Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Ледовые линеаменты
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Стратегия ускорения, принятая в наши дни, требует также расширения сроков навигации. Эксперимент ранней проводки судов в Певек реализован успешно: первые караваны с Востока и с Запада пришли в наш порт в небывало раннюю пору — более чем на две недели раньше, чем когда-либо в предыдущие годы.
Любой эксперимент связан с неизвестными, неизведанными явлениями и происходит в условиях, ранее не испытанных, не опробованных. Он выявляет новые особенности и новые явления, требующие особого внимания, анализа и тщательного изучения.
Майские ледокольные операции этого года не только раздвинули навигационные сроки, но и внесли определенные поправки и коррективы в наши познания о льдах Ледовитого океана, их режиме и особенностях поведения. Собранные материалы обогатили практику, науку и подвергаются сейчас скрупулезному анализу.
Если раньше ледоколы проводили суда преимущественно по дрейфующим разреженным или несжатым льдам, то вот уже более двух десятков лет ежегодно плавание осуществляется и в сплоченных, и в сжатых, и в припайных льдах, и в тумане, и зимой, и ночью.
Современная техника предоставляет новые возможности для проводки судов, исследований самой природы. Ледоколы теперь не только выступают как транспортные средства, но и служат орудиями исследования, огромными приборами, определяющими реальную прочность природных льдов в существующих реальных условиях.
Если природа оказывается сильнее мощи ледокола, то сам путь движения, след судна начинает вырисовывать на карте скрытую структуру ослаблений во льду, обнаруживая внутреннюю неравномерность его свойств по направлениям. Это и называется анизотропией. Уже одно это представляет для науки большую ценность, поскольку очень многие авторы полагают, будто морской лед однороден, что его свойства одинаковы в любых направлениях, то есть изотропны. А каков лед в действительности — этот вопрос существенно важен для практики. Ведь его, лед, в одних условиях требуется тщательно сохранять, оберегать от разрушения, например зимой при прокладке и эксплуатации автомобильных дорог на льду, а в других — наоборот, наиболее эффективно и экономично разрушать при проводке морских судов. И в этом плане майские эксперименты становятся интересными не только для моряков и океанологов, но и для геологов, буровиков, транспортников, охотников и других работников Крайнего Севера.
В связи с этим необходимо упомянуть вкратце о так называемых ледовых линеаментах, означающих просто любой линейный элемент географического ландшафта — прямолинейный участок берега, русла реки, горного хребта и трещины во льду. Линеаменты свойственны всей физико-географической оболочке Земли. Они прослеживаются и в глубинных слоях литосферы в виде тектонических разломов, и на поверхности планет в виде особенностей рельефа, и в атмосфере в виде облачных гряд, и в ионосфере в виде полярных сияний, и в магнитосфере в виде избирательности радиосвязи, и, конечно, в водно-ледовой среде.
По сути дела, морской лед есть прекрасная природная модель горных пород и их тектонических разломных закономерностей. Различия только в масштабах времени. То, что в литосфере, в каменной, твердой оболочке Земли происходит за миллионы лет, в морском льду осуществляется ежегодно.
Один из парадоксов современной науки заключается в том, что геологи, специалисты, изучающие литосферу, давно поняли, что горные породы разбиты трещинами точно так же, как морской лед. А вот океанологи и ледоведы обратное утверждение о том, что морской лед рассечен трещинами, как горные породы, всерьез пока воспринять не могут.
Прямолинейность разломов в морском льду всегда поражала исследователей. Еще Умберто Нобиле 60 лет назад при полете на дирижабле «Норвегия» через Ледовитый океан 11 мая 1926 года отметил, что в высоких широтах «каналы, прорезавшие лед, удивляли своей правильностью. Казалось, что их прямые параллельные берега созданы искусственно». И таких случаев отмечалось множество.
25 июня 1970 года, когда первый певекский караван с Востока проходил мыс Шмидта, было обнаружено, что припай в бухте Восточной, в месте выгрузки, естественным образом взломался так, как будто его специально вырубили ледоколы.
В июне 1971 года при плавании ледокола «Владивосток» из Мурманска в Певек было отмечено, что в сплоченных и сжатых льдах движение происходило как бы по огромным ступенькам, «косыми галсами», и в основном по диагонали к меридиану места. Именно такую картину обнаружил и атомоход «Россия», преодолевая в мае 1986 года сжатые дрейфующие и неподвижные льды морей Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского.
Специальные наблюдения с ледоколов и самолетов ледовой разведки показали, что все ледовые линеаменты -трещины, разломы, разрывы, торосы — при кажущейся на первый взгляд общей хаотичности распределения имеют ярко выраженную направленность по диагонали к меридиану места. Подобная закономерность обнаружена в галсах движения ледоколов, в скоростях движения, в расколе льдин, в заклиниваниях и даже в направлении осей кристаллов морского льда как на припайных, так и на дрейфующих льдах.
Если посмотреть на карту разломной тектоники Чукотского полуострова, то легко обнаруживается полное совпадение по направлению трещин в земной коре и трещин в морских льдах. Следовательно, к морским льдам применимы геологические закономерности, которые описываются теорией планетарной трещиноватости. Эта трещиноватость возникает от неравномерности скорости вращения Земли в течение года. А пульсация земного эллипсоида создает на планете решетчатую, полигональную структуру разломов — линеаментов, которые разбивают земную кору и морские льды на одинаковые прямоугольные блоки разных размеров.
Спутниковая фотография от 3 июня 1986 года показала такие прямоугольные блоки в Чукотском море. В Ледовитом океане они видны со спутников ежегодно. Правильное понимание учения о ледовых линеаментах и о создающей их планетарной трещиноватости в рамках физической географии и ландшафтоведения увязывает воедино океанологию с геологией, криотектонику с неотектоникой, науку с практикой, открывая перспективы для плавания в высоких широтах Ледовитого океана в любое время года, но не напролом, а в соответствии с закономерностями природы.

Газета «Полярная звезда», 26 июня 1986 года


Вернутся к оглавлению сборника