Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
По следам полярных экспедиций
Часть II.
На архипелагах и островах

Белов М. И.

 

 

Странички истории

Обетные кресты и надмогильные знаки стоят на берегах студеных рек и арктическом побережье. И не всегда легко ответить на вопрос, кто и кому посвятил их.

Года четыре назад ленинградский писатель С. В. Сахарнов на полуострове Канин обнаружил обетный крест. Он стоит на самом мысе, на виду у всех, кто идет в Северный Ледовитый океан. Судя по надписи, сделанной на нем, его воздвигли в 1919 г. поморы - жители поселка Щелья. И еще одну надпись удалось прочесть на этом кресте: «Боже дай нам ветра», вероятно, поморы просили всевышнего посылать им попутного ветра.

Обнаружить такой крест в Русском Поморье — обычное событие. Так, в 1930 г. участник экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов» М. С. Муров нашел на Новой Земле высокий крест с перекладиной. На нем есть текст: «Сей крест воздвигли жители Сумского посада — промышленники Кошков, Тенин и Степан Борисов с товарищами. 1842 г.».

Еще один обетный «реет найден в 1972 г. на острове Вайгач, у мыса Створного. Надпись на нем не прочесть.

Встретить такой крест на далекой северо-восточной окраине страны, на Чукотке и Анадыре, — неожиданность. Их ставили поморы на путях продвижения, на дорогах, ведущих к океану. Один из таких крестов на левом берегу реки Анадырь, в районе, где впадает река Белая, обнаружил Н. Н. Диков. Крест стоит на возвышенном месте, на виду у плывущих вниз по реке Анадырь. На высоком кресте с тремя перекладинами надпись, которую до конца прочесть не удалось: «О плавающ путнедстрплен иос-пас их гдупом». Диков дешифровал текст так: «О плавающих путниках, едущих странствовать пленниках, о спасении их душ господу помолимся», Диков пишет, что этот крест обновил чуванец Василий Захарович Никушин. Этот памятник, бесспорно, поставили русские поморы, плававшие по реке Анадырь от зимовья Дежнева в сторону моря, где Дежнев видел большое лежбище моржей. В течение второй половины XVII в. торговые, служилые и промышленные люди Анадырского острога промышляли «заморный рыбий зуб», доставляя его в государственную казну по сравнительно высокой цене. Путь к морю на Коргу был опасен, нередко суда становились жертвой стихии. В 1655 г. артель судна казака Павла Кокоулина Заварзы, попав в бурю в районе, Корги, погибла в открытом море. Крест с надписью о плавающих и путешествующих, сохранившийся на берегу реки Анадырь, напоминает нам о тех, кто совершал такие походы.

Там, где стремительный Енисей впадает в Енисейский залив, дробясь на многочисленные рукава, на правом берегу, в двух километрах от поселка звероловов и рыбаков Толстый Нос, находится кладбище. Здесь похоронен декабрист Николай Федорович Лисовский (родился в 1799 г. и умер 7 января 1844 г.). Он был членом Общества соединенных славян, тайной революционной организации, соединившейся с Южным обществом декабристов. Лисовского доставили в Петербург из Житомира и заточили в Петропавловскую крепость, обвинив в заговоре против императора Александра I. Затем его сослали в Читинский острог, и уже оттуда в 1828 г. перевели на вечное поселение в Туруханск, где ему вместе с декабристом И. Б. Абрамовым разрешили заниматься торговыми операциями и промыслами.

Он умер внезапно во время поездки в поселок Толстый Нос. На его могиле положена мраморная плита.

С тех пор эта могила считается святым местом. Инородцы уверены, что на ней горит негасимый огонь, который от ветра колышется и разгорается еще сильней. Проезжающие около этого места должны непременно помолиться о благополучном пути, в противном случае им придется так или иначе задержаться.

В данном случае мы имеем дело с легендой, основанной на каком-то историческом факте.

А вот еще памятник на реке Енисее. Он был сооружен на мысе Зверевский в виде креста Федором Рахманиным. В навигацию 1781 — 1782 гг. этот мореход на судне «Св. Захарий» из Туруханска пытался пройти по Северному Ледовитому океану в Белое море, на свою родину. Однако судно его погибло у речки Сопочной, причем команда, состоящая из ссыльных, набранных в Енисейске и Туруханске, вернулась назад, а некоторые остались на жительство в низовьях реки. По берегам Енисея Рахманин, как все поморы, плававшие часто на Новую Землю и Шпицберген, расставлял кресты.

Один из рахманинских крестов на Енисее в 1858 г. видел П. И. Третьяков, другой — нашел в 1866 г. геолог И. А. Лопатин, возглавлявший экспедицию на Таймыр. Но ни Третьяков, ни Лопатин не смогли прочесть надписи на крестах. И только священник М. Суслов, в 1877 г. обнаруживший в зимовье Зверевском один из таких крестов, смог прочесть старорусскую надпись: «15 июля 1781 года поставлен сей крест на поклонение православным христианам, следующим в Северный океан». Очевидно, аналогичные надписи были и на других крестах Рахманина.

При освоении Хатангского края, когда в Хатангское зимовье приехал Ерофей Хабаров, была построена деревянная церковь — редкий памятник русского деревянного зодчества XVIII в. В течение года Хабаров был в Хетском (Хатангском) зимовье целовальником, сборщиком таможенной пошлины. В зимовье останавливались отряды Великой Северной экспедиции, в частности X. Лаптева. Из этого района начинали походы штурман Челюскин, Никифор Бегичев и сам Лаптев. В XIX в. отсюда вышел на север Таймырского полуострова академик А. Ф. Миддендорф.

В проливе Малыгина, который отделяет остров Белый от Ямальского полуострова, стоит деревянный геодезический знак, известный как знак Котовщиковой. Наталья Александровна Котовщикова была сотрудницей Географического института. В 1929 г., работая в Ямальской экспедиции В. Н. Чернецова, она выехала в северную часть Ямала вместе с оленьими стадами ненцев. Получилось так, что, оставшись одна в тундре, Наталья Александровна заболела. Об этом люди узнали уже после ее смерти из ее дневников, которые она вел до последней минуты. Чернецов, автор некролога («Советский Север», 1930, № 1) писал: «В палатке лежала сумка с дневниками Навальи Александровны, а когда впоследствии растаял снег, мы нашли письмо, в котором она прощалась с нами, уже не надеясь вновь увидеться».

Планы Н. А. Котовщиковой посвятить свою жизнь исследованию истории, этнографии и географии малой народности — ненцев, живших на краю земли, — оборвала безжалостная трагическая смерть.

Сколько еще неразгаданного на далеком арктическом побережье и морских островах! Будущим историкам Арктики, географам, геологам, гидрографам, и тем, кто сегодня работает там, предстоят увлекательные поиски и. удивительные находки следов полярных экспедиций. Эти поиски и находки только что начались. Пусть эта книга будет добрым помощником следопытам, и, если хоть в малой степени она окажется им полезной, автор будет считать, что он потратил свой труд не напрасно.

 

 

Вернутся к оглавлению