южные пункты — в Анадырский лиман и в бухту Угольную — нельзя, ибо здесь природа сильнее современной ледокольной техники.
В июне силовой эксперимент был проведен в Чукотском море, куда впервые в истории в автономном плавании через Сибирскую полынью севернее Новосибирских островов и севернее припайного барьера прибыл с запада на восток атомоход «Арктика». Сжатые чукотские льды оказались не по силам и атомоходу. Эксперимент окончательно доказал, что проходимость восточных льдов любого возраста определяется степенью их сжатия. В таких условиях наиболее целесообразно и экономически оправданно не непрерывное движение напролом, а, наоборот, прерывное, дискретное движение с пережиданием непреодолимых сжатий, с активным использованием «дыхания» океана, с форсированием перемычек при ослаблении сжатий на смене ветров и приливов. А время перестоя следует включать в общую скорость.
В текущую навигацию основные ледовые трудности сформировались в проливе Лонга и на подходах к нему. Пер-вый караван в Певек от восточной кромки пробивался в мае-июне более месяца. До конца июля ледокольная проводка здесь была только сложной — по одному или на буксире. Многие суда получили ледовые повреждения, в том числе и ледоколы «Арктика», «Ермак», «Владивосток» и «Ленинград». К проводкам привлекался атомоход «Россия». И сейчас все ледокольные силы сосредоточены на участке от острова Айон до восточной кромки в районе острова Колючин. От Айона до Тикси до начала замерзания гарантируется безледокольное плавание.
По долгосрочному прогнозу ААНИИ завершение навигации текущего года будет происходить в средние сроки на западе района в море Лаптевых и с ранними сроками замерзания на востоке района в проливе Лонга.

Газета «Полярная звезда», 30 августа 1988 года


Вернутся к оглавлению сборника