Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Во льдах Канады
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Арктическая навигация 1992 года ознаменовалась уникальным событием — первым проходом русского ледокола «Капитан Хлебников» по канадскому Северному морскому пути. Хотелось бы осветить три момента этой замечательной, небывалой и весьма перспективной операции: предысторию, хронику похода и общие результаты.
Северный Ледовитый океан соединяет Атлантический и Тихий. В историческом плане по отношению к Европе между этими океанами определились три морских пути: Северо-восточный — «наш», сибирский, вдоль северных берегов Евразии; Северо-западный — «их», канадский, вдоль северных берегов Северной Америки и третий — прямо через Ледовитый океан, через Северный полюс или Полюс недоступности. Первый Севморпуть открыт, освоен, действует и ему в декабре прошлого года исполнилось 60 лет. Второй осваивается в последние десятилетия, третий нащупывается буквально в текущие годы и дни.

Предыстория

Уместно вспомнить, что русские моряки не раз отправлялись на поиск Северо-западного, канадского морского прохода, как с запада, так и с востока.
Еще два века назад, в 1704 году, по проекту М. В. Ломоносова Екатерина Вторая подписала секретный указ со словами: «Для пользы мореплавания и купечества на восток наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном на Камчатку и далее».
Летом 1765 и 1766 годов из Архангельска курсом на Шпицберген и далее на Гренландию вышли три судна, которые назывались по фамилиям их командиров «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». В случае успеха им надлежало, достигнув Гренландии, «следовать в правую руку в виду оного берега, с мыса на мыс перенимаясь». Одновременно с Камчатки на север Тихого океана была отправлена на судах «Св. Екатерина» и«Св. Павел» экспедиция П. К. Креницина и М. Д. Левашева. Обеим экспедициям М. В. Ломоносов предписывал: при встрече обменяться людьми и материалами, «чтоб с Камчатки отъехавшие пришли в Колу обратным на кораблях путем и в Санкт-Петербург». Конечно, по условиям того, да и нынешнего времени парусные суда такую задачу выполнить не могли. Это сделал «Капитан Хлебников».
Ровно через полвека, в июле 1816 года, на судне «Рюрик» русский лейтенант О. Е. Коцебу попытался через Берингов пролив пройти из Чукотского моря на восток в Атлантику, но тоже без окончательного успеха. Сейчас напротив Чукотки у аляскинского берега лежит обширный залив Коцебу.
Последний раз русские моряки штурмовали Северо-западный проход в 1820-1821 годах. Одновременно осуществлялись экспедиции в Антарктиду, куда тогда удачно сплавали Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на судах «Восток» и «Мирный». (И откуда только у царского правительства средства находились на такие дорогостоящие походы, да еще после тяжелой войны с Наполеоном. Нужда заставляла). Обе экспедиции вышли из Кронштадта в июле 1819 года. Северная экспедиция на кораблях «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, обогнув Африку, поднялась в Чукотское море и двинулась на восток. Ее, как и Д. Кука, остановили льды у Ледяного мыса, который и сейчас на Аляске носит название Айс-Кейп. Это примерно на широте мыса Шелагского.
Не имея полярного опыта, европейские, канадские и американские моряки долгое время не могли освоить американский Север. Канадский Севморпуть оказался крепким орешком. За пять веков в десятках экспедиций погибли сотни людей. Кроме того, постройка Суэцкого канала в 1869 году и Панамского канала в 1914 году сократила морские пути из Европы в Индию и Китай и ослабила общий интерес к канадскому Северу.
Впервые Северо-западный проход преодолел норвежец Руал Амундсен на маленькой яхте «Йоа» с экипажем из семи человек с востока на запад и с тремя зимовками в 1903-1905 годах. После Амундсена второй проход по канадскому Севморпути совершили канадцы на шхуне «Сент-Рок» в 1940-1942 годах. Плавание заняло 28 месяцев, включая две зимовки. Третий проход осуществила та же шхуна летом 1944 года за три месяца.
Четвертый проход сделал канадский ледокол «Лабрадор» в 1954 году за один месяц.
Летом 1969 года в порядке опыта с ледокольной проводкой по Севморпути с востока на запад и обратно за два месяца пробрался огромный американский танкер «Манхеттен» водоизмещением в 150 тысяч тонн, что в 10 раз больше нашей «морковки». Но этот опыт предпринимателям не показался успешным и далее не повторился.
В 1984 году по Северо-западному пути впервые прошло пассажирское круизное судно из Ньюфаундленда на Японию.
В 1985 году по трассе без спросу проследовал американский ледокол «Поляр Си», что вызвало раздражение и негодование канадцев, посчитавших это «недружественным актом».
В общем, в настоящее время в Канадской Арктике по разным причинам транзитных транспортных перевозок все еще не происходит. На таком исходном фоне плавание ледокола «Хлебников» представляется особенно интересным.
В научном плане организация похода проходила не на пустом месте. Хотя американская Арктика в послевоенные годы «холодной войны» и была для нас запрещенной областью, интерес к ней никогда не угасал. Хотя бы в силу того, что Ледовитый океан един и предвидеть изменения в нем по частям затруднительно, нужно видеть картину в целом. Тем более, единое целое представляет Чукотское море, восточная часть которого лежит за границей и восточный берег которого занимает 49-й штат США — Аляска.
Многие научные сотрудники, работавшие в штабе морских операций в Певеке, обращали свои взоры к природе восточных соседей. Да я сам, побывав первый раз в Певеке в 1954 году, к 1962 году опубликовал открытую статью «Стационарная полынья в Баффиновом заливе», доказывая, что «их» и «наши» ледовые условия весьма схожи. Такие же идеи развивали директор Певекской обсерватории А. О. Шпайхер в 60-х годах, его преемник В. И. Смирнов в 70-х годах. АНГО 1975 года А. И. Арикайнен в 1989 году выпустил книгу «Во льдах северо-американской Арктики».
Кстати, полудетективный штрих к собственной жизни. В 1982 году канадский ученый Макс Данбар полулегально через Дмитрия Шпаро передал мне в Певек свою книгу «Полыньи в Канадской Арктике», изданную в Эдмонтоне в Канаде в 1981 году. В ней, многократно цитируя мою статью двадцатилетней давности, он ссылался на нее в ряду многих других, как на первое достоверное описание необычных явлений, происходящих на севере Баффинова залива. Так, сам того не ведая, помог канадцам понять свою природу.
Владимир Петрович Жеребятьев, начальник Штаба морских операций Восточного района Арктики, уже в начале 80-х годов предупреждал науку — присматривайтесь к Восточному району, от канадцев поступают к нам заявки на ледокольное обслуживание и ледовые транспортные перевозки. Придет пора, будем плавать и там.
По заданию НМ Жеребятьева самолеты ледовой разведки в последние годы не раз осматривали восток Чукотского моря и даже залетали в море Бофорта восточнее мыса Барроу вплоть до пределов досягаемости от наших аэропортов. Эти полеты «привязывали» общедоступную спутниковую информацию к ледовым условиям реальной действительности.
И вот такая пора наступила. Стараниями М. С. Горбачева закончилась «холодная война», американцы перестали видеть в Чукотке плацдарм для нападения на Аляску и разрешили проход нашего судна через «их» воды к берегам Канады.
Несколько слов о природных условиях американского Севера.
Внешне он на глобусе существенно отличается от сибирского. Восточный край сибирского Севера в виде Чукотского полуострова опускается ниже широты 70 градусов, тогда как на американском востоке Гренландия поднимается до широты 83 градуса. У северной окраины американских островов, там, где два века назад мечтал пройти М. В. Ломоносов, еще никто не плавал, кроме подводных лодок.
Но если рассматривать прибрежный вариант, исключая Гренландию, то сибирский и канадский Севморпути обнаруживают много общего и в расстояниях, и в ледовых особен­ностях. С запада на восток в самом начале Карскому морю соответствует восток Чукотского, затем мысу Челюскина на севере Таймыра — мыс Барроу на севере Аляски, морю Лаптевых — море Бофорта, Ленской полынье — полынья в устье реки Маккензи, архипелагам Новосибирских островов и Восточно-Сибирского моря — Центральный канадский архипелаг и, наконец, на восточном выходе Чукотскому морю соответствует Баффинов залив.
В Баффиновом заливе, как и во всех восточных морях, включая Чукотское, водно-ледовые ландшафты ненормальны, перевернуты, «азональны». Тяжелый ледовый массив прижат к юго-западному берегу, а на севере и востоке (у западных берегов Гренландии) летом в основном чисто, здесь открывается свободный проход в Северную Атлантику.
Таким образом, главные ледовые трудности на «их» и на «нашем» Севморпути складываются в одинаковых местах — в открытом море у северо-западного Таймыра и у мыса Барроу и затем в припае Новосибирских островов и в припае Центральных островов Канады.
В целом успешное плавание по нашему СМП вселяло надежду и уверенность на успех такого же плавания и по канадскому Севморпути.

Хроника похода
1. Сквозной проход

Откликаясь на многочисленные зарубежные предложения и следуя примеру мурманчан, Дальневосточное морское пароходство в 1992 году выделило ледокол для круизного путешествия по Канадской Арктике. Конечно, в неизведанные места лучше было бы идти на самом мощном судне типа «Ермак». Но он не угодил строгим современным междуна-родным стандартам, которые требовали сменить всю внутреннюю обшивку на негорючую.
Пригодным для перевозки туристов оказался более новый, но менее сильный и с меньшей осадкой ледокол «Капитан Хлебников». Он имел двухместные каюты на 112 чело­век. В первом рейсе туристами были представители морских научных институтов и университетов Канады и США, а также деловые люди, которым было любопытно, на что способен русский ледокол, хоть и финской постройки.
Взяв часть группы в Южной Корее, к началу августа ледокол прибыл в Провидения. Капитаном похода был назначен опытнейший судоводитель Петр Геннадьевич Голиков, гидрологом — бывший певекчанин Григорий Эдуардович Акулич. Оба имели богатый стаж работы в. Штабе моропераций и во льдах Восточной Арктики. Ледокольный вертолет получил право беспрепятственных полетов для разведки ледовых условий как в американских, так и в канадских водах.
Рейс начался 8 августа, когда ледокол вышел из Провидения курсом на север и далее на восток по маршруту, предложенному канадскими заказчиками. Утром 9 августа ледокол миновал Берингов пролив, вечером — мыс Хоп на западной Аляске, 10 августа на западных подходах к Барроу встретил сплоченный лед.
В ледовой перемычке ледокол помог местному буксиру «Кальмар» выбраться на восточную сторону от Барроу на более редкие прибрежные льды. Тут же администрация буровых установок прислала в службу ледокольного флота ДВМП радиограмму с благодарностью за помощь и с деловыми предложениями о дальнейшем сотрудничестве.
Обогнув Аляску с севера, 11 августа «Хлебников» по чистой воде миновал остров Бартер и остановился для осмотра у острова Хершел на западном входе в залив устья реки Маккензи. В устье расположен обширный биологический заповедник, в котором запрещено беспокоить любую бегающую, плавающую и летающую живность. Нам бы такой в устьях наших сибирских рек!12 августа ледокол по чистой воде перешел в самый юго-восточный угол моря Бофорта к знаменитому мысу Батерст, чьим именем иногда называют Великую Канадскую полынью, аналогичную нашей Великой Сибирской полынье.
Эта полынья является порождением климатической Алеутской зимней депрессии. Низкое давление над севером Берингова моря «накручивает» зимой теплые южные ветры на Аляску, а холодные северные — на Чукотку. Точно так же Исландская депрессия на севере Атлантики порождает Сибирскую полынью к востоку от себя и ледяную Гренландию — к западу от себя. И тем не менее в научной литературе встречаются мнения о якобы непонятной и загадочной устойчивости «Полыньи Батерст». Так, в книге М. Назирова «Льды и взвеси как гидротермодинамические трассеры» (Л., 1982, стр. 92) сказано: «...при известной суровости зим в приканадской Арктике такая устойчивость этой полыньи представляется противоестественной». И до сих пор, считая море Бофорта «ледяным мешком» (как когда-то Карское), отечественные ледовые атласы в море Бофорта никаких полыней не отмечают. Нет их и в только что вышедшем «Атласе энергетического баланса Северной полярной области» (издание ААНИИ, Петербург, 1992 год). Другие полыньи есть, например «наши», а бофортовской — нет...
К утру 13 августа туристы прибыли к западной оконечности острова Бэнкса, к мысу Келлета, около которого находится поселок Сакс-Харбор с населением до 200 человек. На острове расположен орнитологический заповедник, такой же, как и у нас на острове Врангеля.
От острова Бэнкса ледокол вошел в систему мелководных проливов, огибая с юга третий в тех местах по величине остров Виктория (первый — Гренландия, второй — Элсмира).
14 августа «Хлебников» по чистой воде достиг поселка Кембридж-Бей на южном берегу острова Виктория. Здесь на борт поднялась дополнительная группа туристов. Восточнее поселка расположен «Исторический парк Северо-западного прохода» (у нас таких, к сожалению, нет). Напротив, через пролив Королевы Мод, — огромный одноименный орнитологический заповедник и места, запретные для любой охоты. Любят канадцы своих птичек.
16 августа на восточной стороне острова, в проливе Виктория, ледокол вошел в поля невзломанного припая. Здесь морская дорога вдоль материкового берега круто поворачивает вверх от 70 на 75 градус широты в системы сквозных широтных проливов под общим названием Канал Парри.
16 августа ледокол обогнул остров Виктория с востока. Затем по проливу Ларсена и долготному проливу Пил поднялся на север, преодолевая лед в 10 баллов. Здесь туристы прошли в непосредственной близости к Северному магнитному полюсу, который ежегодно смещается к северо-западу.
В широком Канале Парри ледокол выбрался на разреженный лед до 6 баллов. На повороте к востоку, на юге острова Корнуолис, туристы посетили бухту и поселок Резольют.
После короткой стоянки ледокол двинулся на восток по проливу Ланкастер к острову Байлот на севере Баффиновой Земли. Южнее острова Байлот 19 августа посетили станцию Понд-Инлет, где по соседству также находится птичья резервация.
Здесь ледокол вышел на совсем редкие льды Баффинова залива, откуда открывался свободный проход в Северную Атлантику. Таким образом, на весь путь от Берингова пролива до Баффинова залива со всеми круизными остановками и задержками ушло ровно 10 дней. На этот путь только в обратном направлении Амундсену в начале века понадобились три долгих года.

2. Поход на север острова Элсмир

Вторая часть похода была самой сложной. Предстояло пройти вдоль западных берегов острова Элсмир по системе узких фиордов в самый центр северной части острова, где расположен самый северный в мире Национальный парк-за­поведник.
Сам остров Элсмир, второй по величине после Гренландии, лежит западнее Гренландии. Как и она, остров укрыт ледниками. Здесь находится Канадский полюс холода. Отсюда Ф. Кук и Р. Пири в начале века штурмовали Северный по­люс. У северных берегов острова формируются многолетние набивные льды толщиной до 30 метров и более. Из них при отрыве образуются так называемые «ледяные острова», которые годами скитаются по Ледовитому океану. На них не раз высаживались дрейфующие станции типа «СП» — как наши, так и американские.
Никаких полыней, разводий или разрежений западнее острова нет. Только сплошной, многолетний, неподвижный припайный лед неизвестной толщины и прочности. Надежда на успех заключалась не столько в мощности ледокола, сколько в умении судоводителей выбирать дорогу и колоть лед.
20 августа через северную часть Баффинова залива по редким льдам ледокол перешел в более северный широтный пролив Джонса, в пункт под названием Грис-фиорд. По просьбе местных властей вертолетом разыскали и вернули двух мальчишек, унесенных на льдине ветром далеко от поселка.
21 августа по узким проливам западнее острова Элсмира, преодолевая невзломанный припай, едва тронутый летним таянием, ледокол поднялся до широты 80 градусов и проник в самый северный фиорд Грили, севернее которого за Землей Гранта уже находится Ледовитый океан.
По словам капитана Голикова, туристам огромное удовольствие доставляло зрелище разрушаемого судном льда. Как и на атомоходе, они часами, свесившись на поручни, завороженно следили, как форштевень проламывает, обрушивает, разрушает и раздвигает ледяные глыбы.
К утру 22 августа «Хлебников» зашел в самый северовосточный конец фиорда Грили, в узкий фиорд Танкари, в самую середину северной части острова Элсмир. Невиданное достижение поразило канадцев. Многие организации прислали поздравления. Канадский лоцман сказал капитану, что таких трудных ледовых условий в этих местах не было 22 года. Последнее обстоятельство лишний раз подтверждает действенность 22-летнего солнечного цикла и оппозицию ледовых условий Канады и Чукотки: припай мыса Шмидта взломался ранее рекорда 1970 года.
Достигнув самой северной точки, буквально сердца острова, или Земли Элсмира, по своему каналу ледокол 23 августа повернул обратно. А в это самое время атомоход «Советский Союз» второй раз пересекал приполюсный район, а у мыса Святой Нос в море Лаптевых на ледоколе «Ерофей Хабаров» устраняли повреждения, полученные от прибрежных сжатий.
24 августа ледокол «Капитан Хлебников» пробился в Мокка-фиорд в проливе Эрика-санд на восточной стороне острова Аксель-Хейберг. Это следующий остров к западу от Элсмира и Гренландии.
26 августа, еще раз посетив Грис-фиорд, «Хлебников» двинулся на юг, в Баффинов залив, заходя во многие экзотические пункты западной Гренландии. 28 августа туристы прибыли в Готхоб, самый крупный пункт около широты 65 градусов. На этом закончился второй этап путешествия, который длился 19 дней.

3. Поход на север пролива Нерса

Сменив туристов, 29 августа ледокол «Капитан Хлебников» из Готхоба вышел в третий поход на север. На этот раз предстояло добраться до станции Алерт, которая находится в северо-восточной части острова Элсмир — на берегу Ледовитого океана.
Следуя вдоль западной Гренландии, туристы опять любовались основными поселками, посетив Упернавик и Туле. 2 сентября на севере Баффинова залива, в районе исторической «Северной воды», ледокол подошел к системе проливов, разделяющих Гренландию и Элсмир и ведущих в Ледовитый океан. В узких местах эти проливы называются «каналами», в расширениях — «бассейнами». С юга на север пролив Нерса составляют: пролив Смита на юге, затем последовательно бассейн Кейна, канал Кеннеди, бассейн Холла, канал Робсона и далее море Линкольна уже в Ледовитом океане. В широкой северной части Баффинова залива всю зиму существует огромная полынья, которая три века носит название «Северная вода». Она схожа с полыньей на севере Охотского моря под Магаданом и на севере Анадырского залива под Эгвекинотом и Провидения. В летнее время тут обычно чисто, но с севера сюда иногда выносит дрейфом тяжелый лед из Ледовитого океана.
И действительно, уже в проливе Смита лед начал уплотняться и с каждой милей на север ледовая обстановка стала осложняться. В бассейне Кейна ледокол преодолевал массив вдоль берегов Гренландии, где лед был слабее. В западной части пролива лед несло дрейфом против ветра на юг вдоль берегов Земли Элсмира.
3 сентября в канале Кеннеди в массиве стали преобладать голубые паковые льдины. В бассейне Холла начались сжатия. На выходе из последнего пролива, из канала Робсона, сжатия на стыках полей усиливались до двух баллов. Здесь, в точке 81°38' с. ш., 63°03' з. д., в связи с ограниченным временем, а также по причине запрещения полетов вертолета в радиусе 100 миль от станции Алерт, приняли решение лечь на обратный курс. Но в целом впечатления о перспективах выхода в океан у ледокольщиков сложились благоприятные. КМ Голиков и АГК Акулич сообщили, что «учитывая небывало холодную зиму, обычный проход проливом Нерса можно считать возможным».
4 сентября ледокол вернулся в Туле и затем с попутным осмотром достопримечательностей 9 сентября прибыл в Готхоб, откуда начинал свое движение на север десять дней на­зад.
На этом арктическое плавание ледокола закончилось. Обогнув Гренландию с юга, 11 сентября судно зашло в порт столицы Исландии Рейкьявик, а 21 сентября пересекло Атлантику и прибыло в Петербург.
Стоянка была короткой. Оформив документы с зарубежными партнерами и передав научные материалы штабу Востока, 25 сентября «Капитан Хлебников» направился в Германию на туристическое дооборудование. Дальнейшие планы ледокола на зависть увлекательны: из Германии с полной экипировкой для приличного сервиса в... Африку, в Кейптаун. А оттуда еще дальше на юг вокруг берегов всей Антарктиды со сменой туристов в Новой Зеландии. И только к весне, завершив трансполярную и трансэкваториальную кругосветку, возвращение в порт приписки — родной Владивосток.

Итоги и перспективы

Августовский рейс ледокола «Капитан Хлебников» явился выдающимся, небывалым и рекордным событием в истории освоения Арктики. Сейчас, рассматривая подлинную карту похода, просто диву даешься, в какие дали, дебри и закоулки проник наш ледокол по заказу любопытных, денежных, но не очень щедрых заказчиков. Все, что ни делал ледокол в Канаде, было впервые. И первый опыт блестяще показал себя.
Капитан П. Г. Голиков еще в рейсе сообщал в Штаб Востока, что участники похода, выражая свой восторг и восхищение, просят запланировать такое же плавание и на следующий 1993 год. А потом в пароходство в обилии посыпались заявки от естествоведческих учреждений США и Канады.
Плавание ледокола широко освещала международная пресса, и оно получило самые благоприятные отклики. Из Оттавы начальник береговой охраны Канады капитан Джонс прислал КМ Голикову радиограмму: «Поздравляем Вас с историческим транзитным переходом через Канадский Северозападный проход. Имя вашего судна занесено в списки прошедших этим путем. Желаем успехов».
Не остались равнодушными и сами исполнители. В конце августа сильные магнитные бури часто нарушали радиосвязь. И у ледокольщиков на короткое время сложилось мнение, что о них забыли: 25 августа в Певек в Штаб Востока, помимо обычных суточных донесений, пришло послание:

Хоть не следил за нами мир,
Все ж покорился нам Элсмир!
Здесь лед такой же, как у нас...
Мы показали высший класс.

Хоть мало было здесь воды,
Нас окружали только льды,
Но опыт Арктики родной
Мы возим в багаже с собой.

Желаем вам поменьше льдов,
Побольше грузовых судов,
Без нас в «полярке» не скучать,
И в Петербурге нас встречать.

Коллегам всем большой привет!
С терпеньем ждем от вас ответ...

(КМ Голиков, АГК Акулич)

На самом деле весь мир, и Штаб Востока особенно, следили за действиями ледокола с затаенным дыханием. И раз запрос поступил, незамедлительно ответили:

За вашим редкостным деянием
Следим мы с пристальным вниманием.
Сдается нам: в такие дали
Суда еще не заплывали.

От ваших зарубежных дел
Эфир почтительно немел,
Поскольку опасался мир,
Что вы расколете Элсмир.

Но уцелел архипелаг,
Где пронесли России флаг,
Хотя секли широты гордо
И перебили все рекорды.

Завидуют вам Кук и Пири,
Что вы Америке открыли
То, что веками было скрыто -
Пути к канадскому транзиту.

Вас ждут невиданные виды
Циркумполярной Антарктиды,
Неимоверные задачи...
Желаем творческой удачи.

(Штаб Востока, НМ Гричихин, АНГО)

Туристический, казалось бы, просто прогулочный, развлекательный рейс на самом деле принес большую пользу и практике, и науке. Ведь в любом плавании ледокол выступает как прибор, который своим корпусом испытывает реальную прочность природных льдов. Оказалось, что «чужой» лед вовсе нам не чуждый. Как написал гидролог в рифмованном донесении: «Здесь лед такой же, как у нас». И это очень важно и означает, что богатый опыт освоения сибирского Севморпути вполне пригоден и для Канадского. Главный же результат таков.
Ледокол «Капитан Хлебников» преодолел путь от Чукотского моря до Баффинова залива за 10 дней в год, который сами канадцы считают очень холодным, поэтому возникает мысль о реальной возможности коммерческого плавания от Японии к восточной Канаде не только через Панамский канал, но и через север Америки. Тем самым поход ледокола «Хлебников» открывает в планетарном плане новую арктическую трассу.
Канадский Севморпуть по дуге большого круга укорачивает морскую дорогу от Японии к портам восточной Канады на одну тысячу миль по сравнению с нашим Севморпутем и на три тысячи миль — по сравнению с плаванием через Панамский канал. Кроме того, для западных и восточных портов Канады путь через север получается на тысячу миль короче, чем через Панамский канал.
Преимущества канадского Севморпути заключаются в его укрытости от океанических ледовых завалов, таких, какие случаются у острова Айон и Певека. Реальные сроки движения — с середины июля до середины октября. Ледовых трудностей восточнее мыса Барроу бояться не следует, ибо с конца августа здесь преобладают отжимные ветры в передней части климатической Алеутско-Чукотской атмосферной депрессии над соответствующими относительно теплыми морями.
В конечном счете опытный рейс ледокола «Капитан Хлебников» еще раз наглядно показал, что международное сотрудничество в Арктике обоюдно полезно.

Газета «Полярная звезда», 28 января 1993 года


Вернутся к оглавлению сборника